Главная » 2010 » Март » 11 » К вопросу о преподавании основ православной культуры в школе: интервью А.В.Муравьева журналу "Сибирский старообрядецъ"
20:05
К вопросу о преподавании основ православной культуры в школе: интервью А.В.Муравьева журналу "Сибирский старообрядецъ"
Старообрядцы долго высту­пали с сомнением относи­тельно введения в школах предмета «Основы православной культуры». Однако на последнем соборе было принято решение одобрить участие представителей Русской Православной Старообряд­ческой Церкви в разработке курса «Основы духовной культуры» и ее, компоненты - предмета «Основы православной культуры». С чем связано данное изменение позиций?
 
- Когда в нашей церковной печати и среди христиан ранее обсуждался вопрос о так называе­мом «ОПК», то высказывались со­вершенно обоснованные сомнения в том, нужно ли участвовать нам в этом деле. Как известно, проект ОПК был задуман новообрядцами с целью продвижения своего учения в общество и, в частности, в школы. Разумеется, в том виде, в котором его формулировал покойный нико­нианский предстоятель Алексий II, проект ОПК не может отвечать на­шим интересам. Дело совсем не в том, какие конкретно темы или за­дачи ставил этот курс, а в том, что он нарушал принцип равноудаленности конфессий от государства, который мы, старообрядцы, неизмен­но считаем основой любых наших отношений с самим государством или с религиозными конфессиями, включая РПЦ. Об этом в свое время много говорил покойный Митропо­лит Андриан. Однако в июле этого года президент России Дмитрий Медведев, принял решение вводить в школах совершенно новый, светский и неконфессиональный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Представители нашей Церк­ви были приглашены участвовать в этом проекте на равноправных на­чалах. Все это побудило Собор на­править наших представителей, в том числе меня, в российское Ми­нистерство образования и науки для выработки такого курса»
 
- Каким образом наши пред­ставители сотрудничают в груп­пе при Министерстве образова­ния РФ?
 
- Деятельность группы разра­ботчиков курса находится под кон­тролем Межведомственного совета при министре образования. Именно этот совет определил рамки участия представителей конфессий в разра­ботке курса. Первоначально предполагалось, что первый модуль кур­са, названный по традиции «Основы православной культуры» наши пред­ставители будут разрабатывать со­вместно с представителями РПЦ. Однако уже на первых этапах ока­залось, что представители никониан совершенно не готовы к такой ра­боте. Более того, они смотрели на старообрядческое участие только в режиме необязательного согласования. Дескать, Церковь должна «по­смотреть» написанный новообряд­цами курс ОПК и дать свое добро. Вероятно, предполагалось, что старообрядцы быстро согласятся с этим курсом, увидев, что в новом учеб­нике нет никакой хулы на Старую веру и вообще не поднимается тема Раскола. Однако здесь уже прояви­лось непонимание задач, поставлен­ных Министерством образования перед разработчиками. Курс «Основ православной культуры» вообще никогда не предполагал обсуждения темы Раскола или старообрядчества. Задача его - дать самое общее культурологическое представление о православии. При этом православие предполагает не какую-то конфес­сию, например, РПЦ или новообрядчество в целом, а все культур­ные группы, сами себя относящие к православию. То есть здесь важно понять, что «православный» и «пра­вославная культура» описывают не православных христиан, к которым мы относим, конечно, чад Церкви Христовой, а всех, кто считает себя принадлежащим к восточной хри­стианской традиции.
 
- Какие учебники предполага­ете создать этой группой?
 
- Министерство образования разработало систему из шести мо­дулей, четыре модуля посвящены четырем традиционным религиям России (православное христианство, ислам, буддизм и иудаизм), пятый модуль - мировой религиозной культуре вообще, а шестой - несколько странному предмету, называемому «светская этика». Этот последний модуль по сути есть безрелигиозная культура. Дело в том, что по социологическим опросам, большая честь российского населения не относит себя ни к какой религиозной традиции, ни к право­славию, ни к исламу, - и по этой причине для них был разработан особый модуль. Соответственно, для введения этого курса в школах необходимо разработать шесть учеб­ников: один учебник по каждому модулю. Наш, первый модуль, дол­жен будет преподаваться по ново­му учебнику «Основы православной культуры», созданному со светских культурологических позиций.
 
- Почему Московская патри­архия предпочла создать свою соб­ственную редакционную коллегию по подготовке учебника ОПК?
 
- Дело в том, что новообрядцы, как выяснилось, с самого начала не собирались работать в формате, за­данном президентом и Министер­ством образования, свою задачу они видели в том, чтобы «миссионировать» население и, в частности, де­тей в школах. Как мы понимаем, это обозначает вовлечение школы в религиозную практику никониан­ской Церкви. Именно так поставил задачу еще несколько лет назад по­койный предстоятель РПЦ Алексий II. Однако в таком виде курс был бы неконституционен. Тогда новообрядные миссионеры решили за­камуфлировать свой проект под светский. С самого начала они не собирались сотрудничать со старо­обрядцами. Их задача - распро­странение своего учения в школах под видом «светского курса».
 
- Чем отличается ваш подход в подготовке учебника от подхода диакона Андрея Кураева? Почему Кураев так резко отзывается о cотрудничестве старообрядцев с государственными органами, едва не называя нас «сергианами»?
 
- Еще раз повторю: наш курс написан со светских, а не конфесси­ональных позиций. Это значит, что мы не предполагаем вовлечение де­тей в какую-либо церковную жизнь в результате преподавания ОПК по нашему учебнику. Ведь приход чело­века в Церковь - дело очень тонкое и глубоко личное. Наши светские педагоги не всегда могут выступать в роли учителей нравственности, и тем более, невозможно их силами заставить детей посещать храмы, молиться, поститься и соблюдать За­кон Божий.
 
Я не могу сказать точно, чем ру­ководствуется этот миссионер го­сподствующего исповедания. Веро­ятно, тут его подвел полемический задор. Обвинять старообрядцев в подыгрывании интересам «атеисти­ческого государства» - это верх ци­низма. Посмотрите, что происходит на деле. Именно никониане сейчас имеют примой доступ ко всем рыча­гам власти. Государственные струк­туры, уже не стесняясь, кивают на РПЦ как на свой департамент по идеологии. Судите сами. Диакон Ку­раев, не работавший в составе груп­пы разработчиков ни одной минуты и писавший свой внутриновообрядческий курс «православной нрав­ственности», по звонку Патриарха Кирилла в тот же момент включает­ся в состав этой группы. Но за этими обвинениями про­глядывает совсем другая ситуация. Дело в том, что наша старообрядче­ская позиция, состоящая в отказе от навязчивого миссионерства в школе, встречает понимание и симпатию у многих светских людей. Многие пе­дагоги уже сейчас готовы отказаться от курса, разработанного Кураевым, и взять за основу преподавания наш курс. Подчеркну, что эти педагоги совсем не симпатизируют старооб­рядчеству и не являются нашими христианами. Просто наша честная позиция и искреннее желание рассказать о православии, на занимаясь при этом миссионерством с госу­дарственной поддержкой, - это то, что сейчас очень потребовано в на­шем обществе.
 
Интервью с А. В. Муравьевым под­готовил редактор информационно-издательского отдела Митрополии РПСЦ Г. Чистяков
 
Сибирский старообрядецъ, 2010, январь, № 3 (53)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 979 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 5
1 Евгений_Иванов  
0
Проект в любом его виде - провальный. Всех, кто встанет под его знамена - возненавидят. Вспомните свою молодость!

А общая восточная традиция - просто, смешно. Даже славянские народы - такие разные, что говорить о греках. Горе одно. Ониконианивание споршное, даже не единоверие, а старостильничание. cry


2 Георгий  
0
Посмотрим, что за учебник подготовил Алексей Владимирович сотоварищи. Может, и неплохой. Со своей стороны, как преподаватель именно светской этики в вузе, отмечу, что это не какой-то "странный" предмет, а весьма древняя и неотъемлемая часть мировой философии. Светская этика - не антирелигиозна, она соединяет представителей разных конфессий и атеистов (точнее, всех людей доброй воли, а не всех подряд) на общей платформе моральной истины. (Подобно тому, как математика соединяет их на платформе математической истины). Ибо моральная истина всё равно одна, она проникает сквозь культуры и традиции, нравится это кому-то или нет. Прямые этические заимствования аввы Дорофея у Аристотеля - один из многочисленных тому примеров.

4 Евгений_Иванов  
0
Молодец! +1

3 Георгий  
0
Другое дело, что "грузить" младших школьников мировой философской мыслью - неблагодарное занятие, ибо там сложная аргументация. И потому (хотя и не только потому) несколько известных профессоров-этиков отказались разрабатывать этот "светский" модуль.

5 sokol  
0
Под громкими и "обнадеживающими" лозунгами, типа: "введение предмета этики", "дистанционное обучение инвалидов", "сериал Школа" и т.п. происходит методичное сокращение и объединение школ, искусственно создаются конфликтные ситуации в коллективах, учителя теряют работу (в одной области 5 тыс. учителей были выброшены на улицу!), дети лишаются конституционных прав на образование - попросту физически не имеют возможности посещать удаленную школу, и т.п и т.п.. Создаются невыносимые условия работы для учителей, попробуйте работать в школе, численность которой выросла в 2-3 раза! Причем, если раньше дети были с соедней улицы, то теперь они приезжают с тьму-таракани и совершенно безнаказанно запугивают учителей, вплоть до побоев. Молчание родителей, которые вынуждены отправлять учеников в другие районы города и даже сельские можно понять, человек дезориентирован могучей пропагандисткой Гос. машиной. Озлоблен на окружающих и труслив на властьдержащих..
Возвращаясь к вопросу о революции, мне почему-то кажется, что в России она стала возможна только потому, что вся власть в России была чрезвычайно централизована. А когда все нити сходятся в одну точку, к одному человеку, то остается получить доступ к этой точке, получить влияние и все становится возможно! Это чрезвычайно опасно.
Так вот, все это двурушничество власти: в одной руке кнут (МАССОВОЕ закрытие школ), в другой пряник - "шедевр" (Кураева) религоведения, кажутся неуместными и неприемлемыми.
Простите Христа ради..
Трудно сегодня во всем разобраться, как наверное и всегда, но разбираться надо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]