Их заставляли отречься от прадедовских заветов. А они забирали детей и уходили в глухие леса. Их проклинали и ненавидели. А они сжигали себя заживо целыми сотнями. Вы чувствуете в себе их бунтарские корни?
.. .Они пришли к нам в XVIII веке с верховьев реки Керженец. Их так и называли - «кержаки». Когда-то их предки бросили вызов патриарху Никону и всему официальному православию. С тех пор они разбрелись по всей стране. Куда только не закинула судьба непокорных староверов. А Урал, наверное, именно тогда стал пристанищем всех гонимых. И о том, почему наш Яр находится там, где он находится, стоило бы спросить старообрядцев. Три века назад они облюбовали правый берег реки Пышмы и основали здесь свое первое поселение. Назвали деревню «Яр». Пахали землю сохой, деревянной бороной ее боронили, вручную сеяли хлеб, потом убирали его серпами, обмолачивали цепями и мололи зерно на ветряных мельницах. Самые обычные люди: трудолюбивые, хозяйственные. Но не просто так они покидали отчие края, оставляя навсегда могилы прадедов. Смысл жизни этих людей заключался в том, чтобы сохранить и передать свою веру детям. А потому религия у них всегда была на первом месте. Особым почитанием пользовались семейные устои: семьи староверов были крепкими, многодетными. Всегда здесь осуждалось пьянство и курение, большими грехами считались бритье бороды и стрижка волос. Мужчины все были бородатыми, а волосы стричь разрешалось только под кружок, причем делалась искусственная лысина: волосы на верхушке головы выстригались начисто...
...Как-то раз меня, с насмешкой, спросили: «А правда, что если к вам, двоеданам, в дом прийти, и попить попросить, вы даже кружку воды не подадите?» Сейчас это, может быть, и выглядит смешно, но история стирает улыбки: слишком большой ценой люди заплатили за свою веру, чтобы позволять себе отступать от выстраданных традиций. Я тогда ответила, что сама лично воды-то, конечно, вынесу. Но и легенда эта небезосновательна: к людям из мира - мирским - староверы относились настороженно. Если кто-то мирский приходил в дом к старообрядцам, то его поили из отдельной посуды, которую затем тщательно промывали или выбрасывали. Иногда пришедшему и вовсе отказывали в питье, сказав, что в доме нет воды, хотя в углу обычно стояла деревянная кадка с водой. Эти строгие обычаи всегда вызывали непонимание людей другой веры. Отсюда родом все стереотипы о двоеданской вредности. Но я вижу здесь только повод для гордости. И эту самую гордость испытываю, когда на вопрос «Ты откуда?» отвечаю «Из Яра», и слышу «Ууу, двоеданка?»
Ведь это наши предки сберегли ту святость, за которую боролись. Ведь именно здесь, на этой нашей земле она передавалась из поколения в поколение. Именно здесь она жива до сих пор. У нас в Яру самая большая в Тугулымском районе община староверов. Святые места - скиты и кладбище древних старообрядцев - неподалеку. Они свидетельствуют о том, что наше прошлое - не выдуманная сказка. Однажды мне довелось побывать на кладбище раскольников вместе с женщинами из общины. Ранним утром, по мокрой от росы траве, мы шли длинной вереницей. Женщины в платках и темных юбках, самая первая несла в руках икону, и все шептали молитвы. Мы шли на одно из трех захоронений, что остались здесь после самых первых староверов. Кладбище представляло собой девять высоких могил - два ровных ряда, которые видно издали. «Могилы эти - растущие, - пояснили мне, - если обычные давно уже сравнялись бы с землей, то эти, наоборот, вверх поднимаются. Много знамений посещало нас на этом месте. Несколько человек пение из могил слышали, словно хор мужской поет, так чудесно, что душа радуется!» Еще 44 могилы хранят в себе те два захоронения, на которых мы тогда не побывали. «И еще там есть целебный камень, - слушала я рассказ, - спустившийся на землю с неба. Яровчанка Анна Баранова видела этот камень, когда была маленькой. Размером он с небольшой журнальный столик, плоский и серый. Но со временем он, наверное, врос в землю и исчез. Из Тюмени приезжали ученые, искали камень. И мы искали, но не нашли».
Скиты, кладбище, книги, которым по 400 лет, - все это бережно хранится нашими староверами, обо всем этом рассказывается детям. «Грош цена нам на том свете будет, - говорят женщины, - если мы после себя никого не оставим, если никто здесь не положит за нас поклон». Долгое время наши староверы собирались и молились в маленькой часовенке на сельском кладбище. Пока в Яру не построили Дом молитвы. Его открыли в августе прошлого года, на Успение пресвятой Богородицы, ровно через год после начала строительства. Возведению не помешал даже экономический кризис.
Строительство инициировал Дмитрий Петрович Шарапов, офицер запаса, пенсионер. Он родился в этих местах, в семье, где придерживались старой веры, сейчас живет в Москве. Стройка началась после того, как Дмитрий Петрович лично вбил здесь первый колышек - на том самом месте, где когда-то давно уже стояла деревянная двухэтажная часовня. Ее в 1910 году построил известный на всю округу поп Василий Андреевич Ласкин. Здание снесли в 1944 году. А в 1945 начали строить на этом месте клуб. Поговаривают, что оставались здесь и захоронения. При строительстве новой часовни каждый шаг сверяли с древними канонами. Так, например, направление входа определяли с помощью компаса. Благословение на стройку местным старообрядцам дали старшие наставники. Они же были и на открытии, проводили все надлежащие обряды: освящение часовни, всенощную молитву и крестный ход.
Дмитрий Петрович в наших краях бывает нечасто. Но староверы то и дело о нем вспоминают: золотая маковка Яровской часовни теперь видна издалека. Это единственный на весь район Дом молитвы для старообрядцев. К нам приезжают верующие со всей области и из других самых разных городов. Яровчане уже привыкли к тому, что частенько приходится объяснять машине с тюменскими номерами, как проехать к часовне. «Будем надеяться, сказал Дмитрий Петрович на открытии, - все, что нами всеми сделано, поспособствует возрождению старой веры. Милости просим всех, кто причисляет себя к старообрядцам, посещать часовню. Ее двери всегда открыты для всех желающих»...
Со времен церковного раскола минуло почти пять столетий. Но испытание временем для староверов было самым легким испытанием. Как повел бы себя патриарх Никон, зная, что вера, которую он подвергал стольким гонениям, придет и в 21 век? А она пришла. И даже маленькие дети знают, что за часовня построена в Яру. Просто у нас помнят и хранят заветы предков. Просто рядом с нами живет вековая тайна. Просто мы - двоедане. Раскольники. Старообрядцы. Староверы.
Юлия Маркова Текст написан на основе краеведческого материала Н.А.Бытовой "Наша яркая жизнь": выпуск, посвященный 345-летию села Яр Тугулымского района Свердловской области Август, 2011 |