Плохое "Кино"
В подмосковном городе Орехово-Зуево, на бывшей улице Кузнецкой, напротив Хлебзавода чуть позади развлекательного комплекса «Кино», буквально в нескольких шагах от восстанавливаемого старообрядческого Храма Рожества Пресвятой Богородицы, стоит ничем не приметное здание корпуса бывшей Трикотажной фабрики. Если присмотреться внимательнее, поверх квадратных оконных рам можно разглядеть высокие оконные дуги, заложенные на скорую руку кирпичом.
Мало кто из ореховозуевцев знает, что это неприглядное здание было когда-то красивой и большой церковью, принадлежащей старообрядческой общине Белокриницкого согласия. И, пожалуй, никто из горожан, даже из числа прихожан старообрядцев не знает, что с 1916 и по 1938 год настоятелем этого храма был отец Григорий Петрович Хазов, окончивший свое служение Богу и людям мученической кончиной на Бутовском полигоне НКВД.
Фотографии здания бывшего храма во имя Рожества Богородицы, построен в 1909. У
В течение 30 лет, с 1908 по 1938 год, большой и красивый, построенный в неорусском стиле храм Рожества Пресвятой Богородицы, наряду с Черной молельней (Молитвенным домом Рожества Пресвятой Богородицы), был центром духовной жизни орехово-зуевских староверов-поповцев.
После ареста настоятеля храм Рожества Богородицы на Кузнецкой был закрыт и частично разрушен. В 1940-м году он был переделан под корпус Трикотажной фабрики. Некоторое время оставалась узенькая колокольня храма, расположенная чуть сбоку. После войны «дошла очередь» и до неё. И только красивые своды окон, чудом оставшиеся после перестройки, напоминали жителям о святом месте, с которым были связаны светлые воспоминания о венчании, крещении детей, отпевании усопших родителей и близких.
Светлые воспоминания о храме и его настоятеле…
Во время следствия по вопросу реабилитации отца Григория 15 августа 1957 года был допрошен бывший дьячок храма Рождества Богородицы – Михаил Александрович Попов:
Я человек верующий, постоянно посещал церковь, в которой служил Хазов Григорий Петрович. Священник Хазов Григорий Петрович был трезвым и добрым человеком, за какие преступления он был арестован я не знаю. (По материалам выписок из дела № П-40248 ГАРФ).
О доброте отца Григория говорили многие. Именно за добрый нрав и праведную богоугодную жизнь в 1916 году ткач и помощник мастера Никольской мануфактуры Григорий Петрович Хазов был избран общиной священником. Все детишки Кузнецкой улицы собирались у храма Рождества Богородицы, ожидая конца службы. Все сладости, положенные прихожанами на канун, Григорий Петрович раздавал собравшейся детворе…
Родился Григорий Петрович 23 января 1878 года в деревне Заволенье, Богородского уезда, Московской губернии, в бедной крестьянской семье. Мама Григория Петровича умерла рано. Растил и воспитывал будущего священника и его сестру Анну их отец – Петр Данилович Хазов. Григорий Петрович закончил 3 класса земской Заволенской школы и в 1897 году пошел работать на фабрику Саввы Тимофеевича Морозова в деревне Орехово. Работал сначала ткачом, а затем помощником мастера.
В свободное время Григорий Петрович пел в любительском хоре Зуево-Орехово-Никольской общины.
Любительский хор певчих при Зуево-Орехово-Никольской общине. [Церковь. М., N4, 24 января 1910 г., с. 121] Григорий Петрович на фото – второй справа в верхнем ряду.
С 10 февраля 1916 года Григорий Петрович Хазов был избран священником и начал служить в зуевском храме Рожества Богородицы.
«Снимались в 1919 году в деревне Никулино в голод. Отец Григорий с матушкой Меланьей, племянник Миша и 2 племянницы Лена и Анфиса. Снимал Иван Андреевич Ковалев»
В 1938 году Григорий Петрович жил в доме 15 на Кузнецкой с матушкой Меланией Фоминичной, племянницей-крестницей четы Хазовых – Еленой Лукиничной Исаевой (Бариновой), выросшей в семье настоятеля (многие прихожане и даже дальние родственники думали, что она родная дочь о. Григория), мужем Елены Лукиничны – Исаевым Александром Кондратьевичем и двумя их детишками: Мишей и Женей.
23 января Григорий Петрович отметил свой 60-й год рождения. А на следующий день, вернее, ночь – 24 января - к их дому подъехал черный воронок. Уполномоченный УНКВД предъявил священнику ордер на обыск и арест. НКВД-шники перерыли весь дом и увезли отца Григория. Больше его никто не видел.
Двух-трех на скорую руку сфабрикованных свидетельских показаний было достаточно, чтобы в течение считанных дней вынести приговор и отправить человека на Бутовский полигон. Наверное, лишним будет говорить, что свидетели, подписавшие подсунутые им протоколы в 1938-м, полностью отказывались от показаний во время реабилитационных процессов в 1957-м и даже отрицали сам факт допроса:
Я, Ченцов Леонтий Григорьевич, знаю гражданина Хазова Григория Петровича как служителя культа, старообрядческого попа. Он служил в Зуевской церкви, где я работал сторожем, истопником. Я показываю правду, что меня никто и никогда по делу Хазова Григория Петровича не допрашивал. Я от Хазова Григория Петровича высказываний против руководителей коммунистической партии и советского государства никогда не слышал, также я не слышал от Хазова Григория Петровича и антисоветских высказываний. Я, Ченцов Леонтий Григорьевич правдиво показываю, что по делу Хазова Григория Петровича меня не допрашивали, я таких показаний не давал и записанные от моего имени показания по делу Хазова Григория Петровича категорически отрицаю. (подчеркнуто красным карандашом).
Я не слышал от Хазова Григория Петровича таких высказываний, как это записано в протоколе моего допроса 20 января 1938 года и меня не допрашивал. Я не слышал, чтобы Хазов Григорий Петрович говорил, как это написано в протоколе допроса, что он ждет спасителей из-за границы, не слышал, чтобы он клеветал на конституцию СССР, также категорически отрицаю записанное в протоколе допроса, что якобы Хазов Григорий Петрович высказывал намерения покушаться на жизнь руководителей партии и государства. Ничего подобного я показывать не мог, так как антисоветских высказываний от Хазова Григория Петровича не слышал. Никто мне этого протокола допроса по делу Хазова Григория Петровича от 20 января 1938 года не читал и на этом протоколе я не подписывался. (Выписка из протоколов допроса свидетелей, дело № П-40248 ГАРФ).
Сейчас, по прошествии семидесяти пяти лет, очень трудно во всем разобраться, но во время войны среди орехово-зуевских старообрядцев ходил слух, что именно Ченцов написал донос на отца Григория, за то, что тот не позволил ему взять какую-то книгу, которую долгое время пытался получить сторож. Дети Елены Лукиничной вспоминают, что Ченцов всегда опускал глаза, встречаясь с ними и другими родственниками священника. В любом случае, судить не нам. Слухи – есть слухи, а осуждение – тяжкий грех. Господь милостив. Он молился за плевавших в него и распинавших его на Кресте, и даже Иуду простил бы, если бы тот покаялся.
Последнее Aото отца Григория Петровича Хазова
Григорий Петрович Хазов был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД 5 февраля 1938 года. До 1957 года эта информация была секретной. Почти 20 лет семья Хазовых-Исаевых находилась в неведении о судьбе Григория Петровича. Еще теплилась надежда на то, что однажды Григорий Петрович вернется, ведь кто-то возвращался.
Когда пришло известие, Мелания Фоминична была уже старенькая. Позади была страшная и тяжелая война. Матушку любили все в округе. Для многих старообрядцев Орехово-Зуева она стала крестной. Её всегда приглашали на отпевания, панихиды и поминки орехово-зуевских старообрядцев, советовались с ней по многим вопросам. Перед своей смертью матушка очень ослабла. Она с нетерпением ждала возвращения из армии внука Жени (Евгения Александровича) и обещала ему, что обязательно дождется.
Фото 1958 года, июль. Улица Кузнецкая. Отпуск Евгения Александровича Исаева. Одна из последних фотографий матушки Мелании.
Когда Евгений Александрович пришел из армии, матушка уже почти не вставала. Умерла Мелания Фоминична летом 1960-го на руках у Евгения Александровича. Сидя за столом, он заметил, что бабушка слегка приподняв голову, зовет его к себе рукой, словно пытаясь что-то сказать. Когда он подбежал, чтобы поддержать ее голову, она уже начала хрипеть, обмякла и отошла.
Григорий Петрович Хазов, как и многие старообрядческие священники того времени, заранее приготовил для своего погребения большой гроб, вырубленный из целого ствола дуба. Гроб был сделан основательно, остроган и даже отполирован и лежал на чердаке дома на Кузнецкой. В огромном гробе Григория Петровича орехово-зуевские старообрядцы несли на руках маленькую и старенькую матушку Меланию до самого Зуевского кладбища.
Перейдя дорогу, отделяющую молельный дом святителя Николы от старого Зуевского кладбища и направляясь чуть правее и вглубь кладбища, можно найти семейные захоронения большой матушкиной семьи. Если кто-то окажется в тех местах — помолитесь об этих простых, добрых и бесхитростных людях, проживших сложную и честную жизнь. Особенно же об убиенном иерее Григории Петровиче Хазове и матушке Мелании Фоминичне. А также о возвращении Русской Православной Старообрядческой Церкви поруганного храма Рожества Богородицы на улице Кузнецкой и о скорейшем его возрождении в былой красе и величии.
Статью подготовил двоюродный правнук о.Григория – Исаев Юрий Евгеньевич
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи родным и близким отца Григория: Исаевой Е.Л (+1990), Исаеву Е.А., Исаеву М.А., Исаеву А.И., Королевой А.И., краеведу Рыбину М.Е., Олегу Хохлову, Евгению Голоднову и сотрудникам ГАРФ и сайту www.STAROVE.RU
|