Главная » 2011 » Май » 20 » Литовский курьер: Возвращаясь к напечатанному: Два письма на одну тему (отклики на статью "Волчье время")
08:56
Литовский курьер: Возвращаясь к напечатанному: Два письма на одну тему (отклики на статью "Волчье время")
Письма пришли в редакцию «Литовского курьера» одновременно. Оба можно рассматривать как реплики на публикацию «Волчье время», увидевшую свет в 18-м номере нашего еженедельника за текущий год. Редакционная коллегия «ЛК» посчитала не только возможным, но и необходимым опубликовать эти полярные точки зрения на некоторые аспекты проблемы, поднятой в редакционной статье. Мы полагаем, что таким образом будет соблюдено право каждой из сторон публично высказать свою позицию. «Литовский курьер» - за открытую дискуссию, поскольку убежден, что только она способна подсказать компромисс.
 
Нельзя промолчать
 
19 апреля прихожане Зарасайской старообрядческой общины через районную газету Zarasų kraštas поздравили с 80-летием местного батюшку Саву Ивановича Павлова. Как водится в подобных случаях, в теплой зарисовке «Уважаемый и любимый» вкратце рассказали, опираясь на ранее опубликованные материалы, о заслуженном старце и пожелали юбиляру Саве Ивановичу долгих лет.

Позже в этой же районной газете была опубликована статья «Нельзя промолчать», подписанная советом Зарасайской старообрядческой религиозной общины. Этот документ «Литовский курьер» печатает в переводе с литовского языка.
 
Совет Зарасайской старообрядческой религиозной общины еще раз поздравляет с 80-летием Саву Павлова, исполняющего обязанности наставника, и желает ему здоровья и долгих лет жизни. Авторы статьи «Уважаемый и любимый», опубликованной 19 апреля в районной газете «Зарасу краштас» № 30 (9102), привели несколько ошибочных фактов из биографии исполняющего обязанности наставника Савы Павлова.
 
Мы вынуждены реагировать, потому что введение людей в заблуждение напрямую связано с добрым именем Зарасайской старообрядческой религиозной общины. Прежде всего, исполняющий обязанности наставника Сава Павлов, как свидетельствуют документы Верховного совета Старообрядческой Поморской церкви Литвы (Церковный регистр), родился 17 апреля 1931 года и старый стиль летоисчисления здесь ни при чем, потому что существовал в царской России и был отменен 14 февраля 1918 года.
 
Исполняющий обязанности наставника Сава Павлов никогда не был и никогда не будет, по поводу чего мы очень сожалеем, духовным отцом, поскольку он отказался от благословения, а также он никогда не обучал Закону Божиему ни в одной из районных школ, хотя по сей день актуальна необходимость нравственного и церковного воспитания молодежи. С первого дня своей службы и по сей день этот человек только исполняет обязанности наставника. По словам Савы Павлова, он учился у духовного отца Аггея Волкова, однако на деле этого нельзя подтвердить.
 
Организаторы мероприятий, посвященных 300-летию Старообрядческой Церкви Литвы, утверждают, что душой этого праздника были заместитель городского старосты Зарасай Ольга Подольскене и инициативная группа членов общины, а исполняющий обязанности наставника С. Павлов был одним из участников праздника, за что организаторы ему очень благодарны.
 
При попытке узаконить выполнение обязанностей С. Павлова, исполняющего обязанности наставника (крестить детей, выполнять обряд бракосочетания и обряды, связанные с погребением, читать проповеди), Зарасайская старообрядческая религиозная община столкнулась с враждебной настроенностью некоторых членов этой общины, в том числе и самого С. Павлова, которые усмотрели в этой попытке совета общины прямой выпад против их личных интересов. В конце концов, велись недостойная агитация и сбор подписей прихожан, в ходе которых не гнушались руководствоваться слухами и сплетнями. Все это делалось вразрез с церковными традициями, таинством исповеди и во время Великого Поста.
 
Совет Зарасайской старообрядческой религиозной общины.
 
В Писании сказано
 
Прочитав в газете Zarasų kraštas опровержение к статье о зарасайском батюшке Саве Ивановиче Павлове, не смогла успокоиться. Так трудно это все понять и воспринять. Я просто хочу поделиться своей болью и беспокойством, которые невозможно в себе удержать.
 
Мой жизненный путь пересекался с жизненными дорогами и Павловых, и Волковых. Мне 65 лет, я клирошанка Турмантасской староверской общины, певчая. В 1967 году вышла замуж за Кудряшова Григория, мне был 21 год. Cама я родом из Турмантаса, но по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Зарасай, где и прожила 23 года.
 
В то время мой муж был учеником токаря у Ивана Федосеевича Павлова, отца Савы Ивановича. Иван Федосеевич тепло относился к моему Григорию, любил своего ученика. У нас тогда не было жилья, и Иван Федосеевич любезно предложил нам, пока получим свое, пожить у него на квартире. Тогда я даже не могла и подумать, что стану певчей, буду посещать храм.
 
Я окончила школу, ко мне пришла любовь, появилась семья, родился сын Василий. В молодости приходится многое постигать, и хорошо, что рядом с тобой живут такие замечательные люди, как семья Павловых. Дядя Ваня был прекрасным человеком, он был нам как родной отец. У дяди Вани была большая семья. Всех его сыновей я прекрасно знаю, они часто навещали своих родителей, помню, какой вели образ жизни, какой замечательный пример подавали другим семьям. Восхищалась и восхищаюсь семьей батюшки Савы Ивановича, его женой и детьми. Это очень нравственные и порядочные люди. Теперь я понимаю, что возможность жить в такой семье, хотя семья моих родителей Орловых тоже была религиозной, следует воспринимать как дар Божий.
 
Потом осталась одна, постарели родители, пришлось переехать в Турмантас, чтобы им помочь. Когда упокоился отец, а он не дожил до 100 лет четырех месяцев, Сава Иванович со своей матерью и головщицей Раисой Афанасьевной приехал на похороны, чтобы отдать дань уважения старцу. Низко кланяюсь Саве Ивановичу и его семье за мудрость и христианские добродетели, желаю благоденствия, телесного здравия и душевного спасения!
 
Отрадно, что в поддержку батюшки собрано более 700 подписей прихожан! С этим мнением надо считаться!
 
Я очень хорошо знаю и деда Александра Волкова, часто с ним встречалась, приходилось вместе служить, только хорошее могу сказать и об его отце. Это тоже добропорядочные и уважаемые люди. Поэтому никак не могу понять, откуда столько негативного в самом Александре, председателе Зарасайской староверской общины!
 
Созидание, сплочение, прощение, умение понять человека, тактично высказать свое мнение, умение услышать каждого так нужны в нелегкой общественной работе председателя общины! До прихода Александра Волкова в общине были другие взаимоотношения, мы дружили с ними, не было такого противостояния. Мой сын Василий, ему 43 года, недоумевает по поводу таких оскорбительных высказываний в статье-опровержении в газете Zarasų kraštas №35, 2011-05-06.
 
Мы полностью поддерживаем мнение Анатолия Иванова, высказанное в статье «Царство волка» в газете «Литовский курьер»: «Существует неписаное правило: батюшка или добровольно слагает с себя полномочия духовного руководителя, или правит службу до последнего дня. Выгнать старца из храма не имеет права никто». Печально, но оказывается, что кто-то смеет ставить себя выше неписаных законов и старообрядческих традиций.
 
Когда я познакомилась с Александром Волковым, подумала, что это деловой и корректный человек. К сожалению, ошиблась. В пошлом году перед праздником Покрова он мне позвонил и стал упрекать в том, что мы собираемся на службу в Дягучяй. Оказалось, что член Высшего совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы категорически против того, чтобы в Дягучяй возрождались канувшие в небытие традиции староверов.
 
Дегути - один из старинных центров староверия в Литве. Именно здесь, в Зарасайском районе, находилась знаменитая Дегуцкая обитель - духовный центр староверов балтийских стран в 1756-1851 годах. Когда-то сюда съезжались тысячи богомольцев, здесь проходили соборы, была богатая моленная, приют для престарелых, гостиница для приезжих, кельи иноков. По старинной традиции, на Покров все дороги вели в Дегути.
 
Прекрасно, что возрождается забытая традиция, прекрасно, что в Дягучяй приведено в порядок кладбище и восстановлена часовня. Семья Абрамовых, их добровольные помощники и единомышленники не покладая рук и не жалея сил и денег уже восьмой год восстанавливают староверскую святыню, собирают по крупицам материалы о жизни староверов в Дегутях. Я считаю, что таким людям надо помогать и всячески их поддерживать.
 
Порой перестаешь понимать происходящее. Кто мы и как мы сохраняем традиции, которые передали наши предки? Староверие всегда было сильно своей исторической памятью! Мы все объединены одной исторической судьбой и общим будущим. Мир староверия – это примирение, согласие, лад. Здесь не должно быть места вражде и распрям!
 
Я полностью поддерживаю журналиста «Литовского курьера» за его беспокойство о будущем староверия. В Писании ведь Господь как Церковь определил: «Там где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас». Не должно быть места людям, покрикивающим на наставников, позволяющим в угоду личным амбициям забывать об общественных интересах общин. Нам всем нужно начать жить по Божиим заповедям. Только тогда жизнь в общинах изменится к лучшему...
 
Евдокия Яковлевна ОРЛОВА. Пос. Турмантас Зарасайского района.
 
Голос власти
 
Йонас Шилейкис – официальная власть. Он – староста Дягучяй и окрестностей. Поэтому его мнение, наверное, в данной проблеме – не последнее, если не сказать, что первое. Мы позвонили господину Шилейкису и вот что услышали:
 
- Сегодня старообрядческим кладбищем в Дягучяй умиляются все, кто приезжает сюда. Такого уюта и ухоженности нет даже на Зарасайском, так сказать, центральном старообрядческом захоронении. Но хотелось бы отметить, что подобный порядок в Дягучяй был не всегда, а появился благодаря усердию и трудолюбию семьи Абрамовых. Именно Екатерина и Владимир первыми начали приводить старинное кладбище в порядок. Именно они объединили вокруг себя единомышленников, создали товарищество, которое открыло счет, стало получать финансовую поддержку от людей и государства. Например, самоуправление на ремонт часовни выделило семь тысяч литов. Деньги, конечно, небольшие, но были использованы с толком, и отчет об их использовании тоже был представлен без проволочек.
 
Существует и иной взгляд. Есть люди, которые согласны, чтобы все оставалось так, как было прежде. Лично я против таких взглядов.
 
Во-первых, мы живем не в дремучие средние века и не по дремучим законам. Во-вторых, современное законодательство тщательно регламентирует некоторые положения, расходящиеся с традиционными взглядами старообрядцев. Например, когда-то общинное кладбище ныне принадлежит самоуправлению. То есть по закону мы имеем полное право хоронить на этом кладбище представителей любых конфессий и атеистов. Другое дело, что местная власть с уважением относится к традициям старообрядцев и не делает подобных шагов из уважения к людям, с которыми веками местные литовцы живут бок о бок. При этом хочу заметить, что чисто католических кладбищ, например, в нашей местности нет, а существующие условно носят статус общих.
 
Как представитель власти на местах, я за модернизацию в рамках законов и здравого смысла. Разве кому-то стало хуже от того, что в местах захоронений появились вода и бетонные дорожки? Не думаю. А ведь все это сделано на средства товарищества, на те самые 2% от заработной платы, которые люди законным образом перечисляли в фонд товарищества. И, конечно, на личные средства семьи Абрамовых, ухаживающих в том числе и за могилкой сына. Товарищество, община, любое иное объединение граждан – это сегодня сила. Сообща можно больше и быстрее сделать. Поэтому я – за здоровые отношения людей и власти.
 
http://www.kurier.lt/?r=13&a=6433
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1076 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]