На праздник Пасхи во многих приходах появился четвертый номер журнала "Неопалимая Купина". На сегодня уже более половины тиража нового номера поступило в общины Урала, Сибири, Поволжья, Центральной, Южной и Северо-Западной России, Украины, партия журнала отправлена в Румынию.
В сообщении о сдаче нового номера в печать наш сайт кратко рассказал о его содержании. Теперь хотелось бы рассказать о четвертом номере "Неопалимой Купины" подробнее.
С первого номера редакция "Неопалимой Купины" отказалась от классической журнальной структуры - деления журнала на рубрики. В адрес редакции не раз поступали советы, а то и критические замечания: как же так, где же привычные рубрики и разделы? Но главный редактор журнала С.Аветян с самого начала сознательно отказался от такого построения журнала. "Хочется подавать материал не монолитными блоками, а статьями, уже по самой подаче подразумевающими обсуждение и размышление", - объяснял он свою позицию в обращении к читателям, опубликованном в одном из предыдущих номеров журнала.
Впервые эта идея была частично реализована в третьем номере. Материал в нем был подан так, что последующая статья являлась откликом или своего рода продолжением статьи предыдущей. Изменилась и форма подачи материала, журнал был по-новому структурирован. На полях каждой статьи давались пояснения встречающихся в тексте терминов, небольшие отклики или пояснения других авторов, краткие справки. В результате читатель словно включался в дискуссию, уже начатую на страницах журнала.
В четвертом номере идея главного редактора реализована полностью: связаны между собой уже не отдельные статьи и комментарии, а все вошедшие в номер материалы.
Несмотря на разнообразие тем, все материалы нового номера, о чем бы они не рассказывали, так или иначе объединены одной мыслью, а эпиграфом к новому номеру могли бы стать слова свт. Иоанна Златоуста из его поучения, опубликованного здесь же, в новом номере: "Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли, или от своих".
Именно эта тема: опасность соблазна, подмены, обмана и самообмана, вольного и невольного обольщения и самообольщения, лукавства, прельщения, - всего того, что в православии называют прелестью - и объединила опубликованные в четвертом номере материалы.
"О, прелесте! понеже еси пестра: зрим церкви стояща, церковныя же развращения всюду стояща. О, прелесте! понеже еси пестра: церковныя стены созидаются, законы же ея разоряются и злохульно укоряются", - восклицал пустозерский мученик диакон Феодор в своем послании "О познании антихристовой прелести". Эти слова дали название центральному материалу номера - статье С.Аветяна "О прелесте! Понеже еси пестра". Статья посвящена единоверию и унии на Руси.
Предки нынешних староверов четко понимали, что единоверие - обман, прелесть. Сегодня в старообрядческой среде нередко можно встретить иное отношение к единоверию: оно-де возрождает исконные традиции, знаменное пение и внешнее благочестие. Но единоверие - и в прошлые века, и ныне - было и остается приманкой, прельщением, лукавством, подменой. Пестрой прелестью. Статья В.Боченкова "Два месяца тюрьмы за "Слово правды" и приложение к ней - послание белокриницкого начетчика Алексея Пашкова "Нечто об единоверии и единоверцах" продолжают эту тему.
Прелесть, действительно, пестра и принимает разнообразные личины. Не получается заставить христиан отречься от своих святых? - Не беда, есть и другой путь. И вот уже подвижники Божии превращаются в сказочных персонажей, подобно тому, как ревнитель Христов Никола, архиепископ Мир Ликийских, давно превратился для европейцев и американцев в доброго Санта-Клауса. Об этом рассуждают Д. Урушев ("Образ кротости") и С.Аветян ("О святителе Николе").
Не всегда и не у всех причиной прельщения становится отход от веры или злой умысел, иногда это результат самообмана, невольного самообольщения. Порой такое происходит, казалось бы, из лучших, побуждений. Что такое лампада, установленная на Святой Земле у так называемого Порога Судных врат, почему так неспокойна совесть многих христиан, как побывавших на Святой Земле при установке лампады, так и наблюдавших за этим со стороны? Не обманываем ли мы себя, говоря о поклонении святыне? Об этом размышляют в своих статьях Н.Фризен ("Александровское подворье как культовый объект") и И.Будкина ("У последней черты"), а также авторы небольших комментариев к этим статьям Д.Урушев и К.Беляев.
А еще прелесть может стать следствием недостаточного знания, неумения и нежелания рассуждать, порой - даже недостатка вкуса. Статьи Г.Неминущего и Л.Свиридовой "В защиту подлинности" и А.Емельянова "Духовные ли стихи" посвящены, казалось бы, разным вопросам: первая - неканоничности почитания печатных икон-репродукций, вторая - репертуару старообрядческих духовных стихов. Но и в них прослеживается все та же тема недопустимости подмены: каноничных икон - изготовленными типографским способом репродукциями, духовной христианской поэзии - сентиментальными баптистскими стихами.
О подмене истины ложью, честности - лукавством, говорится и в притчах "О горнем и дольнем" А.Поносова.
Обращаясь к читателям, главный редактор "Неопалимой Купины" С.Аветян пишет: "Мы говорим: «Проснитесь, верные, в нашем доме пожар! Пожар, возгоревшийся не от излишней горячности и ревности, а попущенный по равнодушию наших сердец и оскудению веры!».
Обращение С.Аветяна было опубликовано до выхода журнала в свет, и слова главного редактора некоторые восприняли как необоснованную резкость, "критиканство". Но читатель, который ознакомится с содержанием четвертого номера "Неопалимой Купины", вряд ли сочтет эти слова резкими. Ведь по сути, С.Аветян повторил сегодня ту же мысль, что пронизывает Слово свт. Иоанна Златоуста, опубликованное в журнале: "Видите, как повсюду Господь, утверждая нас, взывает в святых Своих Евангелиях, смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь?"
Хочется надеяться, что читатели "Неопалимой Купины" услышат этот призыв.
Заказать журнал можно в редакции:
Наш сайт принимает заявки и на индивидуальную рассылку журнала. Цена одного номера - 60 руб.
|