Платки, сарафаны, косоворотки и другие элементы старообрядческой одежды — мужской и женской — подарили неизвестные екатеринбуржцы местному музею истории. Так жители отзываются на призыв культурного учреждения нести им все сколько-нибудь интересные вещи и предметы старины, как недавней, так и далекой.
Конечно, старине здесь особенно рады, поэтому дары XIX века приняли охотно.
По словам хранителя музея истории Екатеринбурга Сергея Скробова, на днях — перед Пасхой — к ним приехала машина неизвестного дарителя. Из нее выгрузили сундуки и плетеные корзины с одеждой, характерной для старообрядцев: сарафаны, скатерти, сюртуки.
- Конечно, все они представляют ценность: историческую или художественную, - признался Сергей в интервью местному порталу е1.ru.
Ожидается, что часть подаренных экспонатов посетители увидят в начале июня, когда музей отметит свой 75-летний юбилей.
К сожалению, этот дар музею вскрыл давнюю проблему, характерную не только для Урала, но и для всей России. Речь о доверии к старообрядцам и представителям сферы культуры. Верующим те, кто намерен безвозмездно отдать какие-то предметы старины или иконы, несут свои дары редко. Да чего там — не несут вовсе, предпочитая передавать вещи музеям. Кстати, именно благодаря таким людям пополняется, в том числе, и коллекция невьянских старообрядческих икон в экспозиции Евгения Ройзмана.
Речь идет именно о дарителях, а не о тех, кто желает нажиться за счет частных коллекционеров и собирателей. Конечно, для сохранения истории старообрядческие предметы быта или церковного обихода должны попадать и в культурные учреждения. Но то, что какие-то вещи не приносят верующим по-старому, а отдают муниципалитету или государству, должно насторожить. Такое недоверие к старообрядцам — людям вроде бы всегда открытым для внешних, если те приходят с миром — большая проблема современной Церкви. Ей мало доверяют простые люди. И с этим надо что-то делать.
Максим ГУСЕВ |