Сказка для взрослых «Созвездие Девы» представляет собой завершающую часть трилогии Дмитрия Урушева о царевиче Иване и его братьях. Первой частью является сказка «Звезда Альтаир», второй – «Два брата».
Общий сюжет трех частей небанален – поиски истинной веры сыновьями осташковского царя Дадона Гвидоновича. Эти поиски осуществляются в сказочном мире, который одновременно и похож, и не похож на историческую Европу (в трилогии – Урюпу).
Убежден, когда-нибудь выйдет академическое издание трилогии со всеми полагающимися литературоведческими примечаниями. А пока читатель может воспринимать эти произведения просто как хорошую развлекательную литературу.
Действительно, все три части остроумны, легко читаются и не отпускают внимание до самой последней страницы. Сплав русской народной сказки, средневековых сочинений о странствующих рыцарях и постмодернистского романа выглядит неожиданно актуально.
Многим эпизодам трилогии присуща подчеркнутая кинематографичность повествования. Сюжеты и сцены так детально проработаны, что хочется посмотреть блокбастер или даже целый мини-сериал по мотивам сказочной эпопеи. Продюсеры, ау!
Сказка – жанр не слишком характерный для сегодняшней литературы, но тем более ценный. Наблюдающийся сегодня дефицит образного мышления общество рано или поздно обязательно компенсирует в какой-либо форме. И тогда сказочники станут весьма модными писателями. Это не вопрос вкуса, это вопрос выживания социума.
Строго говоря, глядя на мещанские мерзости окружающей жизни, становится ясно, что сказка – один из наиболее уместных жанров для современной русской литературы. Ведь что-то же должно подталкивать к тому, чтобы заглянуть за горизонт, очерченный серой повседневностью.
Сказки Урушева – это, в сущности, довольно забавные произведения, они переполнены юмором и сатирой. Автор использует внешние приемы постмодернистской литературы. В сюжетах его сказок регулярно встречаются прямые отсылки не только к историческим личностям (например, к Мартину Лютеру, Джону Донну, патриарху Никону, Петру Первому, Емельяну Пугачеву, Зигмунду Фрейду, Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, Стивену Хокингу и т.д.), но и к мировому фольклору, а также к многочисленным произведениям литературной классики, герои которой являются полноправными персонажами урушевских сказок.
Однако в общем и целом «Созвездие Девы», как и предыдущие две части, – это отнюдь не постмодерн. Сама постановка вопроса о том, что одна вера может быть объективно лучше другой, и о том, что среди них надо найти наилучшую, истинную, совершенно не стыкуется с постмодернистской идеологией игры в бисер. Более того, в своих наиболее значительных моментах трилогия отбрасывает всякую иронию, всякий сарказм и восходит к высотам реалистической драмы, а то и трагедии. Ведь вера, мировоззрение – это, в конечном счете, очень серьезно.
Трилогия, в легкой манере поднимающая важные мировоззренческие вопросы, является позитивным вкладом не просто в русскую литературу, но и в отечественный гуманитарный дискурс в целом. Мировоззрение трилогии – православное, старообрядческое.
Сказки Урушева легко укладываются в общий контекст произведений протопопа и выдающегося писателя Аввакума, чей юбилей готовится отметить весь русский мир. Однако старообрядческое мировоззрение подано в сказочной трилогии ненавязчиво. Отнюдь не в духе прямой агитации, но через раскрытие культурного смысла аутентичной православной веры.
Например, предыдущая часть – «Два брата» – заканчивается, со светской точки зрения, трагически. Но для старообрядца такой финал – настоящий счастливый конец. В связи с этим заранее успокою впечатлительного читателя: «Созвездие Девы» даже и со светских позиций заканчивается хорошо.
Православные люди издавна сочиняли сказки и былины, причудливым образом преломляя в них собственное бытие. И в этом смысле Урушев современным образом поддерживает давние традиции русской православной культуры.
Наверное, трилогия – это лучшее из того, что приготовили старообрядцы к юбилею священномученика и исповедника Аввакума в сфере художественного творчества. И потому вызывает некоторое недоумение то обстоятельство, что «Созвездие Девы» издается автором неофициально, в сугубо частном порядке.
В этой, третьей, части появляется, возможно, ключевой персонаж трилогии – сказочник Дроссельмейер, который оказывается посредником между двумя мирами: нашим, реальным, и параллельным, сказочным. Урушев, по сути, и сам выступает в качестве такого Дроссельмейера, открывая перед нами неведомую реальность, которая одновременно и похожа, и не похожа на тот мир, в котором мы с вами живем. Ведь сказка – ложь, да в ней намек.
Юрий Викторович Лоскутов
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Пермского государственного национального исследовательского университета |