Главная » 2011 » Март » 18 » Время ожесточенной полемики прошло:Приветственное слово митрополита Корнилия к участникам встречи в Общецерковной аспирантуре и докторантуре
13:03
Время ожесточенной полемики прошло:Приветственное слово митрополита Корнилия к участникам встречи в Общецерковной аспирантуре и докторантуре
Досточтимые участники встречи!

Памятуя о заповеди Апостола: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3;15), мы с благодарностью приняли приглашение встретиться со столь просвещенной аудиторией.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующее знаменательное совпадение. Ровно 125 лет назад, в 1886 году, также в марте месяце, в актовом зале Санкт-петербургской духовной академии состоялась беседа нашего священноинока Арсения (Швецова) - в будущем епископа Уральского и Оренбургского, с синодальным миссионером о. Ксенофонтом Крючковым, затем продолженная свободным общением со студентами.

Святитель Арсений – выдающийся апологет старообрядчества, создатель системы защиты старой веры в 2008 году канонизирован на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви. Нами в настоящее время издается собрание его сочинений, уже увидели свет два первых тома, в одном из которых опубликован текст его тогдашнего выступления в Академии. Пользуясь случаем, передаю в дар библиотеке вашего учебного заведения эти тома.

Возобновлять разговор после 125-летнего перерыва (и какого перерыва! периода времени до предела насыщенного катастрофическими событиями) задача не из легких. Во-первых, время ожесточенной полемики прошло, а во-вторых, в современном информационном шуме голос Истины трудно различим, а порой просто не слышен. К сожалению, подлинный образ Старой Веры для наших современников до сих пор остается для многих неведомым, а то и до неузнаваемости искаженным. Поэтому так важна возможность рассказать о себе в живом общении лицом к лицу, так сказать «из первых уст».

В истории нашей страны с давних пор и по ныне прослеживаются две противоположные тенденции: с одной стороны это ложно понятая «всемирная отзывчивость», открытость всем ветрам, часто граничащая с потерей собственного лица (как ныне говорится, собственной идентичности). А с другой – огульное отрицание всего нового, неспособность к живому и творческому взаимодействию с непривычным и «не нашим».

В церковной сфере эти тенденции находят свое выражение как в равнодушном к истине экуменизме, так и в закрытом ко всякому диалогу агрессивном изоляционизме.

Да, мы твердо стоим на неизменных принципах нашего упования и чтим подвиги наших предков, в экстремальных, а порой и нечеловеческих условиях отстоявших эти принципы. Но сие не означает, что мы не чувствительны ко всякому искреннему вопрошанию и чужды готовности «кроткого и благоговейного» ответа на трудные и даже «неуютные» вопросы.

Послераскольная история почти не оставляла нам времени для передышки, для спокойной работы мысли. Ныне нас не гонят, не преследуют, более того – нам предоставляется возможность для мирного обмена мнениями. Ныне «время благоприятно» (2 Кор. 6; 2).

Сейчас, когда многие иллюзии развеялись и некогда устойчивые мифы исчезли «яко дым», у старообрядчества есть возможность говорить о себе открыто. Хотелось бы надеяться, что осмысление судьбоносных вопросов нашей истории принесет достойные плоды.

Смиренный Корнилий,
Митрополит Московский и всея Руси
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 983 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 samstar2  
0
Многие, наверняка, скажут, что встреча с никонианскими богословами -это тоже проповедь. Но так ли это?

Уместно ли сравнение встречи нашей делегации с аспирантами и докторантами и состоявшегося 125 лет назад диспута еп.Арсения с синодальным миссионером Крючковым? Уверена, что нет. Достаточно почитать описания встреч старообрядческих начетчиков разных согласий друг с другом или с миссионерами. На эти беседы приходило множество народа, шли горячие споры, многие слушатели действительно делали для себя выводы о том, что есть истинная церковь. Те встречи действительно становились проповедью веры.

А прошедшая вчера встреча? Какова ее цель? Неужели кто-то всерьез полагает, что аспиранты и докторанты Общецерковной аспирантуры услышат протодиакона Виктора или А.В.Муравьева и тут же осознают "правду старой веры"? Уверена, что меньше других в это верят сами члены делегации. Да стоит только посмотреть на скучающие лица - и слов не надо. Тогда зачем? Велено сближаться?

Или это наша делегация на разведку пошла? Совет Митрополии разрешил же по благословению отцов духовных получать образование у никониан. Вот наша делегация и поглядит: стоит рекомендовать отцам духовным благословлять чад поступать туда?


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]