Большая национальная история складывается из множества маленьких историй – историй людей и семей, домов и улиц, школьных классов и пехотных взводов. Все мы – незримые участники этой истории, ее творцы и герои, невидимые детали, которые приводят в движение огромный и сложный народный механизм.
…И зачастую свидетельства маленькой истории бывают более выразительны и сильны, чем свидетельства большой истории. Например, знаменитый дневник Тани Савичевой рассказывает о блокаде Ленинграда громче и яснее, чем тысячи книг, написанных на ту же тему.
Также и большая церковная история складывается из множества маленьких историй – историй людей и семей, храмов и монастырей, общин и приходов. Панорама церковной жизни будет невзрачна и пустынна, одноцветна и безлюдна, если мы уберем из нее все простое и человеческое – гул надтреснувшего колокола, звезды над куполом храма, свежий запах испеченной просфоры.
Мы живем во время, благоприятное для работы над большой церковной историей. Открыты архивы, доступны библиотеки, разнообразная информация размещена в интернете. Но в фундамент большой истории должны закладываться маленькие кирпичики – книги об истории приходов и общин.
Одним из первых заложил такой кирпичик Максим Олегович Гусев, редактор газеты «Община». В Екатеринбурге вышла его книга «Пристань духовная», посвященная истории старообрядческой общины села Пристань Артинского района Свердловской области.
Книга эта давно ожидалась. Хоть она и невелика по объему (160 страниц), ей предшествовала долгая и напряженная работа – архивные розыски, поиски очевидцев, беседы со старожилами. История общины собиралась по крупицам. Поэтому можно смело утверждать, ожидание книги было не напрасно.
Читатель получил замечательное издание!
Казалось бы, работая с архивным материалом и цитируя многочисленные документы, легко впасть в бездушный и сухой тон рассказчика-зануды. Но Гусев счастливо избежал этого. Ведь для него село Пристань не просто точка на карте. Это место, связанное с его предками – семейством Кетовых. Место, известное с семилетнего возраста. Место, где Максима крестили. Место, где ждут с чаем и пирогами родственники.
Храм на Пристани
А писать о таком месте не просто легко, но и приятно. Ведь еще Пушкин замечательно подметил:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Но при всей несомненной и нескрываемой «любви к родному пепелищу» Гусев избежал и другой писательской крайности – он не впал в сусальный и елейный тон, свойственный многим певцам покосившихся избушек, сельских кладбищ и березовых рощ.
Книга Максима – книга не только приятная, но и честная, иногда до горечи и слез. Ведь сколько всего перевидала община Пристани на своем веку!
Конечно, тяжелее всего приходилось приходу в годы кровавого разгула советского безбожия. Сейчас уже невозможно представить, чтобы священника «как тунеядца» обложили непомерным налогом и штрафа. А вот иерею Иоанну Глушкову в 1931 году пришлось «за невыполнение твердого задания по сдаче хлебных товарных излишков» продать не только лошадей, корову и свиней, но даже половики, шторки, самовар и стаканы.
В чьей больной голове родилась мысль, что священник, исповедуя уходящих на фронт мужиков, занимается антисоветской агитацией и дает «определенное задание о переходе на сторону немцев»? А вот иерей Никифор Заплатин в 1942 году был вынужден оправдываться на допросе, что «таких заданий никому не давал».
Священники Иоанн и Никифор сгинули в лагерях, как и многие другие служители Божьи.
На этом фоне мелким пустяком кажется необходимость иерею Сергию Соловьеву в 1960 году согласовывать с исполкомом свой переезд из одного района Свердловской области в другой для исповеди болящей.
Но, конечно, пустяков в истории Пристани не было. И людей пустячных не было. Доказательство – книга Максима Гусева.
Хоть жители села и говорили о себе «мы здесь маленькие люди, трудящиеся колхозники», но эти маленькие люди сделали большую церковную историю. Ведь храм в Пристани многие десятилетия был единственным старообрядческим храмом в Свердловской области.
Местные священники, пономари, певчие, звонари и просвирни свершили огромное дело – долгие годы духовно поддерживали тысячи (десятки тысяч? сотни тысяч?) уральских христиан. Благодаря им старая вера сохранилась на Урале, а в наши дни и приумножилась.
Димитрий УРУШЕВ
ОПУБЛИКОВАНО: «Община», № 4, июль 2014
Стоимость книги «Пристань духовная» – 300 рублей плюс расходы на пересылку (70-100 рублей в зависимости от дальности отправления). При заказе партии из десяти книг стоимость пересылки снижается и составляет около 300 рублей за всю посылку.
По вопросам приобретения можно обращаться напрямую к автору по адресу: rpsc-ural (собака) yandex.ru или по телефону 8 (922) 204-67-65. |