Одним из финалистов литературной премии "Русский Букер" - 2009 стал роман Елены Катишонок "Жили-были старик со старухой". Это небольшая семейная сага о русских казаках-староверах, родившихся в Ростове и попавших в Прибалтику, переживших две мировые войны, эвакуацию, смену власти. Их город был частью Российской империи, затем независимой республикой, потом -провинцией гитлеровского рейха и, наконец, частью СССР.
Автор романа, Елена Катишонок, родилась в Риге, закончила филологический факультет Латвийского Университета. В 1991 году уехала в США, живет в Бостоне, преподает русский язык, занимается редакторской работой и переводами.
Елена Катишонок дебютировала сборником стихов «Блокнот» (Hermitage Publishers, 2005). Роман «Жили-были старик со старухой» был издан в США в 2006 году. В России вышел в свет в издательстве "Геликон".
Литературные критики высоко оценили роман. Вот несколько отзывов о нем:
«…Букеровское жюри ввело в шорт-лист и тем самым актуализировало… роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой...». Сердечно и поэтично рассказанная (местами пропетая)… история о том, как семья донских староверов полвека обреталась у студеного балтийского моря, по-моему, одно из лучших сочинений в прозе уходящего десятилетия.
«Время новостей»: №239, 25 декабря 2009 г.
…Лучшей книгой уходящего года, попавшей в короткий список «Русского Букера», я по-прежнему считаю сагу Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой…» — свежее, ясное, умное повествование о судьбе семьи казаков-староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям. Жаль, что книга не получила «Букера»...
Ведомости, 30.12.2009, 248 (2518)
"Старик и старуха — ростовские казаки-староверы. Обвенчались в конце XIX века, перебрались в Ригу, родили семерых, вырастили пятерых, да внуков, да правнучку, пережили три войны. Старик столярничал и ловил рыбу, старуха хозяйничала и пилила старика. Рождения, свадьбы, семейные праздники, горести. Умерли старики хоть не в один день, но от одной болезни".
«Литературная Газета», №47-48 (6252) от 25 ноября 2009 года
«…Елена Катишонок написала книжку, которую можно написать, только отталкиваясь от своей личной любви и ненависти. Она вывела героиню с необыкновенным центростремительным характером, которая пытается удержать эту расползающуюся ткань, называемую семьей, и ей это удается до самой смерти. Это великий характер. Данная книга заслуживает большой прессы, вещи с такой энергией любви появляются редко.
Наталия Алексютина, С.-Петербург
«…всю неделю урывками, в полубредовом состоянии читаю и единственное, что мне не нравится — книга как-то угрожающе быстро подбирается к концу и как я теперь буду дальше без Ивановых, придется — еще раз от печки…»
Н. Сарисян, Рига, Латвия
«…Эта история — по сути дела, семейная сага, — захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, «вкусный» говор, забавные и точные «семейные словечки», трогательная любовь и великое русское терпение — все это сразу берет за душу. В книге есть неповторимый дух времени, живые души героев и живая душа автора, который словно бы наблюдает за всеми перипетиями героев романа с юмором, любовью и болью.
Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти — всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель…»
Дина Рубина
«Приношу благодарность за прекрасную книгу... читал, как пьют хорошее выдержанное вино...»
Георгий Коншин, Рига, Латвия
«Жили-были старик со старухой» — замечательно до последней страницы. Автор запечатлел какие-то метаморфозы времени: в романе историческое время причудливо взаимодействует с субъективным, личным измерением. Катастрофичный ритм у военных лет, а мирная жизнь выливается на страницы подробным и «вкусным» бытописанием семейной истории. Дочитывать было сложно: это не тот жанр, где в конце вдруг все обойдется счастливым образом. Но после смерти главного героя последовало еще несколько удивительных страниц с описанием «женского века», иного психического времени, что интересно как национальное явление. Финал просто удивительный…»
Наталья Белова, Санкт-Петербург
"…Ощущение от чтения этой книги такое, будто вошел с морозной ветреной улицы в хорошо натопленный дом. Так пишут только о самом родном. Но даже если допустить, что перед нами чистый вымысел — доля авторского внутреннего участия делает это повествование почти документальным. Елена Катишонок строит его не по законам романа, а по законам жизни, пренебрегая литературными условностями.
…Впрочем, какое дело читателю, роман перед ним или документ — невероятное человеческое обаяние, безупречный язык и глубина этой книги делают ее выход светлым событием.
Майя Кучерская, Москва
|