Сегодня тема иконописи в старообрядчестве актуальна, как никогда - большинство людей, которые пишут образы, либо самоучки, либо не старообрядцы. К тому же нет собственной школы иконописи. Поэтому редакция (журнала "София" - прим. "Самарского староверия") надеется, что опыт молодой девушки, Анастасии Четверговой, которая не просто решила стать иконописцем, но и получила соответствующее образование в светском вузе, будет полезен и интересен всем, кто не равнодушен этому делу. Мы связались с ней и взяли интервью.
- Настя, с чего всё начиналось? Помнишь ли ты, как тебе захотелось не просто рисовать, а именно писать иконы?
- Рисовать мне нравилось с самого раннего детства, ходила в кружок рисования, потом поступила в художественную школу, мне это очень нравилось. Как раз тогда папа занимался иконописью, и я часто после школы проводила время у него в мастерской. Наблюдала, как он работает, иногда он поручал мне растирать краски для работы или выполнять еще какую-нибудь интересную, не сложную работу... Вот именно тогда изо дня в день, видя, как рождаются образы, мне захотелось писать иконы.
- Как ты узнала про училище и были ли другие варианты?
- Узнавал про училище папа, а мы с сестрой кроме этого объехали несколько учебных заведений. Ничего лучше найти не удалось, к тому же в них не было иконописных отделений. У нас в Казани тоже есть хорошее училище, сильное, но опять же в нем нет отделения иконописи.
- Какие ты сдавала вступительные экзамены?
- Я сдавала русский в форме изложения, живопись, рисунок и композицию. Рисунок и живопись не сложно, когда уже имеешь навык и представление об элементарных законах из художественной школы. А вот композиция от композиции художественной школы там отличалась, если бы я не ходила на подготовительные курсы при училище - сдать экзамены было бы сложнее.
- Много ли спецпредметов ? Какие?
- Если не считать живописи и рисунка (обязательные предметы для всех отделений), два предмета по специальности - мастерские и композиция. На младших курсах мастерские это - копирование элементов пейзажа в иконе (горки, деревья), затем архитектуры, одежды и потом уже ликов. Теперь на старших курсах это просто задание, например, всей группе написать ряд праздников - взять каждому по иконе. А композиция непосредственно связана с мастерскими, когда на мастерских мы копировали архитектуру, на композиции было такое задание -выбрать для себя тему или евангельский сюжет и создать композицию с иконописной архитектурой. Я, например, просто зыполнила Соловецкий монастырь в иконописной технике.
- Зная, что ты старообрядка, как к тебе относятся твои одногрупники и преподаватели? Приходилось ли отвечать во что ты веришь и как?
- Одногруппники и преподаватели относятся хорошо, уважительно. Бывает, интересуются какими-то вопросами -стараюсь отвечать то, что знаю. Но, как правило, когда интересуются - это скорее из праздного любопытства. А однажды было и такое: преподаватель по истории религий устроил необычную форму опроса, темой как раз был раскол 17 века. Смысл в том, что он нам приготовил жребии, и в каждом из них была указана роль, точку зрения которой нужно защищать, как свою. Мне попалась роль царя Алексея Михайловича, преподаватель с оживленным интересом наблюдал, что будет дальше. Мне совсем не хотелось защищать эту позицию, и я просто молчала, видя, что так дело не пойдет, мне предложили поменяться на роль Аввакума, и началась дискуссия, мы все чуть не разругались, зато как был счастлив преподаватель, видя такое активное участие всех студентов.
- Как ты относишься к бумажным иконам ?
- Я воспринимаю их только как репродукции, считаю для моления они не должны быть использованы, а если нет возможности купить писанную икону - пусть дома будет только Крест или еще литые иконы... Но бумажные иконы - это не серьезно, это убивает саму идею иконы. Ведь создавать образа можно только на долговечных материалах - дерево, литье, иконы на штукатурке (постановление «Стоглавого собора» 1551г.)
- Хоть ты ещё не закончила, есть ли у тебя уже сейчас заказы?
- Есть заказы, они уже давно есть, но я не успеваю совмещать их с учебой. Я выполняла заказ только во время летней практики.
- Какие планы на будущее? Будешь дальше учиться или начнёшь работать по окончании? Или совместишь и то и другое?
- Я ещё не решила. Если пойду учиться, то, скорее всего, на реставрацию и буду совмещать с иконописью. Уже сейчас иногда обращаются с просьбами отреставрировать икону, не понимая, что это разные вещи - писать иконы и реставрировать их. Зато в реставрации пригодится умение писать иконы, а в иконописи будет полезна работа с подлинниками.
- Спаси Христос за то, что уделила время и Божьей помощи тебе в будущем!
Спаси Христос!
Беседовал Иван Ошин
Журнал "София" (Томск), 2011, № 1 (4)
Примечание "Самарского староверия":
В настоящее время Настя Четвергова временно живет в Самаре и работает над первым крупным самостоятельным проектом - иконостасом для восстанавливаемого кафедрального собора РПСЦ во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы в Самаре. Предложенный Настей проект иконостаса, при подготовке которого были использованы документы об изъятии икон из храма, должен максимально точно воссоздать прежний иконостас. Реставраторы, работающие сейчас над восстановлением Самарского храма, единодушно отмечают профессионализм и талант молодого иконописца.
|