Старообрядцы долго выступали с сомнением относительно введения в школах предмета «Основы православной культуры». Однако на последнем соборе было принято решение одобрить участие представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви в разработке курса «Основы духовной культуры» и ее, компоненты - предмета «Основы православной культуры». С чем связано данное изменение позиций?
- Когда в нашей церковной печати и среди христиан ранее обсуждался вопрос о так называемом «ОПК», то высказывались совершенно обоснованные сомнения в том, нужно ли участвовать нам в этом деле. Как известно, проект ОПК был задуман новообрядцами с целью продвижения своего учения в общество и, в частности, в школы. Разумеется, в том виде, в котором его формулировал покойный никонианский предстоятель Алексий II, проект ОПК не может отвечать нашим интересам. Дело совсем не в том, какие конкретно темы или задачи ставил этот курс, а в том, что он нарушал принцип равноудаленности конфессий от государства, который мы, старообрядцы, неизменно считаем основой любых наших отношений с самим государством или с религиозными конфессиями, включая РПЦ. Об этом в свое время много говорил покойный Митрополит Андриан. Однако в июле этого года президент России Дмитрий Медведев, принял решение вводить в школах совершенно новый, светский и неконфессиональный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Представители нашей Церкви были приглашены участвовать в этом проекте на равноправных началах. Все это побудило Собор направить наших представителей, в том числе меня, в российское Министерство образования и науки для выработки такого курса»
- Каким образом наши представители сотрудничают в группе при Министерстве образования РФ?
- Деятельность группы разработчиков курса находится под контролем Межведомственного совета при министре образования. Именно этот совет определил рамки участия представителей конфессий в разработке курса. Первоначально предполагалось, что первый модуль курса, названный по традиции «Основы православной культуры» наши представители будут разрабатывать совместно с представителями РПЦ. Однако уже на первых этапах оказалось, что представители никониан совершенно не готовы к такой работе. Более того, они смотрели на старообрядческое участие только в режиме необязательного согласования. Дескать, Церковь должна «посмотреть» написанный новообрядцами курс ОПК и дать свое добро. Вероятно, предполагалось, что старообрядцы быстро согласятся с этим курсом, увидев, что в новом учебнике нет никакой хулы на Старую веру и вообще не поднимается тема Раскола. Однако здесь уже проявилось непонимание задач, поставленных Министерством образования перед разработчиками. Курс «Основ православной культуры» вообще никогда не предполагал обсуждения темы Раскола или старообрядчества. Задача его - дать самое общее культурологическое представление о православии. При этом православие предполагает не какую-то конфессию, например, РПЦ или новообрядчество в целом, а все культурные группы, сами себя относящие к православию. То есть здесь важно понять, что «православный» и «православная культура» описывают не православных христиан, к которым мы относим, конечно, чад Церкви Христовой, а всех, кто считает себя принадлежащим к восточной христианской традиции.
- Какие учебники предполагаете создать этой группой?
- Министерство образования разработало систему из шести модулей, четыре модуля посвящены четырем традиционным религиям России (православное христианство, ислам, буддизм и иудаизм), пятый модуль - мировой религиозной культуре вообще, а шестой - несколько странному предмету, называемому «светская этика». Этот последний модуль по сути есть безрелигиозная культура. Дело в том, что по социологическим опросам, большая честь российского населения не относит себя ни к какой религиозной традиции, ни к православию, ни к исламу, - и по этой причине для них был разработан особый модуль. Соответственно, для введения этого курса в школах необходимо разработать шесть учебников: один учебник по каждому модулю. Наш, первый модуль, должен будет преподаваться по новому учебнику «Основы православной культуры», созданному со светских культурологических позиций.
- Почему Московская патриархия предпочла создать свою собственную редакционную коллегию по подготовке учебника ОПК?
- Дело в том, что новообрядцы, как выяснилось, с самого начала не собирались работать в формате, заданном президентом и Министерством образования, свою задачу они видели в том, чтобы «миссионировать» население и, в частности, детей в школах. Как мы понимаем, это обозначает вовлечение школы в религиозную практику никонианской Церкви. Именно так поставил задачу еще несколько лет назад покойный предстоятель РПЦ Алексий II. Однако в таком виде курс был бы неконституционен. Тогда новообрядные миссионеры решили закамуфлировать свой проект под светский. С самого начала они не собирались сотрудничать со старообрядцами. Их задача - распространение своего учения в школах под видом «светского курса».
- Чем отличается ваш подход в подготовке учебника от подхода диакона Андрея Кураева? Почему Кураев так резко отзывается о cотрудничестве старообрядцев с государственными органами, едва не называя нас «сергианами»?
- Еще раз повторю: наш курс написан со светских, а не конфессиональных позиций. Это значит, что мы не предполагаем вовлечение детей в какую-либо церковную жизнь в результате преподавания ОПК по нашему учебнику. Ведь приход человека в Церковь - дело очень тонкое и глубоко личное. Наши светские педагоги не всегда могут выступать в роли учителей нравственности, и тем более, невозможно их силами заставить детей посещать храмы, молиться, поститься и соблюдать Закон Божий.
Я не могу сказать точно, чем руководствуется этот миссионер господствующего исповедания. Вероятно, тут его подвел полемический задор. Обвинять старообрядцев в подыгрывании интересам «атеистического государства» - это верх цинизма. Посмотрите, что происходит на деле. Именно никониане сейчас имеют примой доступ ко всем рычагам власти. Государственные структуры, уже не стесняясь, кивают на РПЦ как на свой департамент по идеологии. Судите сами. Диакон Кураев, не работавший в составе группы разработчиков ни одной минуты и писавший свой внутриновообрядческий курс «православной нравственности», по звонку Патриарха Кирилла в тот же момент включается в состав этой группы. Но за этими обвинениями проглядывает совсем другая ситуация. Дело в том, что наша старообрядческая позиция, состоящая в отказе от навязчивого миссионерства в школе, встречает понимание и симпатию у многих светских людей. Многие педагоги уже сейчас готовы отказаться от курса, разработанного Кураевым, и взять за основу преподавания наш курс. Подчеркну, что эти педагоги совсем не симпатизируют старообрядчеству и не являются нашими христианами. Просто наша честная позиция и искреннее желание рассказать о православии, на занимаясь при этом миссионерством с государственной поддержкой, - это то, что сейчас очень потребовано в нашем обществе.
Интервью с А. В. Муравьевым подготовил редактор информационно-издательского отдела Митрополии РПСЦ Г. Чистяков
Сибирский старообрядецъ, 2010, январь, № 3 (53) |