Главная » 2010 » Декабрь » 22 » М.Гусев. «Невьянская икона, которую мы потеряли»
13:51
М.Гусев. «Невьянская икона, которую мы потеряли»
Лекцию с этим названием прочитал на днях основатель екатеринбургского музея «Невьянская икона» Евгений Ройзман.
 
Как известно, невьянская иконопись – дело рук старообрядцев. За несколько веков икон было написано множество, все они занимали место в иконостасах часовен и храмов, а также домовых церквей. Но до наших дней ряды этих икон заметно поредели…
 

Послушать лекцию пришли около пятидесяти неравнодушных уральцев. Рассказ коллекционера не был похож на большинство академических лекций. Здесь не нужно было сидеть за партой и что-то фиксировать в тетради, можно было обсуждать услышанное друг с другом и вдоволь фотографировать.
 

Возможность запечатлеть любую икону отличает этот музей от большинства государственных экспозиций, тем более, что фотосъемку в «Невьянской иконе» можно вести без дополнительной платы и специальных разрешений.
 

Кстати, сам Ройзман поясняет, что лекция родилась из написанной недавно статьи, которая была подготовлена от обратного – не о том, что есть, а о том, чего уже нет, и не будет никогда.
 

Его исследование разбито на небольшие главы: «Пожары и стихийные бедствия», «Изъятие невьянских икон из скитов, молелен и запечатанных часовен во времена гонений», «Повсеместное закрытие старообрядческих часовен, молелен и единоверческих церквей на территории горнозаводского Урала в 20-30-е годы ХХ века», «Старообрядческие экспедиции за старыми книгами и иконами», «Массовый вывоз невьянской иконы в 80-90-х годах под видом реставрации», «Уголовные преступления: кражи из часовен 1979-1980 гг., интенсивный вывоз невьянских икон с конца 80-х до конца 90-х годов».

- Я, конечно, предполагал масштабы, но то, с чем столкнулся, превзошло все ожидания, - рассказывает Евгений Вадимович в своем Интернет-блоге. – Картина, в принципе, проецируется на страну в целом. Это еще одна причина относиться внимательнее и бережнее к тому, что имеем.
 

Лекция проходила в формате монологического диалога, то есть вопросы мог задать каждый желающих, однако большинство пришедших внимательно слушали собирателя и рассматривали иконы.
 
Свои рассказы Евгений Вадимович сопровождал наглядными примерами, он поведал об истории нескольких икон, а в частной беседе с редактором газеты «Община» заметил, что одну икону ему передали представители старообрядческой общины РПСЦ Свердловской области для реставрации и дальнейшего размещения в музее.
 
- Икона «Седмица» была сильно обожжена, работы над ней предстояло немало, поэтому она сейчас на реставрации, - подчеркнул Ройзман.
 
 
 
 
 
Автор коллекции рассказал об одной из основных причин исчезновения этих «элитарных» икон. По его словам, начиная с 1772 года в Невьянске было несколько крупных пожаров, в которых старообрядческие иконы сгорали даже не десятками, - иконостасами. И восполнять потери было попросту невозможно.
 
В годы безбожной советской власти иконы насильно изымали у староверов, но не сжигали, а словно нарочно – оскверняли.
 
- Я сам лично видел кормушки для скота из этих икон, ликами святых заколачивали окна, а потом и просто – выбрасывали, - заметил коллекционер.
 
 
 
 
Пришедшие узнали о многих исторических фактах. К примеру, было замечено, что единоверие создавалось с целью разрушить и уничтожить старообрядческую веру, но настоящие староверы относились к этому «старообрядному» течению в рамках РПЦ пренебрежительно, подобно тому, как значительная часть населения относится сегодня к правящей политической партии. Лектор поведал и о том, какие старообрядческие династии сдались, отказались от своей веры, приняв бессмысленное в своей сути единоверие.
 
Констатацией факта о том, что невьянская икона сегодня полностью потеряна, ограничиваться, впрочем, не стоит. В одном только музее Ройзмана собрано около 300 различных старообрядческих икон невьянского письма, десятки из них находятся на реставрации. При этом коллекционер продолжает экспедиции и привозит из них все новые и новые экспонаты.
 
- В экспедиции в Кунгуре едем с реставратором Леной Дьяченко по улице (жена художника Валеры Дьяченко), - пишет в своем блоге Е.Ройзман. – И вдруг краем глаза вижу, что на незакрытом чердаке дома, среди хлама виднеется что-то, похожее на икону. «Смотри, - говорю, - Лена!» Она не поверила. Я сфоткал. Зашел в дом. Хозяева говорят «Да она уж там давно стоит». Попросил, чтобы принесли. Спустили вниз. Я таких сюжетов не встречал. Святой стоит на снегу и в чашке в руках у него, похоже, тоже снег. Поговорил с хозяевами, и они мне ее уступили. Состояние очень ужасное. Вез очень аккуратно, на заднем сиденье, на толстом куске поролона. Сейчас уже начали проклеивать. Действительно, ни разу не встречал такого сюжета. Икона под записью. Приведем в порядок, раскроем – еще раз выставлю.
 
…Интерес к созданному десять лет назад музею в городе велик. Не меньший интерес представляют для горожан рассказы о населяющих город старообрядцах, их быте и сегодняшнем дне. А цикл лекций экс-председателя екатеринбургской общины РПСЦ Мефодия Тюкина, прошедший нынче в областной библиотеке имени Белинского, собрал немало интересующихся, причем не только ученых. Жаль только, что над большинством из них довлеет миф о том, что старообрядцы отрицают все мирское и делают сугубый акцент на бытовой стороне своей жизни. И этот миф необходимо не только развенчивать, до и убеждать общество в обратном. Что до музея старообрядческой иконы, то со временем, думается, он имеет все шансы стать звучным уральским брендом. Только за последний месяц здесь побывали артист Валерий Золотухин (сам, как выяснилось, из алтайских старообрядцев) и рок-музыкант Борис Гребенщиков, а до этого тут гостили видные российские общественники, политики и даже военные.
 
Вот как об одной незапланированной экскурсии рассказывает у себя в виртуальном дневнике сам Евгений Ройзман: - В музей «Невьянская икона» пришла экскурсия. Много народу и все пожилые. И вдруг я понял, что они слепые. И даже растерялся. Думаю – что они здесь увидят? И вдруг придумал. Дело в том, что невьянские иконы – белоликие. И один из характерных для невьянской иконы признаков – это рельефность личного письма, которое достигается послойным наплавлением белил и окончательной лепкой формы - специальным приемом «отборкой». И мы разрешили этим людям взять в руки некоторые иконы, и тихонько потрогать подушечками пальцев лики. Представляете, у них получилось прочитать! А некоторые видят руками цвета. И, с хорошим рассказом Алевтины Павловны, получилась полноценная экскурсия!
 
…А о том, какой город России в коммунистические годы стал центром притяжения невьянских старообрядческих икон, сколько ликов было конфисковано у старообрядцев (преимущественно белокриницкого и часовенного согласий) и какой из невьянских пожаров стал самым серьезным – читайте в одном из ближайших выпусков старообрядческой газеты «Община».
 
Максим ГУСЕВ,
Фото автора.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1560 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]