Те, кто учился в советское время, не избежал «облучения» ленинским творчеством. Собираясь вынести на суд староверской публики предложение, подбирала нужные слова. Однако навязчиво лезло в голову «Письмо к товарищу о наших организационных задачах» Ильича. Что поделать! Думаешь, как М. Захаров, что в тяжкой болезни будешь бредить как минимум «Аве Марией», а слышишь марш Буденного «Мы – красные кавалеристы». Ну а если серьезно, в письме есть пункты по поводу «отсутствия серьезной подготовки и революционного воспитания», и «отчужденность рабочих от активной революционной деятельности». Этих цитат вполне достаточно, чтобы сказать – нельзя не согласиться с «товарищем».
У большинства древлеправославных отсутствует не только серьезная богословская, но историческая подготовка по вопросам веры. О христианском воспитании и не говорю, а насчет активной деятельности и подавно. Духовное училище на Рогожке «сдувается» на глазах, как шарик Пятачка, и, возможно, со временем, «бумкнет». Большинство староверов пребывает в некоем анабиозе, как депрессивный ослик Иа. В общей массе староверы мало читают, потому что «длинные слова их только расстраивают», как говорил Винни Пух. А одной ученой Совы на все поповское староверие мало…
Наряду с этим, в октябре 2014 года в Историко-архивном институте РГГУ состоялись Историко-краеведческие Преображенские Ковылинские чтения, организованные Союзом краеведов России, Московским краеведческим обществом и Обществом «Культурное наследие Преображенского». Таким образом, у беспоповцев появилась «своя» конференция, а, значит, своя научная и дискуссионная площадка, что неплохо, но заставляет задуматься.
Есть мнение, что пора сделать свою конференцию, посвященную только поповцам (В.В. Боченков, Ю.В. Лоскутов). К ее проведению есть все необходимое: почти отреставрированный Дом Причта, где проходила последняя «осиповская» конференция, и, судя по количеству заявок на нее, достаточное количество ученых, готовых пристальней рассмотреть поповскую ветвь старой веры. А название само просится – «Белокриницкие чтения».
Появление новый чтений не должно быть воспринято как оппортунизм (выражаясь словами вождя), «назло беспоповцам». На чтения могут быть приглашены люди любого вероисповедания и убеждений. Ограничителем будет только направление исследования. Самим же исследователям нужно создать условия: подготовленное помещение для работы в библиотеке и архиве Рогожской слободы, где могли бы заниматься все желающие. А то «желающие» заглядывают «на огонек» во время экскурсий, облизываясь, как медведь на мед, только мечтая об архивных документах. Работу в архивах трудно переоценить – это залог достоверности и объективности, предохранение от теорий, подобных учению Носовского и К°, чей пример «страшно развращает малоопытных товарищей». |