Главная » 2011 » Апрель » 7 » М.Гусев. Доброе слово - малая проповедь
20:16
М.Гусев. Доброе слово - малая проповедь
Как вести себя в храме? Казалось бы, постоянным прихожанам ответить на этот вопрос просто и многие убеждены, что уж они-то наверняка знают, какое поведение приемлемо в доме Божием и к ним эти слова не относятся. Но не спешите.

Действительно, многие христиане подают пример благочестивого поведения. Но, увы, далеко не все. «Ну-ка, дверь закройте!» «Это мое место, отойдите», «Убирайте свою сумку, здесь ее класть нельзя» - эти и другие реплики порой звучат из уст постоянных прихожан. Удивляет подчас то, что в посты эти же христиане старательно готовятся к причастию, а в обычные дни забывают отчего-то о простейших правилах человеческой этики. Иной стерпит обиду, другой мудро поправит, а третий просто уйдет. Но «ревнителям» и этого мало – они могут и «шикнуть» на того, кто не пришелся им по душе.

Несколько грустных обращений от прихожан поступило в «Общину» за последние полгода. Люди сетуют, что нахождение в храме становится неким испытанием для их смирения.

На вечерне стало жарко – одна из молящихся открыла дверь, чтобы немного проветрить храм. Не прошло и пары минут, как подошла другая, которая в грубой форме дала понять: дверь откры¬вать нельзя. И намеренно громко захлопнула ее.

Другую историю нам рассказали читатели по электронной почте. Вошли в один из старообрядческих храмов две женщины в возрасте. Судя по поведению, не старообрядки. Шла служба. Некоторое время они постояли у двери, затем осторожно, не нарушая царящей тишины, подошли к лавке и купили свечи. Им подсказали, что во время богослужения лучше не ходить, а свечи положить на расположенный поблизости стол. Когда женщины начали осенять себя крестным знамением не так, как привыкли мы, прихожанки, наблюдающие за ними, начали всем видом выражать свое пренебрежение, а одна не выдержала. Подойдя, она остановила одну из крестящихся женщин словами: «У нас так креститься не принято, вы разве не знаете, куда пришли?!»

Женщины вскоре ушли, очевидно, удивленные и расстроенные столь «радушным» приемом, а та «ревнительница», что сделала замечание, вернулась на своем место с чувством собственного достоинства и с честью выполненного долга.

Не сказать, что такие и подобные им происшествия в наших храмах норма, однако время от времени они случаются. Тем больнее время от времени наблюдать за поведением тех, кто порочит имя православного старовера. А ведь они убеждены в правильности своих поступков!

Сегодня хотелось бы побудить читателя задуматься над этой проблемой. Невероятно, но факт – обращаться с просьбой «подумайте» приходится в основном к тем, кто в храме находится часто, к людям, которые являются постоянными прихожанами наших храмов. То ли слепо веруя в свою уникальность и чрезмерную праведность, то ли сознательно пересекая грань между смирением и гордостью, они порой ранят словом и своих, и чужих. Одной репликой, фразой и демонстративным поведением такие люди в буквальном смысле способны убить все самое благое в зашедшем в храм человеке.

Подчас стоит только незнакомцу зайти в старообрядческий храм, как он тут же подвергается буравящим взглядам, а то и перешептываниям: «Три поклона не поклонился, видно, не наш». А уж если человек шагнет не в ту сторону, «не так» встанет или «не так» поставит свечу – его тут же многократно осудят.

В деревне или на селе, где все наперечет друг друга знают, проще – люди иной веры в «не свой» храм вряд ли зайдут и создадут такую ситуацию, которая станет искушением молящимся. Другое дело – приход городской, где мимо дверей церковных ежедневно проходят разные люди. Одни заходят из любопытства, другие идут специально, чтобы присмотреться, задать вопросы, сравнить, как проходят службы в «никонианском» и старообрядческом храмах. Для третьих нет различия в храмах и верах, их просто привело сердце. Но для всех в храме должно быть место, должен быть свой «поводырь», который встретит, поддержит, взглядом, словом, действием протянет спасительную соломинку ищущему.

В этом смысле у священников, служащих в приходах городов, несоизмеримо больше возможностей для проповеди – вероятность, что в храм зайдут иноверцы, велика, а уж завязать с ними беседу, найти мудрое слово – дело за настоятелем. А пока идет служба, прихожане должны проявлять максимум деликатности и уважения к вошедшим, делая все, чтобы человеку хотелось остаться еще и еще, дождаться священника и побеседовать с ним.

Мы не затрагиваем и не защищаем здесь людей, пришедших в храм в алкогольном опьянении, которые необдуманно стремятся пройти вперед, смутить молящихся или отличающихся иными неадекватными действиями. Мы говорим лишь о тех, кто пришел в дом Божий с открытым сердцем и надеждой на помощь, поддержку и заботу.

Большинство из нас, прихожан, хотя бы раз в жизни делали другим верующим замечания, о которых впоследствии могли искренне сожалеть. Так не лучше ли провести однажды с самим собой разъяснительную беседу, задуматься – быть может, своим поведением мы не дали ищущему человеку прийти к Богу. А если душа его погибнет, не спросит ли Он с нас потом за это?

Брошюра о поведении в храме, лежащая в лавках многих приходов Старообрядческой Церкви, к сожалению, затрагивает лишь поверхностную, так сказать, обрядовую сторону вопроса, тогда как другая, этическая, психологическая сторона, никак не освещена. И, чтобы за поверхностно-благочестивым поведением не скрывалось зла, которое может ненароком выплеснуться на случайно вошедшего, надо снова и снова возвращаться к старому принципу – «требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех». Думается, это никому никогда не повредит.

В малом приходе, где священник близок своим прихожанам и где крепок общинный дух, всякое, пусть и справедливое замечание одного христианина другому, легко может быть разрешено при вмешательстве отца-настоятеля, который сделает все, чтобы прихожане жили миром и ладом. В большом приходе реальность такова, что священник не всегда может уследить за взаимоотношениями между людьми, тем более, если основные «диалоги» случаются во время службы.

В Библии мы читали, как Христос просил учеников проповедовать веру другим народам, которые были нередко далеки от восприятия истины, мы же не хотим сделать пользу даже для того, кто сам с надеждой пришел к нам за верой. А ведь проповедь – она дорогого стоит!

Делать замечания, конечно, не всегда плохо. И, если человек чего-то не знает, объяснить неправильность его поступка надо. Но суть в том, когда, как, каким тоном и с какими чувствами это объяснение сделано. Доброе слово, что малая проповедь – подарит человеку счастье понимания, а худое и осуждающее – принесет неуверенность и заставит уйти, чтобы никогда не возвращаться туда, где единожды не приняли.

…Нередко осуждаем мы и тех, кто долгое время ходил, а потом вдруг перестал посещать храм. Мы не разбираемся в причинах этого и не всегда готовы бороться за его ослабшую душу. Того хуже, когда человек оступился в жизни, потерялся. Всегда ли мы протягиваем ему руку помощи?

Не наше ли дело побороться за него, приютить, поддержать словом и дать понять, что его жизнь не потеряна и не закончена, а Господь по-прежнему ждет его возвращения, как отец – блудного сына?

Хорошим примером служит история, о которой «Община» писала три года назад – прихожане ижевского храма РПСЦ подобрали и выходили умиравшую женщину-бомжа (см. «Община», № 3 (9), 2008). Вкратце напомним: женщина не принадлежала к староверам и случайно оказалась неподалеку от храма РПСЦ. Она бы погибла, если бы ее не встретили старообрядцы и не помогли вылечиться и получить документы.

Бесспорно, легко дружить с человеком, который разделяет нашу жизненную позицию, регулярно приходит в храм и почти на автомате просит прощения и желает «доброго здоровья», другое – проповедовать среди тех, кто оступился или попросту далек от понимания сути веры. Истину таким людям может временно помогать заменять алкоголь, тянущий к погибели. Конечно, пытаться спасти его тяжелее, но не достоин ли и такой человек надежды на жизнь вечную?

- Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви, - пишет св.Иоанн Златоуст. – В Церкви сохраняется радость радующихся, утешение для унывающих, утешение для скорбящих, успокоение для изнуренных, отдохновение утружденных.

Так можем ли мы словом гнать человека из храма, если он сам пришел?

«Итак, если любить Бога, - значит, любить ближнего, так как Спаситель сказал Петру: если любишь Меня, паси овец Моих (Ин., 21, 16), - пишет Златоуст (Творения, т. 7, с. 719). А преп. Ефрем Сирин, в своем «Слове о священстве», подчеркивает, что всякий христианин, тем более же священник, обязан быть «странноприимным, как Авраам, и нищелюбивым, как Иов».

Наше неумение достойно встретить случайно зашедшего и протянуть руку помощи тому, кто оступился, - это, к сожалению, общецерковная проблема. Недостатки в умении достойно встретить даже неприятного человека есть у каждого из нас. И надо делать все, чтобы избегать этого – советоваться с духовным отцом, а подчас и просто руководствоваться логикой и здравым смыслом.

Мы называем себя верными христианами и стараемся вести себя достойно, как того заповедал Христос. Но иногда из наших храмов люди выходят расстроенными, обиженными, не нашедшими того, зачем пришли и чего искали… И это их душевная боль – наша «заслуга». И хвалиться тут, к сожалению, нечем.

НЕ ВСЕ СТАРОВЕРЫ ДОСТАТОЧНО ТАКТИЧНЫ

Об этом говорится на официальном сайте РПСЦ: "Каждый из нас должен быть искренне рад, если люди неверующие или инаковерующие приходят в храм с чистыми намерениями (…) Не обижайтесь, если какие-то замечания показались вам несправедливыми. Помните, что все мы люди грешные и не каждый из нас достаточно тактичен".

Максим ГУСЕВ
"Община", № 2 (23), март, 2011
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 883 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]