Главная » 2010 » Апрель » 12 » Кортунов С.В. Рецензия на программу "Русский взгляд" о старообрядчестве
21:26
Кортунов С.В. Рецензия на программу "Русский взгляд" о старообрядчестве
В 2008 году, на 3-м телеканале в программе «Русский взгляд», посвященной Старообрядчеству, были подняты темы: истории, развития и современного положениия Древлеправославия, как духовного течения. В оной передаче приняли участие: А.Г. Дугин - современный русский философ, политолог, А.В. Антонов главный редактор журнала «Церковь», прихожанин и председатель приходского совета храма РПСЦ, на ст. метро «Белорусская» в Москве, М. Тюренков, прихожанин, как и Дугин Единоверческого храма (старый обряд в лоне РПЦ МП), в подмосковной Михайловской слободе, о. Иоанн Миролюбов, секретарь комиссии по взаимодействию со старообрядчеством в РПЦ МП. Миролюбов, в прошлом наставник Рижской Гребенщиковской общины беспоповцев-поморов, сейчас служит по старому чину, в московском храме - в Рубцово, хотя оный приход формально и не является единоверческим.
 
В передаче, на наш взгляд, были затронуты очень важные вопросы. Немаловажно, что в данной программе приняла участие, также сотрудница исторического музея МГУ им. М.В. Ломоносова Е.А. Агеева. Сразу видно, что человек она модернистского воспитания, интерес её к Древлеправославию, носит сугубо научный характер. Агеевой приходилось бывать в этнографических экспедициях в деревнях, селениях, собирать информацию о старообрядцах по крупицам. При всём при этом ей все-таки удалось сделать очень важные выводы об рассматриваемой нами теме, в правильном ключе, хотя и с позиции секулярного обывателя: отличие Древлеправославия от новообрядчества - особой высокоторжественностью литургии, неповторимой атмосферой, царящей в старообрядческих храмах и общинах. Естественно – это выводы лица весьма далёкого от какой-либо метафизической глубины, но тем не менее – даже эти заключения нам представляются весьма существенными и показательными.
 
Говоря в целом о программе, нужно отметить, что А.Г. Дугиным была высказана очень важная мысль о том, что сегодня в Старообрядчество идут молодые, пассионарные люди, жаждущие: подлинной, духовной, метафизической и национальной глубины.
 
На вопрос: не превратились ли современные старообрядческие общины в сектантские гетто, Дугин отметил, что сегодня весь российский социум, находится в разобщённом состоянии, атомизированных гетто.
 
Иоанном Миролюбовым в процессе дискуссии была высказана точка зрения о том, что старообрядчество уже никогда не восстановит те социальные основы на которых оно держалось ранее, видимо он имел ввиду представителей данного религиозного движения составлявших его в XIX, начале XX века, в виде купечества, промышленников, и.т.д.
 
Нам же, точка зрения о. И. Миролюбова, представляется весьма сомнительной. Как раз пассионарные молодые люди, составляющие сегодня неостарообрядчество, приходящие сегодня в Древлеправославие в поисках подлинной ГЛУБИНЫ, в будущем составят вновь обретенные социальные слои, которыми было богато данное духовное движение в XIX-XX веке, (к сожалению, реализовавшие себя лишь преимущественно в купечестве, но это была всё-таки не их вина, а то поражение в правах, которому они подвергались, со стороны, к сожалению, вырождавшемуся тогда государству – Романовской России с Церковного Раскола и как продолжение петровских «реформ»), помимо того, что было, в виде тех социальных слоёв, что представляли поповские и беспоповские согласы, учитывая огромные технические инновации, информационные технологии, заполняющие сегодня постиндустриальное общество, естественно, что вышеназванные ультрасовременные информационные технологии и их использование не должны идти ни в какое противоречие с христианским представлением о человеке и его месте в Творении.

 
С.В. Кортунов
http://svkortunov.livejournal.com/973.html
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1016 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 12
1 Кресъ  
0
К староверию эта встреча не имела совершенно никакого отношения. Обычные посиделки единоверцев-униатов с представителями паразитирующих на староверии историков.

8 Брат  
-2
Ну во первых, паразиты бывают и полезные.
А во вторых, разве Вы, г-н Аветян, со своей фотовыставкой не тем же занимаетесь?
Показывая гламурно-приторное старообрядчество, вместо фото обличения никониянства.
Или борьба с никоновцами не приносит дивидендов?

10 Кресъ  
2
Видите ли Игорь, во первых, староверие - это не борьба с никонианством. В передаче ссылку на которую выложил Константин, Александр Васильевич высказал замечательную мысль одного немецкого философа: "бороться - значит обниматься, преследовать - следовать". Так вот если кто-то считает, что православие - это воинственные пляски вокруг никониан - он ошибается.
Православие - это прежде всего, стояние в вере. А для того чтобы стоять в вере, нужна прежде всего самоидентефикация и познание своей веры (хотя многим этот процесс заменяет хуление чужого безверия). В какой-то мере позиционированию себя по отношению к миру и вере способствует и фотовыставка.

Во-вторых, не знаю, где Вы там гламур разглядели (вполне возможно просто не знаете значения этого слова), но люди для выставки не подбираются специально. Постановочные кадры не делаются. Если кому-то кажется, что настоящая правда жизни - это прилюдная демонстрация помоек, которые безусловно есть у каждого жилого дома - таким людям, наверное, надо жить на помойках да ещё и обставившись транспарантами "другой жизни нет".


11 Брат  
-2
Церковь земная называется Церковью воинствующей — Церковью, находящейся в борьбе. И борьба эта — не борьба с плотью и кровью; это борьба — против злых сил, за истинную веру.
И никоновцы, это сегодня в России то зло, рядом с которым нельзя просто стоять, а надо кричать, проповедовать, обличать. Иначе - молчанием предаётся Бог.
И если для этого надо показывать помойки, значит их надо показывать. Для обличения беззакония все средства хороши.

12 Кресъ  
0
Флаг в руки - барабан на шею. С удовольствием посмотрю, как вы в грядущие субботу и воскресение будете проповедовать на площади у Рогожской колокольни.

Готов даже пофотографировать.


2 samstar2  
0
К староверию передача, действительно, отношения не имеет. Потому я и не размещала этот ролик в видеотеке. Но рецензия, предложенная С.В.Кортуновым, показалась мне интересной.

3 Konstantin  
0
Есть передача с А.В. Антоновым. Очень интересная:

http://community.livejournal.com/stariy_obryad/16309.html


4 Кресъ  
0
Константин, а что тебе так понравилось? Уж не великая ли мысль о том, что современное староверие это прежде всего "храмовое благочестие"?
Или может вот это: "борода - это русский национально-религиозный символ" (т.е. это не установление вселенского собора, а просто символ такой русский)
или вот эта, самая замечательная мысль: "нам есть о чём побеседовать с никонианскими епископами и они идут к нам на встречу, а конфликтность нужно искоренять, искоренять - слишком уж пострадал русский народ от этой конфликтности"

Ну просто расчудесная передача. Ласковый телёнок у всех маток сосёт - вот эту бы пословицу, да к мысли о конфликтности, совсем бы чудно получилось. Если при этом ещё замять вопрос: "а чем, собственно говоря, занимается ваше издательство?" - так и совсем хорошо. Тётенька как лучше хотела, а получилось неловко.


5 Кресъ  
0
Прости за назойливость, но насчёт бороды-символа поясню.

Борода не символ, а следствие русского благочестия. Есть люди у которых борода совсем не растёт - у них от этого благочестия не меньше. И они совершенно так же как и бородатые исполняют соборное постановление "да не взыдет постризало на браду твою и на ус твой"

Фиксация внимания человека на символах - не совсем безобидная вещь. "Храмовое благочестие", "борода", "знаменное пение", "Рогожская слобода" - всё это прекрасно, но когда это не цели и культивируемые символы, а следствия. Первохристиане вполне обходились без пения, а в некоторых старообрядческих скитах (в частности в Румынии) и сейчас служба проходит читком, во времена арианской ереси у православных зачастую не было никакого храмового благочестия, а лишь чистое поле для молитвы. Нормальное христианское сознание устремлено ко Христу сказавшего "Азъ есмь Истина", и уже через Христа воспринимает и Закон, и чудеса, и традицию. Сейчас же всё больше происходит переключение внимания людей на проявления как таковые. "Благодатный огонь" у никониан, "стигматы" у латын и прочее и прочее - всё это становится некой самоценностью, которая затмевает простую мысль - без Христа, без стояния в вере - все эти проявления перестают быть следствиями, а значит обращаются в ничто.

Всё это суетливое многоречье маскирует одну мысль "нам хорошо в миру" конфликты с миром нужно пресекать и искоренять культивируя взамен веры культурно-философское наследие. Но Христос учил не так. Он говорил: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. зач. 52) - а это конфликт. Тот конфликт за который и пострадал русский народ и который по словам Александра Васильевича нужно искоренять. Такая позиция попросту криптоединоверие - вот и всё. Если уж даже слова Христа: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое;" - не останавливают радостных речей о том что еретики нас вдруг полюбили и готовы с нами общаться по самым разным поводам... вряд ли можно чем-то ещё вразумить сих адептов переговорных процессов.


6 Konstantin  
0
Эту передачу очень полезно смотреть тем, кто со стороны хочет более о Церкви узнать, кроме того, что может найти в общедоступных, официальных СМИ. И именно настрой и лад беседы А. В. Антонова мне показались максимально дружелюбными и полезными в этом смысле.
Если честно, то передачу я смотрел год назад и она оставила хорошее впечатление. А цепляться к формулировкам я бы не стал. Видно, что участники беседы стараются главным образом не напугать зрителя, объясняя просые для нас вещи на их языке, и видимо это цель такая передачи - вот так вот преподнести. Что-то в этом роде в памяти осталось.

А вот Дугинско-Тюренковское "маппет шоу" это нечто!


7 glrem  
2
А. В. Антонов не является представителем всей РПСЦ, а только лукавой её части.

Которая, по своему умозаключению, отказывается называть РПЦ – никонианским сообществом.

Обеляя отступников, сглаживая противоречия, определила этих устроителей раскола, всего лишь, - новолюбцами.


9 Konstantin  
0
"А. В. Антонов не является представителем всей РПСЦ, а только лукавой её части.
Которая, по своему умозаключению, отказывается называть РПЦ – никонианским сообществом.
Обеляя отступников, сглаживая противоречия, определила этих устроителей раскола, всего лишь, - новолюбцами."

Это вполне может быть, но это наше внутренне дело. И Митрополит с лампадкой и Антонов с, как Вы выразились, "лукавой её частью".

Я же говорю о том, что для внешних - и никонов в том числе - данная передача может быть полезной.

Например: можно по разному относиться к Рябцеву, но его работа по РДЦ - это очень своевременная и качественная работа. Передача с Антоновым - это неплохой экскурс для внешних, не чад Церкви.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]