Главная » 2011 » Май » 6 » М.Гусев. Агафья Лыкова молит нас о помощи
15:29
М.Гусев. Агафья Лыкова молит нас о помощи
Возраст таежной жительницы уже не позволяет ей полноценно вести хозяйство
 
Неожиданное письмо пришло на исходе зимы в Московскую Митрополию. Корреспондент берлинской газеты «Зеркало дня» Йенс Мюлинг, побывавший в обители Агафьи Лыковой, привез от нее письмо, адресованное митрополиту Корнилию. В нем, как водится, на старославянском (по-другому Агафья писать не умеет), описание текущей жизни и… мольба о помощи.
 
Письмо из тайги
 
- Месяца два назад к нам пришло письмо от журналиста, который по собственной инициативе побывал в сибирской тайге, - рассказывает митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
 
– Ему был интересен быт Агафьи и ее теперешнее положение. Письмо большое, трогательное. Агафья Лыкова пишет, что ей в помощь нужен мужчина-старообрядец, готовый приехать к ней и потрудиться. По своим убеждениям сама отшельница переселяться в деревню, где у нее живут родственники, не желает. Вскоре последовала официальная реакция Митрополии на это трогательное, с призывом о помощи письмо из тайги. Владыка Корнилий предложил опубликовать на Рогожском объявление с просьбой к тем, кто готов поехать в тайгу, чтобы там помогать пожилой женщине во всем, в чем она нуждается – посадить огород и запасти дров на следующую зимовку.
 
- Пока никто не откликнулся, желающих добровольно уехать в тайгу и жить там, к сожалению, нет, - рассказали в Митрополии, заметив, что объявление было помещено и на официальном сайте Старообрядческой Церкви. В нем, среди прочего, указывались и координаты для связи с родственником Агафьи, который готов подробно рассказать об Агафье и помочь добраться в Таежный Тупик.
 
Алексей Анатольевич Уткин – близкий родственник Лыковых. В телефонном разговоре со мной он представился сродным братом Агафьи – «наши матери были родными сестрами».
 
Спокойный, ровный и даже будто бы обрадованный стремлением «Общины« помочь Агафье голос.
 
Путь неблизкий – 150 км по суровой тайге
 
- Я теперь у Агафьи регулярно бываю, - пояснил Алексей Анатольевич и добавил, что еще в конце семидесятых работал недалеко от лыковской заимки, а когда история семьи стала общеизвестна, стал помогать Агафье по хозяйству.
 
- Помню, лет пять назад она держалась очень хорошо, была для своих лет здорова и активна. А вот в прошлом году сдавать начала – болезни ее одолевают, немощь, одной таежное хозяйство тянуть все труднее. По осени заготовил Алексей Уткин своей сестре, слава о которой прогремела на весь мир, дров, перегородил Абакан особым устройством, позволяющим ловить рыбу. За это Агафья переправила братцу с оказией ведерко речной рыбы – «в благодарность за помощь». А такая поддержка нужна Агафье Карповне теперь постоянно.
 
Лыковский характер, который однажды повлек Карпа Осиповича в тайгу, подальше от цивилизации, передался и всем детям. Жена Карпа Акулина, дети – Наталья, Савин, Дмитрий, а в конце восьмидесятых и сам глава старообрядческой семьи, умерли, навсегда породнившись с суровой тайгой.
 
Агафья сегодня – единственный лепесток, оставшийся от былого соцветья. Но по-прежнему непреклонна в намерении остаться в тайге до последнего вздоха. Гостями Агафьи в разные годы были свыше десятка человек, одни надолго не задерживались, другие делили с ней таежный быт по несколько лет, третьих хозяйка прогоняла сама. И теперь женщина одна.
 
По словам Алексея Уткина, в деревню к родным Агафья перебираться не желает, и просит… да чего там – молит о помощи всех старообрядцев. Впереди огородный сезон – вскопать угодья, посеять овощи, без которых в тайге попросту не выжить, и запасти топливо – об этом и просит всех нас Агафья.
 
- Сейчас еще можно туда добраться на лыжах, - говорит брат отшельницы (наш разговор состоялся 7 апреля – М.Г.). – Путь неблизкий – 150 километров. Но без проводника, конечно, не отпустим. Снег в тайге еще лежит, половодья нет, поэтому дойти можно. Если не попасть туда сейчас, потом будет гораздо труднее.
 
За полтора месяца, что прошло с момента появления на Рогожском объявления, Уткину позвонили уже несколько человек с предложениями помочь Агафье. Но вот незадача – староверы готовы помогать деньгами, а ехать в добровольное отшельничество желающих как не было, так и нет. «Там сейчас можно застрять на несколько месяцев», - предупреждает сибиряк.
 
Значит это вот что: если уйти к Агафье на лыжах, с намерением в скорости вернуться обратно, то лучше даже не пытаться, не тратить время и не рисковать здоровьем. Обернуться быстро не получится, гарантий скорого возвращения – никаких. Деньгами Агафья обеспечена
 
- Позвонили с Великого Устюга, из тамошней старообрядческой общины, сказали, что готовы помочь финансами, - делится Алексей Анатольевич, находясь по ту сторону телефонной трубки, в нескольких тысячах километров от Екатеринбурга.
 
- Но денег ей не надо, финансово она обеспечена. Нужна физическая помощь по хозяйству. Одна только радость – недавно со мной связался мужчина, который выразил желание помочь Агафье и пожить в ее «царстве», чтобы поддержать, чем сумеет. В конце апреля обещал приехать…
 
О добровольце информации крайне мало – он просил не называть себя. Известно лишь, что принадлежит мужчина к согласию староверов-бегунов и проживает где-то на Урале. По словам Алексея Уткина, мужчина пожелал выехать в Таежный тупик на постоянное жительство. Проблем с крышей над головой быть не должно: «имение» Агафьи – это три дома, один из которых занимает она сама, а два других пустуют.
 
Неподалеку от нее живет Ерофей Седов, в прошлом – бурильщик, а ныне – заложник этих мест, компаньон именитой отшельницы, потерявший ногу и не способный помогать в полной мере. А той помощь нужна всякая – не только садово-огородная, но и бытовая – затопить печь, помочь с ловлей рыбы, с заготовкой кедровых орехов.
 
Пенсионерка Агафья Лыкова, однажды наотрез отказавшаяся получать деньги от государства по религиозным соображениям (да и зачем они ей там, где ни ларьков, ни магазинов на сотни километров нет?), их эквивалент в виде продуктов питания и предметов первой необходимости принимает охотно и с радостью. Владимир Макута, глава Таштагольского района (ближайшего поселения к обители Агафьи Карповны), исправно доставляет своей подопечной все, в чем та нуждается.
 
Людская помощь нужнее всего
 
Именно поэтому человеческая помощь здесь самое важное и, наверняка, ожидаемое событие. Правда, для сильных духом и готовых отважиться поехать в те края, сообщаем: отправляться туда с экскурсионной целью не стоит, мотив должен быть иной, сугубо альтруистический.
 
За долгие годы желающих попасть в тайгу к Лыковым было немало. Журналист «Комсомольской правды» Василий Песков, опубликовавший в семидесятых годах свои первые очерки о семье отшельников-староверов, постоянно предупреждал потом возможных «гостей» о том, что суровые условия не позволят цивилизованному человеку остаться там надолго. Плюс – непреклонный, упертый лыковский характер.
 
Но желающих «поглазеть» на ту, чей образ жизни и манера общения, словно и впрямь из XVII века, было немало. Хочется верить, что в этот раз все будет иначе.
 
Алексей Уткин уверяет, что даже распутица не станет помехой для того, чтобы доставить к Ага-фье долгожданного помощника.
 
- Пока старообрядец с Урала соберется и приедет, сибирская весна, наверное, уже официально вступит в свои права, - говорит он.
 
– Случись это, мы готовы переправить его на лыковскую заимку вертолетом. Если приедет летом, то я сам провожу гостя до сестрицы Агафьи, возьмем с ним коней, чтобы наш таежный переход был менее труден, и обязательно дойдем. А вообще, я к Агафье в августе хожу – мне кажется, в тайге это самое благополучное время. Летом добраться в Тупик проще – каждые десять дней неподалеку от ее обители курсирует вертолет – он возит сибиряков из Таштагола на Теплые Ключи. Это местечко, где не раз бывала и сама Агафья – что-то вроде таежного санатория с теплой целебной водой.
 
Нам лишь остается пожелать Алексею Анатольевичу дождаться уральского старовера, пожелавшего коротать свой век вдали от автомобилей, магазинов, компьютеров и людей, довести его до пункта назначения и передать от имени всех христиан Русской Старообрядческой Церкви низкий поклон Агафье Лыковой и ее соседу – Ерофею Созонтьевичу.
 
Мы надеемся и верим, что совсем скоро у бесстрашной сибирской женщины появится надежный помощник во всех ее насущных делах и трудах.
 
P.S. В беседе с А.Уткиным мы условились: пасхальный выпуск «Общины» он передаст Агафье, чтобы та знала: о ней помнят, ее судьбой искренне интересуются. Для одинокого человека, песчинки, затерявшейся меж вековых кедров и лесного зверья, это важно…
 
О здравии Агафьи можно молиться дома Агафья Лыкова не принадлежит к нашей Церкви, являясь часовенной староверкой, - комментирует ситуацию с таежной отшельницей митрополит Корнилий.
 
– Несмотря на духовную близость к нам, поминать ее на Литургии мы не можем – так заповедали нам Святые Отцы. Однако в домашней молитве мы можем молиться о здравии рабы Божией Агафьи – и я прошу всех христиан об этом.
 
 
Подготовил Максим ГУСЕВ
 
Опубликовано: «Община», № 3 (24), апрель-май 2011
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 7390 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]