Главная » 2013»Январь»9 » Ю.Маслова. Игумен Тихон как зеркало русской религиозности
05:57
Ю.Маслова. Игумен Тихон как зеркало русской религиозности
Читая книгу «"Несвятые святые" и другие рассказы» игумена Тихона (Шевкунова) мне, как человеку советской школы, пришла на ум статья Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», которую мы вымучивали дома и на уроках литературы. Пробежав по диагонали рецензии, вспомнилась фраза из статьи: «Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным». Хвалебных рецензий море! Критических – раз-два и обчелся. Классиком марксизма (простите, братия и сестры, за его цитирование!) была замечена одна важная вещь: «Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого – действительно кричащие». Противоречия в книге игумена Тихона встречаются не менее кричащие, что постараемся показать ниже.
Труд архимандрита заслуживает внимания читателей-староверов по трем причинам. Во-первых, это произведение представителя нашего давнего религиозного антипода: игумен Тихон служитель РПЦ, наместник московского Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Во-вторых, книга стала победительницей конкурса «Книга года» в номинации «Проза года» (2012), а также победительницей читательского голосования Национальной литературной премии «Большая книга». И, в-третьих, тираж превысил миллион экземпляров, что само по себе показательно и удивительно. Учитывая мнения читателей, тираж книги и то, что игумен Тихон является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, можно сказать, что «"Несвятые святые" и другие рассказы» – это зеркало современной русской религиозности.
Впечатление от книги игумена Тихона двоякое. С одной стороны «замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши» советских лет, а с другой стороны пишет русский интеллигент, выпускник ВГИКа, который, «публично бия себя в грудь, говорит: «"я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками "».
В жанровом отношении данное произведение не является чем-то оригинальным в русской литературе. Еще в XIX веке появились знаменитые «Мелочи архиерейской жизни» Николая Лескова, который получил массу злобных откликов за книгу со стороны церковной печати. В XX столетии современным продолжением Н.Лескова явилась книга представителя РПАЦ Михаила Ардова – «Мелочи архи…, прото…, и просто иерейской жизни»; в XXI веке появилась и женская проза – «Современный патерик» Майи Кучерской. Все названные произведения, не исключая «Несвятых святых», являются собранием смешных и грустных историй из жизни современных верующих людей.
Произведение отца Тихона, по замыслу автора, должно быть не только собранием историй из монашеской жизни, но и носить миссионерский характер. Однако уже само название книги двусмысленно. Так и думаешь о евангельской соли, которая может стать не соленой…
Читая игумена Тихона, не раз ловила себя на мысли, что пшеница и плевелы так перемешаны, что неплохо бы найти Золушку, которая все переберет и отделит хорошее от плохого. Самыми замечательными, на мой взгляд, написанными с сердечной теплотой и юмором, стали главы из книги о годах, проведенных в Псково - Печерском монастыре. Это и первое послушание после крещения, когда туристу-неофиту пришлось чистить канализационные колодцы, и работа в коровнике, когда заснувшему нерадивому послушнику Георгию (будущему Тихону) корова залепила по физиономии хвостом в навозе, и многое другое.
Некоторые воспоминания автора о монахах Псково - Печерского монастыря носят черты рассказов из Патерика, например, о схиигумене Мелхиседеке. Когда Георгий пришел к нему и поведал о своих бедах, отец Мелхиседек выслушал его, как обычно, понурив голову, а потом поднял глаза и вдруг горько-горько зарыдал: «Брат! - сказал он с невыразимой болью. - Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю!» Неподдельное горе и плач Мелхиседека о грехах сделали проблемы вопрошавшего нестоящими.
Однако здесь же, в описании монастырской жизни, автор говорит об институте старчества, о котором начетчики-староверы не раз писали, поэтому не буду подробно останавливаться на этом вопросе. Борис Кутузов справедливо заметил, что еще святитель Игнатий Брянчанинов писал о старчестве, то есть о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества, что «такое послушание не дано нашему времени». Об этом епископ Игнатий пишет в «Советах относительно душевного иноческого делания» в главе «О жительстве в послушании у старца». Об этом же можно прочесть в его «Письмах».
Несмотря на то, что Игнатий Брянчанинов почитаем в среде новообрядцев (недавно канонизован), тема старчества для игумена Тихона, как и для многих его единоверцев, неоспорима. Поэтому на протяжении почти всей книги мы читаем про отца Иоанна Крестьянкина, про его дар прозорливости и духовной мудрости. Автор приводит притчу «Про молитву и лисичку» о дружбе монаха с крестьянином, несведущего в богословии, чья бесхитростная вера выше рассуждений монаха. Один рецензент отметил соблазнительность этой притчи: «миссионерство лишается морального права проповедовать православие» (см. http://пустынник.рф/otzyv-na-knigu-arximandrita-tixona-shevkunova-nesvyatye-svyatye). Притча предваряет главу о генерале разведки Н.С.Леонове, который должен, видимо, олицетворять того самого простеца из притчи, задаваясь вопросом, кто такой Ангел-хранитель. Однако на самом деле складывается впечатление, что простецом является сам игумен Тихон, прислушавшийся к внутреннему голосу и остановивший машину за несколько минут до аварии. Ролевая ошибка или «исторический грех толстовщины»?
А вот глава, названная высокопарно: «Что происходило в духовном мире в эти минуты?» Глава о том, как несколько человек, в том числе будущий игумен, избежали смерти от падения кирпичной стены, кроме одного – дьякона Григория. «Мораль сей басни такова»: стена упала именно на дьякона, т.к. он несколько лет служил литургию, не исповедуясь. Но не надо быть ни монахом, ни богословом, чтобы знать из Евангелия о падении Силоамской башни (Лук 13:1-5) и что сказал Спаситель: «Если не покаетесь, все так же погибнете!» Погибшие – не грешнее оставшихся, а их гибель лишь грозное напоминание живым. Получается, что вывод игумена Тихона противоречит евангельскому слову.
Или вот глава «Черный пудель». Так звали собаку дочери Олега Александровича Никитина, энергетика, знакомого игумена Тихона. Дочь увлекалась эзотерикой, поэтому автор книги не удивляется, что ее пудель накинулся на игумена, пришедшего освящать дачу. Предположение о том, что собака олицетворяет в доме Никитина Мефистофеля, подкрепляется совпадением – хозяину на новоселье подарили скульптуру Мефистофеля. Интеллигентское сравнение хозяйского пуделя с Мефистофелем из «Фауста» Гете, по-моему, не может принести душевной пользы, а только соблазн. Что полезного читатель вынесет из этой истории? Только одно – будет бояться черных пуделей! Есть неплохая статья монаха Диодора (Ларионова) и Марины Игнатьевой «Чудеса в решете», где разбирается эта глава, и другие «чудеса» из книги отца Тихона.
К «бабьим басням» можно отнести главу «Вот такие истории происходят сегодня в Москве». В продолжение рассказа о Никитине, отец Тихон повествует о том, как погибший в аварии энергетик пришел во сне к дочери с просьбой поздравить с юбилеем старого друга. Ни жена, ни дочь не знали этого человека, однако общий знакомый подтвердил, что есть такой на свете и у него действительно день рождения. Ничего «душеспасительного» в этой истории я не вижу.
А вот другая история с явлением во сне (глава «Андрей Битов»). Во сне писателю и переводчику явилась мать, которая настоятельно просила исповедаться и причаститься, причем был назван конкретный священник – отец Авель из Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Вот вам пшеница и плевелы, все в кучу, хотя не знаю, есть ли глубокий смысл в том, чтобы исповедоваться у конкретного лица? Во всяком случае, этот сон можно трактовать как душеполезный, ведь он говорит об одном из главных для христиан таинстве – покаянии. И здесь же представлена пародия на покаяние (глава «Про кота»). Некий Николай пошел на исповедь, мучаясь совестью за наказание своего домашнего питомца. Батюшка, не расслышав, принял «кота» за «копта». Получилась эдакая лубочная история, смешная, низводящая таинство до бурлеска.
Рефрен «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием» можно услышать в главе «О смирении». Читать ее было страшно. Три инока и дьякон подверглись насмешкам и грубостям со стороны псковских мужиков. Не остановившись на личностях монахов, они перешли на Спасителя и Богоматерь. Дальше произошло то, чего никак не ожидаешь. Отец Рафаил, чье смирение здесь воспевается, фактически благословил избиение мужиков иноком – бывшим каратистом. «Мы кинулись оттаскивать Александра, но и нам от него досталось сгоряча». Вот такое оно, монашеское смирение, не то что толстовское «непротивление злу».
О бесконечных чудесах из книги писать не буду, отсылаю читателей к статье «Чудеса в решете», о которой говорилось выше. Скажу об одном «чуде», покоробившем меня больше всех. Глава «О том, что нельзя совмещать служение Слову и заработок». Шел 1988 год, Библию достать в это время было трудно. Автор решил издать Библию с иллюстрациями Доре, а в качестве образца для издателей взял личный экземпляр владыки Питирима. Эту книгу пропил «компаньон» отца Тихона Коля. Что автор предпринимает? Тот самый отец Рафаил, о котором вы уже знаете, напомнил, что «я забыл самое простое и известное всем средство – начать читать молитвенное правило о потерянной вещи». Что за «молитвенное правило»? «Читай 50-й псалом царя Давида и Символ Веры – и вещь найдется». Оказывается, есть средство от тараканов, а есть – от воров: покаянный псалом и наше исповедание веры. А ведь есть прекрасная глава, в которой рассказано о Символе веры в главе «Отец Аввакум и псковский уполномоченный». Инок-сторож заставил чиновника перед воротами обители прочесть Символ веры, который и стал ключом для входа.
Вообще в книге перед нами мелькают не только монахи и чиновники, что понятно. Здесь известные лица из мира церкви, политики и культуры: Василий Родзянко, Александр Введенский, Зураб Чавчавадзе, Сергей Бондарчук и другие. О последнем поистине миссионерская глава «Об одной христианской кончине». Глава, рассказавшая о том, что перед смертью великий режиссер и убежденный толстовец Сергей Федорович Бондарчук покаялся в грехах и умирал, читая молитву на листке: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» и глядя не на портрет Толстого, а на икону Спасителя.
Чем дальше читала игумена Тихона, тем больше понимала, какая все-таки пропасть нас отделяет! Староверу не близко, хотя любопытно узнать про обретение мощей патриарха Тихона, про Серафима Саровского, про Дивеево и последнюю его насельницу «матушку Фросю», прошедшую тюрьму и лагеря. Это образы иной духовности, как и пресловутое старчество.
Гораздо интереснее в книге история повседневности 1960-1980-х годов, в том числе монастырская. Немало сюжетов, глядя на которые хочется сказать: «Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!..» Все вперемешку – пшеница и плевелы. Но не так ли живет большинство современных русских людей? У кого – «Бог в душе», у кого двоеверие, у кого страсти человеческие, выдаваемые за достоинства. Много крещеных, но мало просвещенных. Что и показала наглядно, во всей красе, книга «"Несвятые святые" и другие рассказы».
Так это он собрался с мыслями перед написанием книги. Ага, напишет он о себе правду! Тогда это будет Нобелевка - 100% Тихон - духовник Владимира Владимировича [b]Путина.[/b]
книга сия.лишь подтверждает мои наблюдения за никонианами.двуличие.нестособность отличить свет то тьмы.совершенно согласен.что их духовность есть смешение пшеници и плевел.обратите внимание.только они прииимуществено неавидят и злословят нас.кабы это и есть цель их жизни.существования. меня досих пор возмущает ихняя страсть к 'чудесам'.не слишком ли много чудес на душу населения.и любовь к 'мёртвым душам' когда они мнят что все живые и умершие дескать ихние.а умерших сразу к ним причисляют.по сути прц мп церковь 'мёртвых душ'.
Заметьте, как душещипательно на публику, со знанием психологии и лукавой софистской науки, крутой никонианский игумен пропагандирует свою пагубную веру.
И весьма здорова, грамотно, Юлия Маслова, в своей работе раскрывает всю антихристианскую, фактически, - языческую сущность, этого монастырского наместника.
Здесь, стоит отметить, что в последнее время, наши сестры – радетельницы о Древнем благочестии, всё активней и глубже занимаются проблемами сознания Староверия.
В то время, как отцы его искореняют(( А насчет монастыря, - Сретинка - центр Москвы, по соседству Лубянка, центр по борьбе с экстремизмом, магазин "Библио-Глобус". Тот еще монах.
Но я в шоке от количества орфографических ошибок и опечаток "комментаторов"!
Если уж вы разучились писать без автоматической проверки орфографии в Word, то пишите сначала в Word, а потом копируйте на сайт... В каждом третьем слове ошибка, начиная от несТособности и заканчивая СретИнкой.
Лихо подвёл вождь Рогожской молодёжи, неравнодушных людей, - высказывающих свое искреннее мнение по данной публикации, под «безграмотное ПОЗОРИЩЕ!!!».
Понимает, сей обременённый определёнными обязанностями муж, что здесь, фактически, простецы всея России, делают за него идеологическую работу по осознанию и защите Старообрядчества.
Вот и пыжится, пуская слюнявые пузыри во все стороны, и этим как бы показывает своё присутствие и мыслительную значимость.
glrem, Свое отношение к СТАТЬЕ я высказал, а вот Вы не потрудились ошибки в своем прежнем комментарии подправить, хотя технически это возможно.
Когда б Вы хоть абзац собственного анализа представили общественности, Ваши «пузыри» имели бы какой-то вес, а так комментарии тут не ценней следов голубей сизокрылых на чьей-то мужественной гранитной спине...
Мною не раз писано, в том числе в издаваемых брошюрах, что отличительной особенностью старообрядчества до революции была поголовная грамотность в отличие от общей массы. Как же дико сейчас читать, что «староверы» века нынешнего себя сами именуют простецами, радеющими за истину. Что, видимо, дает им право не учить русский язык…
Разве Олег упрекает А.Д. Гоголева в неумении читать и писать?
Нет.
Он упрекает его в наличии большого количества ошибок и говорит о том, что современные старообрядцы не чета дореволюционным, отличительной чертой которых он считает поголовную грамотность.
Согласен, что имеет место подмена понятий, но это, к сожалению, общая черта современного старообрядчества. Так что Олег в струе, не более того. Подмена совершается лёгким изменением акцентов и... О чудо! Перед нами уже не староверие, а очередные никонианские альтернативщики.
Олег Хохлов ратует за язык гладкий и скользкий, как бесовское темечко.
Ибо, таковым облукавленым дрыглом, причесанным надуманными условностями целой армии лженаучных паразитов от филологии, удобней всего отбивать народ от мыслительной социальной деятельности.
Очень печально, что этому ярому певцу кулачества, с никонианскими замашкам, доверили, в митрополии, молодое поколение Старообрядцев.
Вместо того, что бы вести её к культуре Отечества, приучать к настоящему производительному труду, он, призывает богатеть через спекуляцию, посредническую деятельность и прочие антихристианские приёмы наживы.
Уважаемый брат Олег Хохлов! Вы правы, возмущаясь безграмотностью некоторых комментаторов и призывая их ценить культуру Русской речи! Но почему Вы сами вот уже несколько месяцев держите в Авторской личной колонке на своем сайте Молодой.Ру безграмотную фразу, открывающую статью "Воинствующий никонианизм"? Напомню, вот эта фраза: "Будучи студентом ГУ-ВШЭ, в памяти осталось очень важное напутствие преподавателя предмета деловой этики..." Вам уже не раз писали на сайт, что это подобно чеховскому "проезжая мимо вокзала, с меня слетела шляпа..." Покажите свою фразу любому школьному учителю Русского языка (или филологу, лингвисту): он скажет, как исправить такие словесные "вычурности", если уж они приходят автору в голову... как избегать в будущем такие неверные построения слов? Кстати, в комментах на эту Вашу статью 17 декабря писала некая пользовательница сети "В контакте" Ольга Розанова: "Прошу прощения, но режет и глаз, и слух первое предложение, в том числе, вынесенное на главную страницу. С пунктуацией тоже надо бы разобраться. Писать о русской культуре неграмотно - как-то не очень, мягко говоря".
+++ Очень печально, что этому ярому певцу кулачества, с никонианскими замашкам, доверили, в митрополии, молодое поколение Старообрядцев. +++
Дорогой Александр Дмитриевич, справедливости ради нужно сказать, что Олег гораздо лучше и порядочнее тех, кто по Вашему мнению "доверил" ему что-то там.
Но всё равно, - пишите. Пишите, дорогой Гоголев! Ваш пламенный глагол наше народное достояние.
Читаешь и прямо настроение поднимается. Что твой Ильич с броневика! Тут настоящий, незамутнённый глас трудового народа!
Что супротив Вас вся эта мелкота? Так, - титька тараканья.
С тем же успехом можно сазать, что статья не имеет никакого отношения к самарскому староверию.
Вас же никто не просит перенести статью в те места, где люди занимаются литературной критикой и осчастливливанием современников своими писательскими дарованиями.
Пишите ещё, Иулия. Видите, сколько народу Ваше лёгкое перо подвигло к дискуссии. Не каждая статья на такое способна.