Главная » 2010 » Март » 20 » Катишонок Е. Жили-были старик со старухой
19:46
Катишонок Е. Жили-были старик со старухой
Одним из финалистов литературной премии "Русский Букер" - 2009 стал роман Елены Катишонок "Жили-были старик со старухой". Это небольшая семейная сага о русских казаках-староверах, родившихся в Ростове и попавших в Прибалтику, переживших две мировые войны, эвакуацию, смену власти. Их город был частью Российской империи, затем независимой республикой,  потом -провинцией гитлеровского рейха и, наконец, частью СССР.
 
 
 
 
Автор романа, Елена Катишонок, родилась в Риге, закончила филологический факультет Латвийского Университета. В 1991 году уехала в США, живет в Бостоне, преподает русский язык, занимается редакторской работой и переводами.

Елена Катишонок дебютировала сборником стихов «Блокнот» (Hermitage Publishers, 2005). Роман «Жили-были старик со старухой» был издан в США в 2006 году. В России вышел в свет в издательстве "Геликон".
 
 
 
 
Литературные критики высоко оценили роман. Вот несколько отзывов о нем:

«…Букеровское жюри ввело в шорт-лист и тем самым актуализировало… роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой...». Сердечно и поэтично рассказанная (местами пропетая)… история о том, как семья донских староверов полвека обреталась у студеного балтийского моря, по-моему, одно из лучших сочинений в прозе уходящего десятилетия.
 
«Время новостей»: №239, 25 декабря 2009 г.

…Лучшей книгой уходящего года, попавшей в короткий список «Русского Букера», я по-прежнему считаю сагу Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой…» — свежее, ясное, умное повествование о судьбе семьи казаков-староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям. Жаль, что книга не получила «Букера»... 

Ведомости, 30.12.2009, 248 (2518)
 

"Старик и старуха — ростовские казаки-староверы. Обвенчались в конце XIX века, перебрались в Ригу, родили семерых, вырастили пятерых, да внуков, да правнучку, пережили три войны. Старик столярничал и ловил рыбу, старуха хозяйничала и пилила старика. Рождения, свадьбы, семейные праздники, горести. Умерли старики хоть не в один день, но от одной болезни". 

«Литературная Газета», №47-48 (6252) от 25 ноября 2009 года


«…Елена Катишонок написала книжку, которую можно написать, только отталкиваясь от своей личной любви и ненависти. Она вывела героиню с необыкновенным центростремительным характером, которая пытается удержать эту расползающуюся ткань, называемую семьей, и ей это удается до самой смерти. Это великий характер. Данная книга заслуживает большой прессы, вещи с такой энергией любви появляются редко.
 
Наталия Алексютина, С.-Петербург

«…всю неделю урывками, в полубредовом состоянии читаю и единственное, что мне не нравится — книга как-то угрожающе быстро подбирается к концу и как я теперь буду дальше без Ивановых, придется — еще раз от печки…»
 
Н. Сарисян, Рига, Латвия

«…Эта история — по сути дела, семейная сага, — захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, «вкусный» говор, забавные и точные «семейные словечки», трогательная любовь и великое русское терпение — все это сразу берет за душу. В книге есть неповторимый дух времени, живые души героев и живая душа автора, который словно бы наблюдает за всеми перипетиями героев романа с юмором, любовью и болью.

Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти — всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель…»
 
Дина Рубина

«Приношу благодарность за прекрасную книгу... читал, как пьют хорошее выдержанное вино...»
 
Георгий Коншин,  Рига, Латвия

«Жили-были старик со старухой» — замечательно до последней страницы. Автор запечатлел какие-то метаморфозы времени: в романе историческое время причудливо взаимодействует с субъективным, личным измерением. Катастрофичный ритм у военных лет, а мирная жизнь выливается на страницы подробным и «вкусным» бытописанием семейной истории. Дочитывать было сложно: это не тот жанр, где в конце вдруг все обойдется счастливым образом. Но после смерти главного героя последовало еще несколько удивительных страниц с описанием «женского века», иного психического времени, что интересно как национальное явление. Финал просто удивительный…»
 
Наталья Белова, Санкт-Петербург

"…Ощущение от чтения этой книги такое, будто вошел с морозной ветреной улицы в хорошо натопленный дом. Так пишут только о самом родном. Но даже если допустить, что перед нами чистый вымысел — доля авторского внутреннего участия делает это повествование почти документальным. Елена Катишонок строит его не по законам романа, а по законам жизни, пренебрегая литературными условностями.

…Впрочем, какое дело читателю, роман перед ним или документ — невероятное человеческое обаяние, безупречный язык и глубина этой книги делают ее выход светлым событием.
 
Майя Кучерская, Москва
 
 
Фрагмент романа Е.Катишонок и отзывы критиков взяты  с сайта издательства M·Graphics Publishing
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 4324 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 4
1 sokol  
0
Где-то читал ответ Шукшина на критику его лучшего романа "Любавины" (Он успел написать всего два романа: "Любавины" и "Я пришел дать вам свободу", о Стеньке Разине. Но второй роман представляется скорее не как роман, а как сценарий к давно задуманному фильму, который так и не дали снять Василию Шукшину, который был-бы безусловно шедевром..). Так вот, роман обвиняли в чрезмерной увлеченности селького быта. разрыве времен, даже говорилось о положительном влиянии НЭПа (когда торговлей заменили качество). На что Василий Шукшин категорично отвечал, что это история его родного села, его родной семьи, причем история надорванная, искалеченная этими самыми историческими и искусственными преобразователями, построителями нового человека, но почему-то с наганом на перевес..
И сегодня мало что изменилось. Приведу пример одного кемеровского писателя, издателя и журналиста из Кемерово, Владимира Ширяева. Он редактировал трагический роман А.Е. Чистяковой (пожилой сельской жительницы из поселка Бутовский под кемеровым) "Не много ли для одной?". Удивительно, но роман стал финалистом Букеровской премии и получил приз - золотые часы, которые Ширяев и доставил Чистяковой (она была в возрасте и не поехала в Москву). Ширяев, кстати родом с алтайского села Романово (райцентр), закончил филологический факультет в Томском университете, имел друзей писателей, один даже выпускник Лейпцигского университета.. Все они были не востребованы областными "культурными" центрами (в т.ч. союзом писателей кузбасса), которые стали чрезмерно политизированны, многие спились, сам Ширяев сделал себе хиракири..
И вот что удивительно, никто не разместил о нем информацию на Википедии! А после моей неумелой попытки оставить материал, она была тут-же изъята!? Это ли не гонение на инакомыслие, а по сути на любые попытки посмотреть историю глазами самих свидетелей, срочно стерилизуется, уже даже в Интернете!
p.s. извините, что заговорил о своем, но может быть эти слова расширят общее представление о сегодняшней России, к тому поэта, писателя, издателя Владимира Михайловича Ширяева знал лично (немного) и его замечательную супругу, которая продала квартиру и на вырученные деньги издала небольшим тиражом собрание сочинений..

2 murkinvestnik  
0
Крайне не понравилось творение Е. Катишонок, ординарный примитивный современный конструкт, где староверие как экзотическая приправа да ещё с пошлыми реалиями типа трактиров, чекушек, веселых домов, где "обмываются" новорожденные дети. А все дифирамбы (кстати штампы: "как пьют хорошее вино", "как войти в натопленную горницу" и т.д.) современных т.н. писателей, пишущих также, если не хуже, ни о чем не говорят. Кукушка всегда хвалит петуха, как известно, за что. А глубина книги, о которой говорит другой "выдающийся писатель" Майя Кучерская, вполне адекватна "глубинам" её творений, только посвященным никонианам. Теперь такая игра- все писатели хвалят друг друга, поэты - тоже, только сетуют, что читателей мало. А можно ли это читать, никто не задумывается и не обсуждает. Конструктивная критика умерла. Есть только премии и восторги! Решил себя выразить - раз, и шедевр. Обязательно эпопея, войны, староверы, Дон, Рига, что угодно. Другие авторы смешивают гражданскую войну с современностью, раскопки с реальностью, тайные карты, сокровища, вместо староверов м.б. сектанты. Только думать никто не хочет.

3 polik1  
0
Замечательную книгу написала Елена Катишонок. Увлекательное повествование, книга не отпускает долго после прочтения. И это не смотря на то, что диалогов почти нет. Сильные, живые характеры, прекрасный русский язык, любовь к Родине и неподдельное христианство:вот составляющие, обеспечившие успех повествования. Спасибо автору!

4 samstar2  
0
Согласна с Вами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]