Главная » 2011 » Май » 13 » М.Гусев. Иконы с корнями из Византии – в машине, в бумажнике и в божнице
13:42
М.Гусев. Иконы с корнями из Византии – в машине, в бумажнике и в божнице
Медные иконы есть сегодня в домах у большинства из нас – они доступны по цене, удобны для переноса с места на место, и не нуждаются ни в каком специфическом уходе и манере содержания.

Иконы, доставшиеся мне от деда Никифора, в недавнем прошлом принадлежали его матушке Ефросинье, моей прабабушке. Несмотря на то, что насчитывают они, по меньшей мере, лет семьдесят, их сохранность практически идеальна, разве только потускнели немного. Долгое время служат они нам верой и правдой. С теплотой и любовью рассказывал мне о них Никифор Семенович – они-то и стали у нас дома основой божницы, пред которой дед до самой смерти творил свои сугубые молитвы…

Литые иконы удобно брать с собой в командировки или в походы, укреплять в машине, а образы и вовсе малого размера легко носить с собой каждый день. При должном уходе (содержании их в чистоте) они буквально сияют на солнце, переливаются в свете огонька свечи или лампады…

Медно-литые иконы и кресты, которые так ценятся в среде старообрядцев, на протяжении двух месяцев были выставлены в холле одного из коммерческих банков Екатеринбурга. Так здешняя пресс-служба решила привлекать, развлекать и занимать посетителей, пока те ожидают своей очереди или просто зашли узнать текущий курс доллара и евро.

Как рассказала «Общине» Татьяна Химич, специалист по связям с общественностью банка, идея проводить экспозиции родилась совместно с преподавателями Горного Университета, и прочно закрепилась в этом просторном коммерческом офисе. В феврале иконы сменили под стеклом старинные сибирские монеты эпохи Екатерины Второй и в дни открытия выставки привлекли немало местных журналистов.
 
Оригинальная идея выставить предметы религиозного культа, имеющая к православию в целом и к староверию в частности непосредственное отношение, оказалась привлекательной и для простых людей – клиенты банка останавливались у стенда, чтобы прочитать аннотации и рассмотреть выставленное литье. Что и говорить – даже те, кто никогда не видел подобных икон, всматривались внимательно. Наверное, дело в том, что эта форма икон попросту не имеет «мирских» аналогов.
 
 
 
 

- Все экспонаты медно-литой пластики из частных уральских коллекций и стоят достаточно дорого, в первую очередь потому, что имеют историческую ценность, - объясняет Татьяна. – К сожалению, для всех любопытствующих, сами коллекционеры делились с нами своими иконами и крестами для выставки на условиях полной анонимности, поэтому подробностей мало. Известно лишь, что коллекционеры представляют уральские города Екатеринбург, Челябинск, Курган, Шадринск, Пермь.
Всего вниманию посетителей было представлено несколько десятков икон. В банке говорят, что цель выставки – порадовать посетителей и напомнить им о корнях: образы и кресты отражают тысячелетнюю историю христианства в России.
 
 
 
 
Наиболее ранние памятники древнерусского медного литья (разумеется, не из числа представленных на экспозиции) датируются XI веком. В их технике, формах и сюжетах отразились традиции византийского искусства. В XII столетии в древнем Киеве производство нательных и наперсных крестов, образков-змеевиков и иконок уже было налажено, о чем свидетельствуют археологические находки каменных формочек для литья.
 
 
 
 
В дальнейшем производство из меди стало развиваться во многих древнерусских городах. Новой страницей в истории развития этого искусства стали произведения старообрядческих меднолитейных мастерских XVIII – начала XX веков. Церковные предметы медного литья ценились за прочность, небольшие размеры, красоту и относительную дешевизну, что способствовало их широкому распространению во всех слоях русского общества.
 
 
 
 
 

Иконы и нагрудные кресты с рельефными изображениями почитались как истинные святыни. На образках и иконах изображались широко почитаемые на русской земле святые – Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, князья Борис и Глеб, «скорый помощник и теплый заступник» Никола Чудотворец, повсеместно почитаемая Параскева Пятница и ветхозаветный пророк Илия, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Паисий Великий, священномученик Антипа, преподобные Марон и Нифонт.

 
 
 
 
Отличительной чертой литья XVIII – начала XX столетий стали стекловидные эмали, покрывающие декоративными соцветиями фон и поля икон. Цвет – великое средство духовного воздействия, особые свойства которого хорошо знала и использовала средневековая культура. В сегодняшней традиции они не так распространены в старообрядческом меднолитейном производстве во многом из-за присущего верующим аскетизма. К примеру, подобный аскетизм в иконописи выражается в отказе от использования вызывающе-ярких красок.
 
 
Довольно многочисленную группу русских христианских предметов старины составляют произведения медно-литой мелкой пластики, хранящейся в музейных и частных собраниях России, а также находящиеся во многих зарубежных коллекциях.
Большое количество, прежде всего, византийских церковных предметов, в том числе и произведения медно-литой пластики, появилось на Руси с принятием христианства. Преемственность традиций византийского искусства отразилась в технике, формах и сюжетах древнерусских произведений медного литья.
 
 
 
 
Производство крестов-тельников, наперсных крестов, образков-змеевиков и малых икон наладилось в древнем Киеве уже в XII столетии. Археологические находки каменных формочек для литья и остатков ремесленных мастерских подтверждают это.
В дальнейшем производство мелкой пластики из меди шло во многих древнерусских городах, особо в Новгороде и Москве. Новой страницей в развитии этого вида прикладного искусства стали произведения старообрядческих меднолитейных мастерских последних трех веков.
 
 
 
 
 

Особенности, диктуемые материалом и техникой изготовления, легкая возможность для тиражирования, прочность, небольшие размеры, красота и относительная дешевизна способствовали их широкому распространению как предметов личного благочестия во всех слоях населения.
 
 
 
Подобно тому, как библейский медный змий, поставленный по велению Господа в пустыне пророком Моисеем, спас израильский народ от гибели, так медные кресты и образки должны были охранять своего владельца, верующего во Христа, от всяческих бед.

 
 
 
И не случайно именно медные нательные крестики, небольшие иконы и распятия стали так популярны в наши дни среди верующих. Икона святителя Николы, например, всегда лежит у меня в бумажнике, другая, чуть больше, в сумке, с которой я отправляюсь в поездки, в машинах у староверов нередки кресты и небольшие литые иконы, прикрепленные на панели в салоне. Наши протоиереи носят наперсные кресты, а в лавках на выбор десятки литых икон – конечно, они никогда не заменят нам икон деревянных, которые ценятся намоленностью и особым своим, непередаваемым свойством, однако «литье» стало неотъемлемой частью в наших домашних божницах и «святых уголках».
 
 
 
Тем удивительнее и непривычнее было видеть эти иконы под стеклом, в качестве экспонатов – вечерами, когда в зале загорался свет, они переливались подобно росе на утреннем солнце. Но вместе с этим удивлением при длительном созерцании приходило и умиротворение. Потому что их ценность – в исходящей от них благодати, хотя и содержатся они в обычной жизни за семью замками, в хранилищах, квартирах и коттеджах у частных коллекционеров, которые, часто, не верят ни во что, и ставят свои экспонаты превыше всего. Но мы-то с вами знаем, что Бог поругаем не бывает…
 
 
 
 
 
 
 


Подготовил Максим ГУСЕВ,
Фото автора

Опубликовано: «ОБЩИНА», № 3, апрель-май, 2011
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2420 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]