Д.А.Урушев. Русское старообрядчество: традиции, история, культура.– М.: Проект «7 апреля»,2016.– 352 с.
История, увиденная глазами простых людей и рассказанная их устами, – об этом невольно думаешь, читая новую книгу Дмитрия Урушева «Русское старообрядчество». Автор верно чувствует, как легко и доступно, а главное, максимально близко к исторической правде преподнести публике исторические факты. Урушев – не только религиовед с университетским образованием, владеющий всеми приемами хитроумных академических штудий, но и старовер, изнутри наблюдающий старообрядчество и не понаслышке знающий его трагическую и вместе с тем героическую историю.
Книга Урушева значительно шире рамок, определенных ее названием. Читатель найдет в ней знания не только о русском старообрядчестве, но и о церковной истории, предшествовавшей кровавому расколу XVII века, который словно разделил российское государство на «до» и «после».
Начинается книга с апостола Андрея и князя Владимира – крестителя Руси. Сегодня образ князя Владимира стал частью официальной идеологии России, памятник крестителю Руси собираются возводить на Боровицком холме, а «ответственной» за сакрализацию памяти князя назначена новообрядная Русская православная церковь. Урушев тем самым напоминает, что историческая эпоха, берущая начало с крещения Владимира в Херсонесе, принадлежит и Старообрядческой церкви. После чего в нескольких красочных главах рассказываются основные события истории русского православия. И вот автор подводит читателя к эпохе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Отсюда начинается подробнейшее повествование, доведенное до 2015 года.
Особая ценность книги в том, что история старообрядчества не останавливается на революциях 1917 года, а продолжается до наших дней. Читатель знакомится с тяжелой жизнью староверов в Советском Союзе, узнает о жестоких гонениях, которым Церковь подверглась при коммунистах, о мучениках и исповедниках, пострадавших за веру в ХХ веке. Конечно же, любопытно прочесть и о том, как ревнители «древлего православия» пережили Великую Отечественную войну.
Книга Урушева широка не одним хронологическим охватом. Автор рассказывает не только о Русской православной старообрядческой церкви, к которой сам принадлежит, но сохраняет историческую объективность, повествуя и о других староверческих согласиях – Поморском, Филипповском, Федосеевском, Часовенном и Нетовском. Широк и географический охват – от русского Поморья на севере до жаркой Уганды на юге.
Мало кто знает, что в далекой Африке, в Уганде, уже несколько лет существует старообрядческая община. Совсем недавно местные темнокожие христиане, искавшие истинную Церковь, не участвующую в экуменическом движении, приняли старую, но, конечно, ничуть не устаревшую русскую веру. И теперь на экваторе существует приход Старообрядческой церкви. В сентябре 2015 года к нему был рукоположен священник. Этим событием и заканчивается книга Урушева.
Максим Олегович Гусев – журналист
http://www.ng.ru/ng_religii/2016-04-20/7_gusev.html |