Ровно пятьдесят лет назад, весной 1963 года, жители деревни Глазово лишились своего храма. Единственная на всю серпуховскую округу старообрядческая церковь Успения Богородицы была закрыта на долгих 38 лет. По распоряжению секретаря Подольского городского совета богослужебные книги и строительный материал, подготовленный общиной для ремонта, были изъяты. В течение нескольких десятков лет храм подвергался разрушению. А задолго до этого, после изданного 17 апреля 1905 года Манифеста Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в Глазове была заложен кирпичный храм. Он строился по проекту Василия Малинина на средства местных прихожан, главным образом на деньги купца Увалова.
До конца 1930-х годов особых гонений на старообрядцев в Глазове не было, но, как и большинство храмов в России, Успенская церковь была закрыта. Однако, во время войны, в 1943 году местную старообрядческую общину здесь вновь каким-то чудесным образом зарегистрировали и богослужения возобновились. Никаких претензий к староверам не было до 1960 года. Тогда, под предлогом ветхости и предремонтного состояния храма, местные власти пробовали запретить богослужения. При том, что специальная комиссия в ноябре 1960 года признала, что храм находится в исправном состоянии.
Спустя два года священник Малых оставил Глазово и переехал в Павлово-Посадский район. Церковь «запломбировали», не предупредив общину. Действия властей подвигли верующих на более чем серьёзный для тех времён шаг. Люди написали письмо Леониду Брежневу! Верующие просили председателя Верховного Совета СССР «распломбировать» церковь и разрешить начать богослужения.
Вот текст этого письма: «Товарищ Брежнев! К Вам обращаются пенсионеры с просьбой разрешить оставить нам в деревне Глазово Московской области церковь, которую закрыли в сентябре 1962 года, как молитвенный дом. Не отнимайте от нас, старушек, одно из утешений, дайте домолиться до последних наших дней. Все мы, пенсионеры, честно работали, все мы не моложе 60 лет и привыкли к церкви с самого раннего детства. Очень просим Вас оставить нам церковь». Брежнев проигнорировал обращение глазовцев. А вскоре последовали события, описанные в самом начале этой статьи: храм окончательно закрыли.
Вообще, после 1666 года, глазовцы, не принявшие реформ Никона, постоянно подвергались преследованиям. В деревне столетиями хранили древнюю веру, не особо жалуя тут новых поселенцев. За многовековую историю деревни здесь никогда не было ни «никонианской» церкви, ни «никонианского» кладбища. В Глазове всегда знали законы конспирации. Во времена гонений, в конце 19 века, здесь собирались на длительные службы по домам и ставили у ворот дозорного. Скупые строчки сообщают, что в 1854 году «раскольническая община деревни Глазово Серпуховского уезда была уничтожена, а принадлежащие ей иконы старого письма, книги и прочая церковная утварь были изъяты и переданы в Высоцкий мужской монастырь». Но это не было правдой. Община жила и развивалась. О чём и свидетельствует постройка в 1911 году храма.
К 1990-м годам Успенский храм в Глазове находился в аварийное состоянии, своды обвалились. В таком состоянии он был передан верующим 11 марта 2001 года. С тех пор вокруг церкви была возведена металлическая ограда с кованными воротами, на средства прихожан воссоздана алтарная стена старого храма, частично восстановлена колокольня. Община добилась присвоения храму Успения статуса памятника архитектуры, что позволяет рассчитывать на помощь в его восстановлении за счёт федеральных средств. Но, поскольку помещения для молитвы у общины не было, рядом с Успенским храмом заложили небольшую деревянную церковь. В августе 2009 года храм был достроен. С этого момента в Глазове возобновились регулярные богослужения. А 16 августа того же года Серпуховскую землю впервые в истории посетил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Он лично освятил в деревне храм во имя великомученицы Екатерины. В настоящее время глазовский приход насчитывает около шестидесяти человек.
|