Тоскливо слушать от мужчин-староверов одно и то же: «женщина в церкви да молчит». Слышала это и в свой адрес, и в адрес других. При этом всегда вспоминаются стихи А.Вознесенского – «Бьют женщину. Веками бьют»... Только «битие» это – морального свойства, оставляющее душевные раны. Конечно, можно поерничать по поводу мужских комплексов и неврозов, напомнить, что желание унасекомить другого выдает в тебе самом насекомого. Но, увы, хронические болезни староверского экстремизма не лечит ирония.
Одно непонятно – откуда, с какого времени появилась эта болезнь? Когда занималась журналом «Церковь», не встретила ни одного материала, где бы о женщинах-христианках отзывались, как о «низшем создании». Наоборот, старообрядки принимали активное участие в церковной жизни: в строительстве церквей, в преподавании Закона Божия, благотворительности и т.п. Видимо, женоненавистничество появилось как реакция на советское время, когда мужчины не смогли соответствовать тем высоким требованиям, которые христианство предъявляет к мужскому полу. Но, это мое сугубо субъективное мнение.
Неплохо бы мужчинам-староверам напомнить о Житии боярыни Морозовой, которая смела не просто говорить, но противоречить мужчинам («И бысть ей прения с ними от 2-го часа нощи до десятого»), да еще проявила своим поведением верх неуважения к митрополиту Павлу, архимандриту Иоакиму и думному дьяку (сиречь, госчиновнику) Иллариону Иванову: «Блаженная же Феодора не восхоте стоящи глаголати с ними, но седящи ответ им творяше».
Хотя некоторые мужчины-староверы любят цитировать вырванные из контекста слова апостола Павла, зачастую они не очень хорошо знают, о чем говорят. Да и слова апостола цитируют неточно, ибо сказано: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор 14:34). «Жены», а не «женщина», да и упоминаемый «закон» наводит на мысли о конкретно-историческом контексте послания, а не догматическом установлении.
Св.апостол Павел
О каком законе идет речь? Павел был иудеем, поэтому важно напомнить, как относились к женщине в иудейском обществе. А в иудейском обществе традиционно доминировали мужчины. Участь женщин заключалась в том, чтобы прислуживать мужчинам, сидеть дома, рожать детей и готовить. Женщина не имела права развестись с мужем, владеть собственностью. Если ее родители умирали, она не могла получить наследство, потому что женщины не имели права что-либо наследовать. Все ее наследство переходило ее родным братьям. А если таковых не было, то наследство получал другой ее родственник мужского пола. По иудейскому закону женщина была не человеком, а вещью, она фактически была собственностью отца или мужа. Женщинам запрещалось изучать закон, их можно было видеть, но не слышать. Если они приходили в синагогу, то должны были находиться в отдельном помещении. Мужчина мог задавать вопросы в синагоге, женщине это запрещалось. В синагоге женщинам запрещалось читать уроки из Писания, им также строго было запрещено преподавать в школе. Каждый день, с самого детства и до пожилого возраста, мужчины-иудеи молились так: «Я благодарю Бога за то, что я родился мужчиной, а не женщиной». Они говорили: «Лучше родиться псом, чем родиться женщиной». Естественно, плодом таких молитв было крайне пренебрежительное отношение к женщинам. Поэтому, дорогие староверы-мужчины, хочется спросить: а не иудействуете ли вы, принижая женщину?
В греко-римском мире положение женщины из высшего общества на рубеже нашей эры было достаточно свободным по сравнению с иудеями. Женщины-наследницы, дочери и вдовы могли распоряжаться своим имуществом, заключать сделки. В высших слоях общества разводы были достаточно частым явлением. Особенно распространены были разводы среди римской знати, но влияние Рима сказывалось и на жизни в провинциях. Однако женщины, даже богатые и влиятельные, не могли занимать официальных должностей, кроме должности жриц. Их общественная деятельность в основном заключалась в передаче средств городу, в устройстве празднеств. Женщины не могли не ощущать разрыва между фактическими своими возможностями и традиционным отношением общества к женщине, чьим уделом должна была оставаться семья. Что касается положения женщин низших слоев греко-римского общества, то многие из них были заняты обслуживанием знатных дам. Появились женщины-торговки. Распад семейных связей, что было еще одним выражением распада связей общественных, рост числа женщин-одиночек, многие из которых вынуждены были продавать себя, вызывали своеобразную реакцию в общественном мнении.
Христианская проповедь привлекала к себе женщин из разных слоев греко-римского общества: среди христианок могла быть и вольноотпущенница, и женщина, торгующая тканями, и женщина, занимавшаяся ткачеством. В Деяниях апостолов сказано, что в Филиппах Павел и его спутники учили в молитвенном доме собравшихся там женщин (16: 18), а в Берое к христианам примкнули «из эллинских почетных женщин и из мужчин немало» (17:12). Обратите внимание, что эпитет «почетные» отнесен только к женщинам.
Вероятно, первыми христианами из высших слоев общества были именно женщины, поскольку они острее, чем их отцы и мужья, должны были чувствовать неприемлемость прежней системы духовных и этических ценностей. В иудаизме и греко-римском мире к женщинам относились как к существам низшего порядка, поэтому учение апостола Павла о месте женщины в глазах Бога формулирует новый, революционный христианский принцип: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Исусе» (Гал 3:28). Перед Богом женщина не ниже мужчины. Павел предписывает мужчинам любить своих жен, так как Христос возлюбил Церковь (Еф 5:25). Но вместе с тем апостол следует иудейским требованиям о повиновении женщины мужчине: «…всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор 11:3). Мужчина – образ и слава Бога, женщина – слава мужчины. Женщине подобает показывать свое подчиненное положение, что, в частности, выражается в покрытии головы при богослужении (1Кор 11).
Коринфская переписка Павла, вошедшая в библейский канон, является далеко не полной. До написания послания, которое мы называем 1-м посланием Коринфянам, Павел обращался к Коринфской церкви с другим письмом, которое не сохранилось: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками» (1 Кор 5:9). Дело в том, что даже в языческом мире Коринф выделялся моральной распущенностью, отчего в не сохранившемся послании апостол Павел, основавший там церковь, и предупреждает христиан. Коринф был чрезвычайно космополитическим городом. Он находился на юге Греции, в стратегически выгодном положении – через него пролегали торговые пути. Будучи транспортным узлом и центром торговли, город был и местом популярных спортивных («Истмийских») игр, и местожительством жриц Афродиты, занимавшихся «священной» проституцией. Вполне понятно, что в таком языческом окружении у коринфской церкви хватало проблем.
Если говорить конкретно о 14-й главе 1-го послания Коринфянам, то она относится к устранению нарушений при проведении богослужений в коринфской церкви, а точнее, о пророческом служении: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор 14:36-37). Может сложиться ложное впечатление, что Павел запрещает женщинам пророчествовать или произносить поучение или истолкование иных языков в собрании. Если принять такой тезис о буквальном «молчании женщин» в служении, то он входит в противоречие со словами «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою» (1 Кор 11:5), из которых видно, что Павел не запрещал женщинам молиться и пророчествовать публично. В Библии мы не находим разницы в служении пророков между мужчинами и женщинами, как в Ветхом Завете, так и в Новом. Вспомните Анну пророчицу, упоминаемую евангелистом Лукой: «дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Лк 2:36).
Так как раньше женщины не допускались в общественные места, то они не знали как себя вести, в том числе и в церкви. Пытаясь понять проповедь, они то и дело перебивали проповедника вопросами: «А что это значит?», «Что вы имеете в виду?» и т.п. Этим они создавали в церкви беспорядок. Если бы Павел был таким же, как некоторые мужчины-староверы, он бы скомандовал: «Всех женщин немедленно вывести из зала!» Но вместо этого он сказал: «Женщины, если у вас есть вопросы, задайте их после служения». Хочется добавить, что мужчинам тоже неплохо бы учиться в безмолвии, потому что и им не позволено прерывать служение, разговаривая во время службы.
Если вы посмотрите на жизнь апостола Павла и на людей, которых он считал своими соработниками в служении, то увидите, что среди них были не только мужчины, но и женщины. Он уважал их положение так же, как уважал положение мужчин. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим 16:1-2). Кто была эта Фива? Значение имени Фива – «яркая, сияющая» – указывает на то, что она была ярким примером того, какой должна быть женщина-христианка. Павел также называет ее сестрой, т.е. она входила в круг его близких друзей. И еще он называет ее диаконисой. Слово «диакониса» мы встречаем и в книге Деяний, в 6-й главе, где говорится о том, как были избраны первые дьяконы. Тогда ими стали только мужчины. Теперь мы видим, что в Кенхрейской церкви дьяконское служение было возложено даже на женщину.
Город Кенхрея был восточным портом, находящимся неподалеку от Коринфа. Это была очень влиятельная область, поэтому то, что происходило в церквях той местности, распространялось и по другим церквям. И в этой влиятельной церкви женщина по имени Фива играла далеко не последнюю роль. Если была одна женщина-диакониса, то можно предположить, что были и другие женщины, служившие диаконисами. И это удивительно, так как в той местности господствовали мужчины, женщины же занимали низкое положение. В Коринфе, как мы уже знаем, обитало немало блудниц, и мужчины рассматривали женщин как вещь, которой можно попользоваться и выбросить за ненадобностью. Сам факт, что Фива была уважаема в такой местности, говорит о многом.
Обратимся к святому Иоанну Златоустому, известному своей горячей любовью к апостолу Павлу. Вот что говорит Иоанн Златоустый о женской природе, когда рассуждает об Анне, матери пророка Самуила: «Удивляюсь ей за то, что она показала терпение, а еще больше удивляюсь потому, что показала терпение, будучи женщиною, - женщиною, которую многие часто порицали. От жены, сказано, начало греха, и тою умираем еси (Сир. XXV, 27); и опять: мала есть всяка злоба противу злобе женстей (ст. 21); и Павел: Адам не прелстися; жена же прелстившися, в преступлении бысть (1 Тим. II, 14). Поэтому особенно и удивляюсь ей, что она отклонила эти обвинения, устранила осуждение, и, принадлежа к обвиняемому и упрекаемому полу, опровергла все эти упреки, научая делами своими, что и жены стали злы не по природе, а по своему произволу и нерадению, что, и принадлежа к этому полу, можно достигнуть высокой добродетели. Это существо (женщина), в самом деле, настойчиво и решительно: если уклонится ко злу, то совершает великия злодеяния; а если примется за добродетель, так скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего намерения».
В Беседах на слова апостола Павла «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» (Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 1) Златоустый замечает: «Не излишне исследовать и то, почему он в приветствии поставил Прискиллу прежде мужа, не сказав: "Приветствуйте Акилу и Прискиллу", но: "Прискиллу и Акилу". И это он сделал не без основания, но, мне кажется, потому, что видел в ней больше благочестия, чем в муже. А что сказанное – не догадка, это можно видеть и из Деяний (Апостольских). В самом деле, Аполлоса, человека красноречивого и сведущего в Писаниях, но знавшего только крещение Иоанново, она, приняв, наставила в пути Божием и сделала совершенным учителем (Деян.18:24, 25)».
И далее:
«Как же в послании к Тимофею он говорит: "а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1Тим.2:12)? Это тогда, когда и муж благочестив, и имеет ту же веру, и участвует в той же мудрости; а когда он неверный и заблуждающийся, тогда апостол не лишает ее власти учить. Так в послании к Коринфянам он говорит: "и жена, которая имеет мужа неверующего, не должна оставлять его. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?" (1Кор.7:13,16). Как же верная жена может спасти неверного мужа? Оглашая его, наставляя и приводя к вере, как и эта Прискилла Аполлоса. С другой стороны, когда Павел говорит: "учить жене не позволяю", то разумеет учение с амвона, беседу в общем собрании, свойственную священникам; а частным образом увещевать и советовать он не запретил, потому что, если бы последнее было запрещено, то он не похвалил бы Прискиллу за то, что она делала это».
Лучше Иоанна Златоустого и не скажешь.
При написании статьи использовались материалы с сайта:
Ю.Маслова
|