Накануне уральские историки подводили итоги года – сезонные работы завершены, и новые открытия сезона существенно пополняют архивные «запасы» Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии Наук.
На пресс-конференции в собственном офисе в центре Екатеринбурга ученые поведали не только об откровенно скучных и, по признанию самих журналистов, мало кому интересных находках различных исторических и «доисторических» эпох, но и об экспедициях, цели которых – сохранить самобытную культуру и идентичность малых народов и этнокультурных групп Уральского региона, зафиксировать говор и мировоззрение людей, оценить и понять самоопределение каждого человека.
По словам Андрея Головнева, член-корреспондента РАН, начальника этнографического отряда, Урал – это место концентрации этнооазисов, целых островов традиций. Старообрядческая – одна из них. Именно поэтому целью его исследований нынче, как, впрочем, и в прошлые годы, были не находки и ископаемые, а сами люди – их характеры, манера поведения и многое другое.
- Мы определяли, существует ли уральская идентичность, позволяющая говорить об особенностях населения нескольких регионов, которые мы традиционно, хотя и весьма условно относим к Уралу – Свердловской, Тюменской, Пермской, Челябинской и Курганской областей, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, - объясняет главный научный сотрудник ИИиА УрО РАН. – Мы имеем дело только с живыми людьми.
Этноэкспедиция «Урал-2011», о которой подробно поведал доктор исторических наук Головнев, проходила силами четырех отрядов, которые исследовали уральский хребет от тундр до степей. При этом особый интерес представляет центральный отряд, который изучал Артинский район Свердловской области, где уже больше века проживают старообрядцы. В составе этого отряда – руководитель Сергей Белобородов, Николай Гарин, Наталья Матвиенко, Александр Палкин, Елена Перевалова, Анна Пучкова, Александра Рогова, Елизавета Селянина, Даниил Сергеев, Александр Титов.
Многие из них работали в этом годы напрямую со старообрядцами села Пристань. Экспедиция прибыла сюда не случайно – именно здесь сильные старообрядческие корни, открытый для диалога настоятель, отец Иоанн Устинов, и община – пусть и небольшая, но всегда приветливая. Интересна община еще и потому, что состоит преимущественно из людей старшего и преклонного возрастов, то есть из тех людей, которым есть о чем поведать пытливым историкам.
- Отец Иоанн благословил одну из наших христианок летом помогать историкам – ответить на их вопросы и поучаствовать в их исследованиях, - поведала прихожанка Свято-Троицкого (Введенского) храма РПСЦ в селе Пристань Нина Булатова.
Ученые уже давно выделяют особую культуру в изучении «опорного края державы» - уралистику. Что это за наука и какие подробности путешествий минувшего лета были озвучены историками – читайте в ближайшем выпуске уральской газеты «Община».
Скажем лишь, что историки привезли из поездок уникальные фотографии и наблюдения, часть иллюстраций уже украшают холл Института.
На одной из них, названной «Староверка Александра» - дочь настоятеля храма на Пристани Александра Устинова, на другой – «В гостях у коллекционера» - видны подлинные старообрядческие предметы богослужения – меднолитые иконы-складни и кресты, а также деревянные иконы. Вот только сам коллекционер, судя по снимку, далек от Старой Веры.
Заметим, что этноэкспедиция – это совместный проект Центра инновационных гуманитарных технологий и кафедры археологии и этнологии Уральского Федерального университета, Института истории и археологии УрО РАН, этнографического бюро и студии этнодизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии.
Максим ГУСЕВ
Фото автора |