Сказать по правде, в дурасовский старообрядческий храм на встречу с епископом Ярославским и Костромским Викентием, я ехала с некоторой опаской. Ранее с представителями старообрядческой церкви, да еще в таком высоком сане, встречаться не доводилось. Однако знакомство наше вышло на редкость теплым и познавательным.
Небесно-голубого цвета церковь с устремленными в синюю высь золочеными маковками и крестами придает деревне Дурасов нарядный и ухоженный вид. Возле открытых дверей храма женщина в длинной, до полу, юбке усердно моет крыльцо.
- Вы местная?- интересуюсь я, но она отрицательно качает головой.
-Нет, из Костромы, нас из города нынче много приехало, чтобы отстоять вечернюю службу, полуночницу и утреннюю, - не отвлекаясь от работы, спокойно отвечает прихожанка.
-Так у вас же в Костроме не один свой старообрядческий храм, зачем в такую даль ехать? - несколько недоумевая, задала я второй вопрос.
- Храмы-то есть, а вот владыка у нас такой один, из за него мы все сюда и тянемся, - и сделав пригласительный жест рукой в мою сторону, добавила, - Да ты заходи, заходи, раз тебе свыше такую встречу послали, сейчас сама его увидишь и все поймешь…
Перекрестившись, я потихоньку вхожу в полутемную прохладу притвора. Вопреки ожиданию увидеть темные старинные образа, иконостас сияет свежей позолотой и насыщенными красками икон. Со стен смотрят лики Спасителя, Богородицы, Святых - все как в обычном православном храме. Навстречу мне вышел пожилой человек с рыжеватой, с сильной проседью, бородой в черном, отделанным алым кантом облачении, и по доброму улыбаясь, представился:
-Владыка Викентий или Валентин Николаевич, как вам удобнее, так и называйте. Вы тут располагайтесь,- указав мне на лавки и табуреты, стоящие рядом с большим столом в притворе. - А я сейчас архивные документы принесу, раз уж, в кои-то веки, пресса ко мне пожаловала.
Он вернулся минут через пять, неся в руках папки с какими-то бумагами.
- Вот смотрите, тут вся история нашего храма, точнее, то, что мне удалось восстановить после пожара в костромском архиве, где хранились подлинники этих документов.
И мы стали их разбирать. Вот списки местной общины, насчитывающей более 50 человек. Про каждого старообрядца напротив фамилии имени и отчества указано - в расколе с такого-то времени. Года стояли разные, самая ранняя дата - 1810-ый. Общину возглавлял священник отец Лука (Михаил Усов). Тут же имелся любопытный документ - план самого Дурасово от 20 августа 1902 года. На нем можно было начитать 41 жилой дом, а помимо центральной улицы имелось еще две небольших - расположенных перпендикулярно ей на самых концах обеих концов.
Вот ходатайство в губернское правление от 1907 года с просьбой разрешить образовать официальную общину староверов, проживающих в Дурасово и окрестных 19 деревнях. Подписи, в количестве 54-х, пестрят знакомыми красносельскими фамилиями: Пуховы, Усовы, Соловьевы, Лебедевы… И тут же положительный ответ костромских властей.
Вот документ от 1909 года - прошение дурасовской общины о перестройке силами прихожан молельного дома и переименовании его в церковь в честь Рождества пресвятой Богородицы. Через два месяца костромские власти дали разрешение и к октябрю 1910 года в селе в Дурасове появился старообрядческий храм.
В декабре того же года храм освятил епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий, а настоятелем его стал протоиерей отец Алексий, в миру Алексей Иванович Сергеев. Это был удивительный человек, настоящий подвижник веры. Он без устали заботился и молился о судьбе своих духовных чад. И его молитвы по свидетельству многих обладали великой силой. Он выстроил здесь, в Дурасове церковно-приходскую школу, в которой обучались дети. Параллельно в ней же велась подготовка служителей старообрядческих храмов для всей центральной России. Здесь нес послушание псаломщика отрок Александр Гусев - будущий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Дурасово в те годы было настоящим оплотом, духовным очагом староверов и на беседы с батюшкой сюда съезжались люди издалека.
Когда началась революция, Алексей Иванович в числе первых отдал всю свою скотину и другое имущество в только что образовавшийся колхоз, может быть поэтому ему удалось избежать участи других священников, а может быть потому что местные его очень уважали и чекисты просто побоялись народного недовольста. Однако крепкий дом у батюшки был отобран, и ему с матушкой Екатериной и детьми пришлось ютиться в небольшой комнатушке, находящейся с левой стороны от притвора храма - другого места в Дурасове просто не нашлось. Тем не менее, службы в церкви продолжали вестись как положено. В то время, когда православные храмы по всей стране не просто массово закрывались, а взрывались и разрушались до основания, Дурасовскую старообрядческую церковь не тронули и не закрыли. По молитвам отца Алексия, - считают все окрестные староверы. К нему в глушь костромских лесов в годы советской власти приезжало множество священников - староверов, только что вышедших из мест заключения, которые не знали где приклонить голову. И каждый находил здесь кров, пищу и поддержку телесную и духовную. Один из таких людей впоследствии стал владыкой Петроградским и всю жизнь с благодарностью вспоминал настоятеля дурасовской церкви.
Примечательна кончина этого удивительного человека. Он был уже в больших годах, когда ночью к нему пришли трое пьяных мужиков и начали требовать денег, которых у того отродясь много не было - все раздавал нуждающимся. Злоумышленники, однако, не поверили и сильно избили священника. Буквально на следующий день участковый нашел их и привел к батюшке в больницу, чтобы тот опознал грабителей, но отец Алексий твердо сказал: «Нет, не они, отпустите их с Богом». Мужиков отпустили, батюшка, так и не оправившись от побоев, скончался, а вскоре вслед за ним на тот свет отправились и те трое, погибнув один за другим. Могила протоиерея Алексия находится на кладбище за храмом, в котором он лет служил более полувека и люди по сей день идут сюда, коленопреклоненно высказывают у его креста свои заветные желания, просьбы и чаяния и, говорят, многие получают через это помощь.
А совсем рядом похоронена староста церкви Александра Платновна Славнова, чьими заботами здесь строго соблюдались все каноны старообрядческого вероисповедания, и был храним храм уже после смерти отца Алексия. Поражают годы жизни, указанные под фотоснимком типично русского женского лица, исполненного спокойной, неяркой красоты и обаяния: 19.03.1911- 19.04.2011. Владыка Викентий, прекрасно ее знавший, рассказал, что до последнего дня она была в добром здравии. За месяц до кончины широко отметила 100-летний юбилей, на ногах отстоявши службу и совершив все необходимые поклоны. Накануне смерти староста исповедовалась и причастилась, а после тихо, во сне отошла в мир иной. Впрочем, таких долгожителей среди староверов здесь, в Дурасове немало. То ли строгое соблюдение постов и заповедей помогает этим людям жить и даже в глубокой старости быть здоровыми, то ли вера их так велика…
Сам епископ Викентий тоже уже очень и очень пожилой человек. И тем не менее он продолжает выполнять множество обязанностей, окормляя и духовно поддерживая всех единоверцев Костромской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской, Вологодской, Архангельской областей и города Сыктывкар в придачу. Он постоянно в заботах, хлопотах, поездках. А между тем, ни в детстве, ни в юношеские годы он и не помышлял о карьере владыки. Родился в обычной семье, не имеющей отношения к церкви, в роду которой имелись как обычные православные, так и староверы, но крещен был во младенчестве по древнему обряду - полным троекратным погружением в воду. А затем в юные годы приобрел духовника из староверов - отца Иосифа (Карпова), который ненавязчиво объяснил ему суть своей веры и очень много сделал для его духовного становления.
Юный Валентин после школы поступил на филфак Костромского педуниверситета, успел поработать в школе, и только после смерти своего духовника в 1971-ом году он решился кардинально изменить свою судьбу. Именно в тот момент он всерьез задумался о самых главных для человека вещах - смысле существования и вере в Бога. Посещения храмов и исполнения надлежащих православному человеку, староверу, живущему в миру, правил ему стало недостаточно. Тому также способствовала неразделенная любовь, как оказалось, единственная в его жизни. И он, отказавшись от прелестей мирской жизни, решил полностью посвятить себя Богу и старообрядческой церкви. В 1985-ом был рукоположён во диаконы, а на следующий год после смерти владыки Никодима, сменившего отца Алексия, ему доверили приход в Дурасово.
Ему пришлось перенести немало невзгод - поначалу никто не соглашался сдать или продать дом батюшке и он ютился там же, где жил Алексей Иванович - в комнатушке при церкви. Потом председатель колхоза Евгений Николаевич Ипполитов, кстати, также старовер, прихожанин этого храма вопреки указаниям советской власти продал-таки ему один из колхозных домов, уже предназначенных под снос. Параллельно служению в храме он в сане протоиерея много лет был секретарём Костромской и Ярославской епархии, экономом и благочинным Костромского округа. А в 2004 году Собором Русской православной старообрядческой церкви был избран кандидатом в епископы. В августе 2010 года Валентин Новожилов был пострижен в иночество с наречением имени Викентий, а в следующем год он стал епископом.
Владыке Викетнию довелось пережить два ограбления храма, которые оставили церковь практически без своих святынь, ему пришлось заново восстанавливать весь иконостас. И здесь помогли прихожане - красносельские художники, выпускники КУХОМ. Сейчас только-только завершено золочение нового убранства храма.
Несколько лет назад он, выиграв областной гранд, поставил часовенку над источником Рождества Пресвятой Богородицы с чистейшей родниковой и, по отзывам верующих, целебной водой на окраине деревни. Три года назад его стараниями в Дурасово, в первую очередь, конечно же в храм, был проведен природный газ. Сегодня продолжается благоустройство действующего вот уже много лет дома для паломников. Московские состоятельные староверы заканчивают отделочные работы в выстроенном в исконно русском стиле паломническом центре, расположенном тут же.
Владыка Викентий нередко выступает на светских мероприятиях, таких, например, как недавнее празднование столетия дома Романовых. Тогда его пламенная речь, о том, что старообрядцы являются основой православия запомнилась всем. А завершил он ее словами: «Запад сгнил, а Россия всего лишь больна, и врачевать ее может только Христова вера».
Елена ПОЛЕВА. Фото автора.
|