Главная » 2010 » Апрель » 15 » К 300-летию староверия в Литве: Дегуцкий летописец (продолжение)
06:58
К 300-летию староверия в Литве: Дегуцкий летописец (продолжение)
Наш сайт продолжает публикацию Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского (Дегуцкого летописца). Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990).
 
 
Лета 7244, 7245, 7246.
 
В сих годах бысть великое гонение на Древлеправославную церковь в царствование Анны Иоанновны
 
 
Лета 7247.
 
 
В сем году 1739-м написана книга «Российский Виноград».

 
Лета 7248.

 
В сем году 1740-м устройся молитвенный храм близ местечка Скурделин в Курляндии в деревне Войтишках благословением Федора Никиф<оровича> и Афанасья Терентьевича). 
 
 
Лета 7249. 
 
В сем 1741-м году марта 25-го Выгорецкой пустыни член, помощник Андрея Денисьича в написании выгопустынных ответов Симеон Денисьич скончался.
 
 
Симеон Дионисьевич, выговский киновиарх, писатель
 
В сем же году вступила на всероссийский престол государыня Елисавет Петровна, дщерь Петра Великаго.
 
 
Лето 7250.
 
 
В сем году 1742-м в Литве в деревне Королишках устроися молитвенный храм благословением духовнаго отца из Гудишской обители Наума Савельича. //
 
Лето 7251.
 
 
<Н>аписан стих «<Е>вропа ты слав<нейшая>. . .»
 
7252.
 
 
В сем 1744-м году написан стих «Человек бе-некто. . .»
 
 
7253.
 
В сем 1745 году в Москве в Каретном ряду в доме; у Пимина Алексеича учреждена моленна.
 
 
Лето 7254. 1746.
 
 
Написан стих «Мати милосердна. . .»
 
 
Лето 7255.

 
В сем году 1747-м написана книга «О бегствующем священстве».
 
 
Лето 7256.
 
Hаписан с<тих> «По грехом нашим. . .»
 
7257. 1749.
 
Родился Павел Пет<рович>
 
 
7258. 1750.
 
Танаевская история.
 
 
7259.
 
В Гудишках собор<ные> стат<ьи> писаны.
 
 
7260.
7261.
7262. 1754.
 
Родился В<еликий> К<нязь> Павел Петрович сентября 20.//
 
 
Лето 7263.
 
В сем 1755-м году богоспасаемая обитель в Гудишках уничтожена и переведена в Черниговскую губерню и устроена на грунту Злынскаго посада Федулом Дмитричем з братнею, что ныне зовется Покровско-норская обитель, в лето 7264.

Того же лета в Литве остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревне Дегутях Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана Афакасьича, остальцами обительскими, и при ней настоятельство.

 
Лето 7265.

<В> сем 1754-м году напис<ан> стих «Взыди ты человече. . .»
 

Лето 7266.

В Москве бысть приуготовление к напечатанию Четиих Миней.
 
 
Лето 7267.
 
 
Четь Минеи напечатаны в Москве первым тиснением и окончены в месяце сентябре 7268-го года.
 
 
1760.
 
 
Того же года в городе Риге устроися моленна.
 
 
Лето 7269.
 
 
В сем году 1761-м скончалась императрица Елисавет Петровна. В конце сего года воцарился Петр Федорович третий.
 
 
Лето 7270.
 
 
В сем году 1762-м государь Петр III Федорович // скончался июля 6-го. В сем же году вступила на всероссийский престол государыня Екатерина Алексеевна.
 
 
Лето 7271.
 
 
В сем году 1763-м в Литве в Солоцком поливарке основася молитвенный храм благословением духовных отец обительских остальцов Филимона Петровича и Степана Афанасьича в ц<арствование > Екатерины Алексеевны.
 
 
Лето 7272.
 
 
В сем году 1764-м в городе Видзях устройся молитвенный храм благословением д<уховных> отец Филимона Петровича и Степана Афанасьича, остальцов обительских.
 
 
Современный храм Древлеправославной Поморской Церкви в г.Видзы (Беларусь)
 
Лето 7273.
 
 
В сем году напис<ан> стих «Се ныне рад<ость>. . .»
 
 
7274.
 
 
При крестном знам<ении> «Сыне Божий. . .»
 
 
7275.
 
 
Напис<ан> с<тих> «Человек живет на з<емли>, . .»Р
 
 
Лето 7276.
 
 
В сем году 1768-м написана книга «Разглагольствие поморян с поповщиною».
 
Лето 7277.
 
 
В сем году 1769-м ноября 26-го учрежден орден Святаго великомученика и победоносца Георгия.
 
Лето 7278.
 
 
В сем году 1770-м бысть знамение на небеси: звезда с хвостом. //
 
Лето 7279.
 
 
В сем 1771-м году бысть во всей России мор великий, и по сему случаю в Москве в Преображенском за Камерколлежским валом благоревностный христианин древлеправославнаго вероисповедания член Илия Алексеевич Кавылин устроил богаделенный дом для больных, много притворов имущий, в них же слежаху в то время болящих множество, одержимых язвами смертными и несмертными. Понеже в той моровой год на человеческих телесех являхуся пятна красный и черныя, аще красное пятно — то знамение на живот, аще ли черное пятно — то // знамение на смерть. И таковыми пятнами ознаменованныя древлеправославные християне были приводимы и привозимы во оной богаделенный Преображенский дом, и при нем тогда же устроено кладбище, на котором умерший в богаделенном сем доме и погрёбахуся. Да при оном же богаделенном доме устроишася молитвенный храмы мужеския и женския, который и существуют даже доднесь в славе Божией.  На поле приписано: Близ Хапиловскаго пруда.
 

 
Федор Никифорович Саманский
 
Того же лета саманский духовный отец Федор Никифорычь скончался, иже по древлероссийскому обыкновению на голове своей // ношаше шляпу великокрылую. И за оную имяше от местных отец современников своих поречение, яко бы носити шляпы есть погрешность, в подтверждение сему указующе на писанные статьи федосеевскаго и евстратьевскаго соборов, запрещающыя шляпы носити. Отец же Федор Никифорычь на сие отвещеваше им, яко носити шляпы несть грех, и доказывая, что в книге Жития преподобнаго Сергия Радонежскаго чюдотворца написанное его чудо, бывшее над старцем в Соловках, который пловяше в лодии по реце Выгу, лодия опровержеся, а старец погрязну в воде, шляпа // же его плаваше верху воды, и тем поречение их опровергаше.

Еще же сей отец имеяше обычай таков: аще где пришед или приехав к моленной и ту бияше в доску, тем биением возвещая свое прибытие, которое почувше людие оставляюще вси свои занятии и притекаху ко отцу. Он же видев довольное собрание людей и вопрошая их тако: «Кто из вас не имеет ли вражды на кого, не сотворил ли с кем спору о чем, не переорал ли кто чужой нивы, не перекосил ли кто за межу, не потравил ли соседней пожни кто, не свернул ли // кто камень на чюжую ниву, не бил ли кто скотину чужую, не убил ли кто чужое куря, не пил ли кто воду чюжую?» и прочее, и потом вшед в моленну речет: «За все сие кладите начал и прощайтесь. По прощении вхождаше в домы их и все предлагаемое без сомнения ядяше у них и пияше. А без прощальнаго начала ни в чей же дом не вхождаше. И сице пасяше стадо Христово словесныя овцы в Курляндии и Литве. Таже отбыв в город Ригу и тамо пребысть пастырь добрый, пасяше добре словесныя овцы несколько лет, и достиг старости маститыя // в болезнь телесную впаде и пребысть боля немного время, преставися ко Господу в вечный покой в городе Риге в лето 7279 (1771) и погребен бысть на тамошнем кладбище.

 
Лето 7280.

В сем году 1772-м написана книга «Никодимово объяснение».

 
Лето 7281. 1773.

Илья Алекс<еевич> был в Данилов<ом> монастыре.
 
7282.
 
Из монастыря прибыл в Москву.

 
Лето 7283.

В сем году 1775-м священноиерея Терентия сын Афанасий скончался. Сей по преставлении родителя // своего коренное жительство имея в той же Курляндии, побочь местечка Алыкшты в деревне Балтруках. Врученное ему стадо Христово пасяше добре, на все бо имея нрав строгий и великое попечение о душах христианских стяжавший, усердный хранитель утвари церковной сущий, понеже иконы святыя и книги в чистоте блюдущий, каждую бо книгу в футляре содержащий. Егда же приспе время кончины его, тогда в болезнь телесную впаде. В то время приидоша к нему на посещение чада его духовная и, видяще пастыря своего вельми изнемогша, начата молити его со сле//зами, да не оставит их сирых, но благословит им вместо себе кого пастырем быти. Он же прощал их, благословляя их, да имеют себе во отца духовнаго Степана Афанасьича, подруга своего, У<его же ту стоящаго моляще, и благословляя пасти стадо Христово добре, он же сотворь седмипоклонный начал. . .)Ф (далее строка обрезана. — Г. М.). По сем немногу времени прешедшу, предаде дух свой ко Господу, и погребен бысть от чад своих на тамошнем кладбище при Балтруках сущем, лета 7283. 1775-го.х
 
Лето 7284.

 
Напис<ан> стих «О как наше на сем свет<е>. . .»
 
 
Лето 7285.
 
 
В сем году 1777-м написана книга Андреем протопопом Охтенским о старообрядцах.
 
 
Лето 7286.
 
 
В сем 1778-м году всероссийская государыня императрица Екатерина II-я для вечнаго воспоминания отеческих и неусыпных трудов Петра Перваго воздвигла в честь ему в Петербурге на Исаковской площади памятник, представляющим его сидящим на коне.
В  награждение за любовь к отечеству и верную и безпорочную службу учредила российский кавалерский орден св. равноапостольнаго князя Владимира.
 
В сем году Тит Ант<онович> пришед из Курляндии в Дегути (и того же году построил первый молит <венный > храм среди деревни Дегути против забора, где ныне жительствует Козма Давыдов).
 
 
Лето 7287.
 
 
В сем году построи первый молит <венный > храм в Дег<у-тях>.
 
 
Лето 7288.
 
 
В сем году 1780-м // потомок Гудишской обители старичок Семен Силыч, жительствующий в Дегутях, к нему же в благословенную келию собирающеся православнии христиане тоя страны на службу Божию, поживе же в Дегутях до старости маститы и преставися ко Господу в вечный покой.

 
Лето 7289.
 
 
В сем году 1781-м написана книга «Меч духовный».
 
 
Лето 7290.

 
В Дегутех заведено кладбище.
 
 
 
Кладбище в Дегутях (Литва). 2009 год. Крестный ход христиан-поморцев
 
7291.

Написан стих «Сам я не знаю, как на свет<е> жит<и>. . .»
 
 
7292.

 
В Мос<кве> в Преображ<енском> при кладбищи на мужском дворе построен<а> собор<ная> кам<енная> молен<ная>.
 
 
7293.
 
 
Напис<ан> стих «О ленивом и о рас<каянии — ?> его».
 
 
Лето 7294.

 
В сем году 1786-м Филимон Петрович общий пастырь <Курляндии и Литвы>, потомок Гудишской обители преставися в Войтишках.

Того же года марта 15 родился раб Божий Василий.

 
Лето 7295.

В сем 1787-м году Артемон Осипович Зачерев преставися на Войтишках. Сей пастырь перед своею кончиною в день суботный по окончании вечерни пристроися свещь посукать, а пономаря своего послав ударить в било на собрание народа к утрени, и по отклепании в доску повеле взяти // книгу и чести народом. Понамарь же взем книгу и чтяше до времени утрени и умедли чтение, и воспомянувся о замедлении, кончав чтение, иде ко отцу благословитися клепати к утрени, и пред дверми келии сотворив молитву и не бе аминя. Паки сотвори молитву, и не бе гласа извнутрь. Он же в третие сотворь молитву и толкнув в дверь и отверзошася, вшед же в келию и видит отца преставлыпася, на земли лежаща в белой срачице, руце по обычаю к переем согбене имуща, на соломе подстланной, а на столе уготованныя свещи лежаху связани // нитию, фунтов яко десять суще. Пономарь сему удивлялся, изшед, поведа народом. Они же слышавше о сем вси потекоша в келию зрети отца преставлыпася, и видяше дивишася и прославиша Бога, и вси вечную память ему приглашающе, и потом в третий день погребоша тело его честно на Войтишском кладбище в лето 7295 (1787) июля 17, а преставися июля 14 дня.
 
 
Лета 7296. 1788.

 
Пугач<ев>. Напис<ан> Устав о постах, поклон <ах>, праз<дниках> и о дом<ашней> м<олитве>.
 
 
Лета 7297.
 
В сем году 1789-м духовный пастырь Тимофей Константинович обител<ьской> престави<ся> в Таная<х>.
 
 
Повесть о купце жителе деревни Швилпишек в Курляндии

В деревне Швильпишках при молитвенном храме жительствуя отец духовной Илья Яковлич, и во время пастырства его бысть приключение сицево: Житель деревни Швильпишек купец Яков Алексеич, прозванием Теля, имея жену именем Авдотью Евдокимовну и двух чад: мальчика и девочку. Тамо же при моленной бяше книжник изрядный именем Ведюх (Венедикт). Купца же того житие бе обширное и делание велие, от сего жене его бяше житье очень суетное и безпокойное. А книжник Ведюх // по любострастию к той купцовой жене и из сожаления подмани ю оставить мужа и житье хлопотное и с ним Ведюхом удалиться в места ему известныя на житье спокойное. Она же соизволи тако. Купец отъеха из дому своего в город Ригу, а Ведюх дождав удобное время и не упустив случая, приготовив все потребное, и поят купчиху Авдотью Евдокимовну, и отъеха с нею в местечко Бешенковичи, и тамо обрете квартиру, с купчихой живяста, яко же хотяста.

Купец же, будучи в Риге, исправив дела ему потребныя, возвратися к домови своему. И путем у встречных проезжающих одностороннее //распытовая, все ли в доме его благополучно. От тех же овии возвещающе по истинне, что жена его отлучилася из дому и от него, а нецыи о сем молчаху, срамляхуся мужа честна. И тако ему прибывшу к домови своему не обрете жены своея, и о сем опечалися до зела, и сине живяше и стужаше. По прешествии немалаго времени уведа о жене своей, где пребывает, и восхоте скоро ю возвратити. Глаголет кутнику своему тако: «Ионий Иваныч! Справляй колымагу, поедем куды-нибуть подалше». Той же по хозяйскому приказанию уготовив все, яже к поезду, и тогда отправившеся в принадлежащий путь. // Потом приехаша в Бешенковичи, уже вечеру сущу глубоку, и присташа у некоего тамошняго жителя и пытающе у него, есть ли здесь в местечке такой-то житель имярек. Той же отвещав: «Есть». Купец прося его, да покажет ему место жительства его; той же посла домочадца своего нощию показати купцу жительство подружия его. И идоста и приидоста к домови тому, в нем же живяше Ведюх с купчихой, и толкнувше во врата. Хозяин же дому, почув толцающих, вопрошайте: «Кто вы есте и откуду?» Купец отвеща: «Странни есьмы, но имеем дело до тебя». Хозяин отверзе врата и внидоша в храмину и по обычаю // друг другу приветствующе, седоста и начаста беседовати. Хозяин вопроси гостя: «От коея страны еста вы?» Купец отвеща: «Из такого-то места есть мы, прибыхом семо по собственной надобности». И вопроси гость у хозяина: «Есть ли у тебя живущия такия-то люди?» Хозяин отвеща: «Есть!» Купец вопроси: «А где они пребывают?» Хозяин отвеща: «В задней избе, уже теперь почивают». Купец глаголет: «Прошу тя, друже, там, где они почивают, поставить стражу, дабы не утекли, понеже сии люди есть беглецы такия-то». Хозяин, услышавши сие, немедленно поставил бдительную стражу у дверей храма // тех беглецов и потом успокоишася, начата вечеряти и угощатися. Тем временем хозяин разсматривая гостя и виде его разными орудии вельми вооруженна и размышляше в себе: «Что будет се?» По вечерянии успокоистася и почиша. Наутрии воставше от сна хозяин и гость помоляся Богу. Гость глаголет: «Господин хозяин! Время уже и молодым вставать. Пойдем и побудимка их, что-то они заспалися», и поидоста к задней избе и постучастася. Тии же, стук почувше, двери отверзоша. Тогда хозяин дому и гость купец к ним внидоша, и виде купец жену свою, и тая виде мужа своего ужасеся. Купец же, // видя их уробевших до ужаса, рече им: «Здравствуйте, молодые, здравствуй, Авдотья Евдокимовна! Досыть тебе здесь гостить, время до дому пробираться! Ну-тко, на дорошку-то попотчуй друга своего Ведюха пощечинами, да хорошенько!» Она же, и не хотя, бысть в послушании, руку свою на Ведюха хоть и возвождаше, но легко ю опускаше, бити друга не дерзаше. Хозяин, видя таковое происхождение, начат смущатися, да и посторонний люди на шум стекахуся, просяше купца, да успокоится. Гость послуша его, успокойся и повеле кучеру своему Ионию запрягать коней в колымагу. Егда же бысть все готово, тогда // купец повеле жене на колымагу всести, а Ведюха привяза к хвосту коня своего запряженнаго, да вместе с бегущим конем путь шествует. Потом купец с хозяином по обычаю распрощався, седе в колымагу и поехаша. О диво дивное! О чюдо чюдное, видящим и слышащим сие! Егда же достигоша корчмы, стоявшия в лесу, тамо путницы остановились. Купец же иде в гостинницу и медляше. Тогда привязанный и утомленный Ведюх тяжко воздыхая. Авдотья же Евдокимовна, видящи друга сврего тако страждуща и просяше кучера Иония, да послабит Ведюху отрешением. Той же, // хотя и со страхом, обаче послаби ему и отрешив. Ведюх же тогда немного размышляя, видя себе отрешенна, скоро утече в лес и тамо скрыся. Купец же еще медляше в гостиннице. Тогда Ионий иде в гостинницу и поведа хозяину своему о побеге Ведюха. Купец же рече: «Я так и думал!» И посем разобрався с гостинником, иде до колесницы своея, возседе и поехаша. И тако достигоша дому своего в Швильпишках и живуще по-прежнему. По времени же немалом купец, обретши прилучай удобный, наказа жену свою жестоко: привязав бо ю за главные ея пленицы и бияше, елико хотяше // и сотвори ю в болезни быти до смерти ея. Потом времени текущу, купец одержим бысть болезнию тяжкою, и в болезни той пожелав сотворити исповедь грехам своим ко отцу духовному, но духовнаго отца не случилося быти тогда, а жена, виде опасность в житии мужа своего, и поведа ему, яко Ведюх возвратися к домови своему. Он же рече: «Скоро, скоро призови Ведюха! Бога ради, призови его, да покаюся!» Тогда позванный Ведюх скоро прииде и приведе купца на исповедь. Потом купец немного время пребысть, сконча живот свой и погребен бысть на Швильпишеском // кладбище честно. Посем жена его после его в болезни своей в жизни сей поживе три года и сконьчася в вечный покой от здешних трудов, и погребена тамо же при муже своем на Швильпишском кладбище.
О сем (кроме кончины ея) поведа мне сама Авдотья Евдокимовна. Аз же (Тимофей), что слышах от уст ея, то и сказах.
А вы, православные християне слышавше, внемлите: каково бе смирение купца сего и послушание причетника того и обоих непамятозлобие о Бозе.
Деялось сие в лето 7294. 1786. //
 
Лето 7298.
 
 
В сем году 1790-м в настоятельство Ильи Яковлича бысть ему приключение сицево: Прииде к нему жена грешница и просяше прощения. Он же, ведая житие ея, гневашеся на ню и глагола ей: «Иди и еще гуляй!» Она же кланяшеся ему, просяше прощения. Он же зело ожесточися на ню и рече: «Окаянная! Отиди отсюду!» И тако отосла ю от себе. И отиде оная жена плачущися и зазирающи себе. Потом во время жатвенное многим жнущим, и тая жена грешница с ними жняше. На оной же ниве стояше старая береза и от ветра колебашеся и скрыпяше. Жнущие же // близ ея глаголаху к себе: «Сестрицы! Как бы эта береза нас не убила!» Оная же жена грешница вызвавшись рече: «Не бойтесь, сестрицы! Сия береза вас никого не убьет, точию меня окаянную, я всех грешнее, и отец духовной не простил меня». По сих словесех береза оная скоро обвалися и паде на непрощенную жену и уби ю до смерти.
Тогда во ужасе жнущий вси
Дивишася сему чудеси,
Что како тая жена им возвести,
Что отец духовный ея не прости.
Скоро народ собрались
И сему дивовались,
Березу с жены сняша
И тело взяша,
Отцу Иляи возвестиша.
Он же, о сем услышав, умилися и прослезися, //
Повеле могилу копати
И убиенную земли предати.
О сем окрестныи отцы узнали,
Отца Илию епитимиею связали.
Илия за смирение
Приим прощение.

 
7299.
 
Завещан<ие> Василья Емельян<овича> Мос<ковскаго>.
 
Лето 7300.

 
В сем году 1792-м Степан Афанасьич хлебопек обительской преставися в Балтруках.
 
Степан Афанасьич, иже в Балтруках, бяше от страны Московский, города Серпухова купец, имеягле два сына и прочих домочадцов. Живущу же ему в своем доме, пекущуся о куплях, и в тех попечениих // упражняющуся ему, прилучися узрети некиих усердников, грядущих во град Киев Богу помолитися и святым мощам поклонитися. По сему прилучаю восхоте и он видети древний град Киев и в нем Божиих угодников мощам приложитися и поклонитися. Сицевое же хотение исполняя, уготовлься и иде во град Киев. По пришествии же в него вопрошая у тамо сущих, где есть Печерский монастырь, и поведаша ему. Он же шед тамо и узре Печерский монастырь, радуяся душею, помышляя в себе, како будет зрети мощи святыя и поклонятися им. И с тем радостным // размышлением вниде в Печерский монастырь и тамо виде множество народа и всему зримому удивляяся. В оной же удивительной ему час усрете его некая жена престарелая, в худыя рубища одеянная, и смотрящи на нь вопроси его тако: «Человече добрый, повеждь ми, от коея страны еси ты и почто прииде семо?» Он же отвещав рече ей сице: «Аз есмь от московския страны города Серпухова житель, приидох же зде видети древний град сей Киев и в нем угодников Божиих святыя мощи и поклонитися им». Жена же лаки вопроси его: «Ты, человече, коего закона еси?» Он же рече ей: «Аз есмь // христианин по старой вере». Она же глагола: «Вижу аз, яко старовер еси ты, того ради глаголю ти — не подобает таковым семо приходити, писано бо есть в книгах христианских: „Не ищи,человече, ни Рима, ни Иеросалима, понеже все имаши в себе"». Сие изрекши оная жена и приглагола сице: «Прощай, добрый человек!» — и отиде от него. Тогда поклонник Стефан воспомянувся, аки от сна и, долго размышляя о словесех жены, прослезися и немедля оттуду уклонися и к домови возвратися. Егда же пришед восвояси, тогда вся домашняя распорядив, яко же лепо, и отповедася своим, // яко бы идет некуде купли деяти, И тако изыде из дому своего, оставль вся суетства мира сего и, шествуя время немалое, прииде в землю литовскую и обретает тамо богоспасаемую обитель, глаголемую Гудишскую, что близ Козачизна. Приходит же к настоятелю оной обители и просит того, да приимет страннаго его в сожительство свое. Настоятель же вопрошает его, от коея страны, он же извеща ему о себе вся подробну. Тогда настоятель прият его и причте в службу пекарную хлеба пещи. Он же возрадовася о сем и хваля Бога пребысть в пекарне служа три лета, исправляя добре врученное // ему дело. По триех же летех причтен бысть в службу церковную, понеже книжен бе. Потом советом духовных за добродетельное его житие благословен бывает исправлять духовный потребы при нужде и по времени. Видяху его в порученней службе усердное исправление, благословиша его в Балтруки и во окрестный тамо веси отправлять духовность, и тако бысть тамо пастырь добрый, а не яко наемник прелазе инуде, но входяй дверьми и пасяще стадо Христово словесныя овцы, яко же лепо истинному пастырю. Во оное же время пастырства своего воспомяну о родстве своем // и примысли о нем полезное: да не погибнет! Касается пути, постигает свою родину, и оттуду поемлет с собою два сына своя: старейшаго Иоанна с женою его, а меньший Никита еще не женат бе, и дщерь Парасковью. И с сею-то семьею преходит долгий путь, постигает Курлянду и Балтруки, славя Бога. Тогда пасомыя им овцы видевше своего пастыря возвратившася здрава, возрадовашася, хваляху Бога. Потом благоразумный отец Стефан увеща сына своего Иоанна, да идет в обитель Гудишскую, иде же сам бе прежде, и умягчит там ниву сердца своего на приятие душеспасительнаго // семени, и да возрастит добрый плод, служа братии. Иоанн же, послушав своего родителя, иде во обитель богоспасаемую Гудишскую и тамо прият быв и причтен в поварнюю службу, иде же изучився грамоте и бысть изрядный делатель, принося добродетельный плоды Богови. Благоразумный же Стефан врученное ему стадо пасяше добре и разное имея попечение о всех, как о неженатых, так и о поженившихся, понеже бысть нравом мягкосерд и усердный проповедник покаяния и к Богу ходатай до кончины своея, к ней же приближився и в болезнь телесную впаде. Тогда пасомыя им // словеспыя овцы Христова стада, почувше своего добраго пастыря изнемогающа, возскорбеша зельне и скоро приидоша к нему на посещение. Видеша же его к концу уже приближающася, просяще от него прощения и благословения. Он же прощая их, тако же и сам просяше прощения от них. При сем собравшиеся овцы просиша пастыря своего, да благословит им вместо себе кого пастырем быти. Он же внят молению их и благослови им вместо себе сына своего старейшаго Иоанна пастырем быти. Тип же, получивше прощение и благословение, с прискорбием и радостию (в прискорбии ради лишения добраго пастыря, в ра//дости же ради прощения и благословения) отидоша в домы своя. Отец же Стефан по отшествии их мало время пребыв, преставися с миром ко Господу в вечный покой лета 7300-го, 1792-го, и погребен бысть от своея паствы честно на кладбище, сущем при Балтруках.
 
 
Лето 7301.
 
Отец Петр Родионыч обительской конюх преставися в Танаях, 1793-го.я
 
Лето 7302-е.
 
 
В сем году 1794-м написана книга «Щит веры» и присоединена Курляндия к России.
 
 
Лето 7303-е.
 
В сем году 1795-м ревизия. //
 
 
Лето 7304-е.

 
В сем году 1796-м всероссийская государыня Екатерина II-я Алексиевна скончалась ноября 6-го.
 
 
Лето 7305-е.

 
В сем году 1797-м государь Павел Петрович короновался в субботу Лазареву.
 
 
Лето 7306-е.

О Дмитровской субботе и о Никоне пат<риархе>.
 
7307-е.
 
1799-м в Дегутех построена соборная болшая моленна. 

На поле приписано Вторый молитв<онный> храм побольше устроил на избран<ном> месте, идеже ныне семейн<а> изба в Дегутех;
 
 
Лето 7308-е.

В «ем году 1800-м писано послание Н<ово>ж<енов> о поморцах октября 14, 7309.

В сем году окопано валом кладбище в Дегутях.

 
Лето 7309-е.

В сем году 1801-м церковь единоверческая (или // с новыми преданиями присоединеньческая) возъимела свое существование в Москве.

 
Лето 7310-е.

В сем году 1802-м написано «Краткое показание о п временах > в грек<о>рос<сийской> ц<еркви> и о трех церьквах».

 
Лето 7311.

В сем году 1803-м отец Агафон Алексеич лигинишской преставися в городе Риге.
 
 
Лето 7312.

Роспе<т> пса<лом> 144 «Вознесу тя, Боже мой».

 
7313.
 
В сем 1805 году напис<ан> стих бра<тцкий — ?> «Бог творец всесилный. . .»
 
 
7314.
 
В сем 1806-м году в Дегутех на кладбище построена часов <ня>.
 
 
 
Часовня в Дегутях. 2008 год
 
7315
 
В сем году 1807-м Иван Степаныч обительской келарь «кончался в Кревенском пути.

Сей Иван Степанович по преставлении честнаго отца Степана Афанасьича, родителя своего, остася наследником паствы еще млад сущ, но по псалмопевцу: «Старость честна, честна не многолетна, ни в числе лет исчитается». Тако и сей наследник, аще и млад еще, но во всем подражая родителю своему, пасяше добре, как себе, так и стадо, врученное ему. Точию по врожденной ему склонности бысть обычаем жесток, а паче на оженившихся, не яко родитель его. //
В лето же  бысть ему приключение сицевое.

От недоумения впаде в некое прегрешение: (а имянно) в крещенский кутейник повеле в своей пастве всем ясти мясо. Еже уведевше окрестнии того времени духовнии отцы съжалиша о сем зело и собравшеся и исправиша его духом кротости, святоотеческия уставоположении предложиша ему и за содеянную неосмотрителность епитемиею обложиша его, ю же он в совершенном смиренном покорении прият и прощен бысть от отцев. Егда же приближися к старости глубоцей и нача по временом изнемогати, тогда плотьская // чада его, видяще уведеша отца своего дряхлующа, приидоша к нему и начата просити от него прощения, при том же и благословения вещественнаго, (сиречь) да благословит когождо их, оваго иконою святою, а оваго книгою богодухновенною в вечную память потомству его. Он же чада своя прощая всех, тако же и благословляя безвещественно глаголаше тако: «Чада моя возлюбленная, не скорбите на мя, но ведите о сем, яко же аз приях благословение от отца моего, так и вас благословляю: живите, яко же подобает християном, друг с другом в любви пребывайте и прочий добродетели // исправляйте. А книги и иконы святыя откуду аз наследовах, онамо и по моем отшествии да будут отправлены (сиречь) в молитвенный храмы, тако заповедую вам, понеже сицевое вещественное мое благословение вам не на пользу». Они же слышавше сие, тяжко вмениша себе, (сиречь) оскорбшпася до зела и таковы от'идоша от него в великом смущении. Он же по отшествии их пребысть некое время и отправися в путь, в нем же (то есть в Кревенском пути) и скончався лета 7315, 1807-го, и погребен бысть от своея паствы на кладбище, при Кревне сущем, в Стырнишках. //
 
 
Лето 7316.
 
В сем году 1808-м написано «Исповедание сердечное и устное православнаго христианина» Г<авриилом> И<ларионовичем> С<качковы>м.

 
 
 
Гавриил Илларионович Скачков. Гравюра из книги: Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913, Т.4.
 
 
Лето 7317.
 
В сем году 1809-м Илья Алексеич Кавылин в Москве скончался, фундатор богаделеннаго староверскаго дома и кладбища в Москве в Преображенском.
 
 
Лето 7318.
 
В сем году 1810-м была ревизия.
 
 
Лето 7319.
 
В сем году 1811-м бысть знамение на небеси — звезда с метлой.//
 
 
Лето 7320.
 
В сем году 1812-м бысть французское нашествие.
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1061 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]