Главная » 2010 » Январь » 28 » Козлова Л. Из общины Спасова согласия
08:44
Козлова Л. Из общины Спасова согласия
В начале XX века имя Андрея Алексеевича Антипина было на слуху не только в Ворсме, но и далеко за ее пределами. Человек недюжинной энергии и неукротимой воли, он был одним из ярких представителей российского старообрядчества.

Выходец из семьи крестьян-староверов Антипиных-Самоварниковых деревни Коровино Ворсменской волости Горбатовского уезда, Андрей рано приобщился к грамоте и так прикипел к книге, что, уже повзрослев, тратил на нее все средства, зарабатываемые в собственной мастерской перочинных ножей. Он словно пытался в книжной мудрости распознать смысл земного бытия, найти ответы на все сомнения.

Принадлежа к группе старообрядцев-спасовцев, Антипин как и все беспоповцы, считал, что истинное священство с никоновских реформ утрачено и единственный путь к спасению видел в обращении к Спасу. Поскольку же формы приобщения «к Божьей благодати» в среде спасовцев никогда не были едиными и расхождения в трактовке обрядов, богослужебных уставов породили множество толков, Андрей Антипин выработал свое особое вероучение, став главой всероссийского общества старообрядцев Спасова согласия Малого начала.

Свои воззрения он активно проповедовал в прениях и с православными священниками, и с разного рода старообрядцами. Записи его полемических бесед с известными начетчиками спасовцев-отрицанцев были опубликованы и сделали его взгляды доступными широкому кругу верующих.

Поселившись в 1890-е годы в селе Ворсма, Антипин возглавил там общину «Святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил старообрядцев Спасова согласия». С помощью старшего брата Ивана в 1907 году он добился официального разрешения на ее действия и на первом же собрании одноверцев был избран старшим окружным настоятелем. Помимо самих ворсмачей в состав общины вошли жители еще 11 деревень, три из которых находились за пределами Горбатовского уезда: Охлопково и Передельново - в Балахнинском уезде, Дубки - в Гороховецком. Сидеть на месте настоятелю не приходилось. Где-то нужно было крестить младенцев, где-то благословлять на брак или отправлять службу. А еще необходимо было представлять общину во взаимоотношениях с внешним миром и властями.

Благодаря проповедям одаренного начетчика немногочисленная сначала паства общины к 1916 году утроила свою численность и достигла 150 человек. На свои средства общинники выстроили четыре молельных дома, открыли старообрядческую школу в деревне Сосновка Чмутовской волости.

А.А. Антипин немало сделал для распространения толка Малого начала и в целом в Нижегородской губернии. При его участии общины сформировались в Сохтанке, Каменке, Богданове, Ичалках, Личадееве, Малом Селине, Костянке, Кувалдине, общее число членов в них превысило 9 000 человек. Чтобы иметь возможность для легальных встреч со своими последователями из разных концов страны, он получил у губернатора разрешение на проведение молитвенных собраний в период действия Нижегородской ярмарки, специально сняв квартиру в доме Угланова в Канавинской слободе.

15 августа 1906 году одноверцы, отдавая дань уважения заслугам и проповедническому таланту пастыря, предоставили Андрею Алексеевичу почетное право открыть в Нижнем Новгороде I съезд старообрядцев Спасова согласия Малого начала. Он выступил на форуме по всем семи обсуждаемым вопросам и был избран во Всероссийский руководящий орган спасовцев - Попечительное старообрядческое братство. В 1913 году трудами Антипина был издан Потребник, не только имевший большое значение для жизни согласия в прошлом, но и широко бытующий среди староверов по сей день.
 
 
 
В приспособленном под тюрьму здании фабрики Кондратова А.А.Антипин провел свои последние дни
 
 
В революционном хаосе он увидел преддверие огненной кончины. Неистовый в высказываниях Антипин и в царские времена за непочтение к властям подвергался преследованиям. Но в революционном хаосе он увидел преддверие огненной кончины. Земная юдоль старообрядческого священника Андрея Алексеевича Антипина окончилась в сентябре 1918 года в Павлове, среди березовой поросли расположенного прямо за сельским кладбищем Стрижова оврага.
 
Лариса Козлова, научный сотрудник Павловского музея
 
Нижегородская правда, 2010, 27 января, № 9(2010)
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1183 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]