В исследовательской литературе отмечены и случаи, когда поповцы «в суждении по вопросу о переживаемом времени... в частных отзывах допускали такие речи, которые "приличнее" были бы скорее в устах беспоповца». Так, проведенный Н.Н. Покровским и Н.Д.Зольниковой анализ сочинений староверов-часовенных, показывает, что среди них в XIX-XX вв. (а возможно, и в XVIII в.) были убежденные сторонники теории «духовного» Антихриста. С беглопоповцами, придерживавшимися аналогичных взглядов на конец света, довелось иметь дело и апологетам белокриницкого священства.
Противостояние достигло кульминации 24 февраля 1862 г . , когда собор старообрядческих епископов издал известное «Окружное послание», значительная часть которого была посвящена борьбе с распространенными среди поповцев «нелепыми мудрованиями» по эсхатологическим проблемам. Однако эта попытка поставить точку в спорах о характере переживаемого времени не увенчалась успехом, а борьба, развернувшаяся вокруг идей «Окружного послания», привела к расколу «австрийского» согласия. Анализу предшествующего этому событию разномыслия по вопросам о конце света и посвящена настоящая статья...
Опубликовано в сборнике: Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2005. С. 166–171. Источник: http://dr-krochmal.ucoz.ru
|