Многие иконы и книги погибают в молельном доме старообрядческой общины в Челябинске. Эту избушку в Советском районе города заливают грунтовые воды, аварии водопровода и губит равнодушие чиновников, отказывающих в маломальской помощи. Хотя ответов-отписок приверженцам старой веры в архиве общины предостаточно...
Храм... на воде
Небогатое нынче хозяйство у Челябинской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Церкви. Это неказистая на вид избушка является не только молитвенным домом староверов, но и настоящим музеем, в котором собраны реликвии. Этим книгам, спасенным от уничтожения на кострах, насчитывается по три столетия. После знаменитого раскола приверженцев старообрядчества преследовали не только иерархи ортодоксального, утвержденного Синодом православия. Но и власти. Потому староверы-кержаки удалялись от мира подальше — в таежную глушь, в скиты. От чужих нескромных глаз и карающей десницы долой. Так получилось, что рудознатный и металлургический Урал в основном страрообрядцы-двуперстники создавали. Династия Демидовых, основавшая наш горнозаводский край, тоже из староверов.
И сегодня продолжается «эстафета» неуважительного отношения к староверам. Их попросту игнорируют. Помощи потомкам людей, основавших промышленный Урал, ждать не приходится. Хоть бы в знак уважения к убеждениям людям старой веры, осваивающим некогда Урал.
Теперь у староверов отнимают последнее — их святыни. Не собственными руками, а водопольем. Сезонными, весенне-осенними потопами и авариями, протечками на системах водопровода. Изгнанные из старого молельного дома в Ленинском районе Челябинска, они получили по завещанию одной из прихожанок общины ее дом-избушку в Советском районе города, в так называемой Колупаевке. Дом был весьма приличным, недалеко от транспортных магистралей, что немаловажно для староверов. Многие из них и фронтовики, и труженики тыла, возраст у большинства давно перешагнул пенсионный рубеж. Живут они скромно, особых льгот не требуют. Это вполне в духе стиля жизни староверов. Достаточно вспомнить хотя бы житие неистового протопопа Аввакума или неотрекшуюся от веры боярыню Морозову (смотри известную картину Сурикова), отправленную насильно в изгнание...
Староверам не хватает лишь одного — понимания чиновников и сочувствия к их убеждениям. Молельный дом вместе с древними иконами, рукописными книгами медленно погружается в трясину. А трясина — она рукотворная. Нет и не было никогда в этом районе Колупаевки дренажа, любых подобных грамотных инженерных систем ливневой канализации. Вырытую наспех земляную канаву по обочине дороги дренажной системой, конечно, назвать можно при обилии фантазии и полном отсутствии понимания остроты вопроса. В очередной раз, услышав сигнал «SOS» от староверов, убедился в этом.
В погребе избушки, который старики сами засыпали шлаком, плещется вода. Готовый аквариум — уровень воды вровень с половицами...
В плену равнодушия
Председатель совета Челябинской старообрядческой Поморской общины Дмитрий Каргаполов — человек грамотный, опытный, известный. Подполковник бронетанковых войск, имеется инженерное образование приборостроительного факультета ЮУрГУ (ЧПИ), учеба в военной академии, затем служба. Но и он никаким «кумулятивным снарядом» вот уже десять лет (!) не способен пробить броню чиновничьего равнодушия. Люди в кабинетах не понимают, что ущемляют приверженность земляков к старой вере. Попутно гибнут исторические реликвии, которые были сохранены, подчас ценою жизни, многими поколениями двоеданов-двуперстников. Официально признанная РПЦ руку помощи братьям-христианинам тоже православным подать не спешит.
Председатель Поморской старообрядческой общины Дмитрий Каргаполов
Еще одна беда, навалившаяся на староверов, — особенность экономики. Бывшая Колупаевка интенсивно застраивается трехэтажными коттеджами. Они, конечно, фундаменты домов строят повыше, засыпают площадки под платные стоянки, что неизбежно приводит к тому, что грунтовые и ливневые воды стекаются к молельному дому-музею староверов. Некогда в крохотном огородике у этого дома можно было картошку сажать, а теперь в этой топи вплоть уток разводить. Она не высыхает даже жарким летом. Что можно сказать о «здоровье» редких книг, икон, других святынь?!
Вместе с членом совета общины восьмидесятилетней Полечкой, дежурившей в молельном доме в этот день, Дмитрий Анфимович вылавливал в доверху затопленном погребе мешки с картошкой. Зрелище не для слабонервных! В какие только набаты не звонил об этой беде — мировом потопе Дмитрий Анфимович! Даже Путину и Медведеву официальные челобитные посылал. Везде идет принцип «чехарды» — обмена бумагами и перекладыванием решения невеликой для мегаполиса проблемы с одних плеч на другие.
Замечателен в этом смысле ответ администрации Советского района. Не буду цитировать документ полностью со всеми входящими и исходящими реквизитами. Суть сводится к нескольким словам: сами проводите проектно-сметные работы и сами же их осуществляйте. Потом, правда, за бесплатно предложили завезти грунт, чтобы старики-прихожане насыпали его вокруг дома-молельни. Чем это поможет? Венцы сруба от этого не поднимутся вверх, а перепад уровней здесь около полутора метров. Это вполне справедливо отметил в своем документе в адрес общины начальник управления «Государственная жилищная инспекция» миндора области Р.Г. Нажипов. Вот его слова: «Для исключения затопления территории, молельного дома органами местного самоуправления необходимо срочно решить вопрос устройства дренажной системы поселка, в том числе участка, ограниченного улицами Сулимова, Тарасова, Волгоградская, капитального ремонта наружных сетей.
Учитывая значимость деятельности общины, наличие уникального исторического раритета, Управление «Государственная жилищная инспекция» Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области поддерживает решение о необходимости предоставления Челябинской старообрядческой Поморской общине помещения для проведения богослужений и размещения экспонатов действующего музея при молитвенном доме».
Но словом беде не поможешь, тем более что по своему статусу община старообрядцев попадает под постановление Правительства Российской Федерации № 713 от 29 августа 2011 года «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям». Там, кроме субсидий, предусмотрено и предоставление нежилого помещения. А здание, рядом со снесенным в лихие годы храмом старообрядцев, члены общины уже присмотрели... Ждем ответа чиновников. Посылаем им официальные запросы.
Александр Чуносов, фото автора
|