Главная » 2010 » Август » 25 » М.Гусев. С уважением... к иконе
18:50
М.Гусев. С уважением... к иконе

Три сотни уникальных старообрядческих икон выставлено для посетителей первого в России частного музея «Невьянская икона». История почти каждого здешнего экспоната необычна: иконы спасали из охваченных пламенем сараев, выменивали на водку и находили в самых неожиданных местах. О феномене невьянской иконописи и о своем отношении к духовному наследию рассказывает коллекционер Евгений Ройзман.

«Мы не прячем иконы»

- О масштабах невьянского иконописания до появления нашего музея в России мало кто знал, люди не представляли, что до сих пор в деревнях и селах, при различных обстоятельствах уцелели некоторые иконы, - говорит директор музея Максим Боровик.
По словам Евгения Ройзмана, чьими трудами и средствами сохранены для потомков и для истории сотни икон, в девяностые годы на Урал активно ехали собиратели из Челябинска, Тюмени, были ходоки из Москвы. Десятилетиями иконы покидали историческую родину, оседая у частных собирателей по всей стране. Нынешняя миссия музея благородна и патриотична – разыскать иконы и выкупить их, чтобы вернуть туда, где каждая из них появилась на свет.

Феномен невьянской иконы изучают сегодня ученые Уральского госуниверситета, а заинтересованных старообрядческим наследством в последние десятилетия все больше. Но первым, в 1923 году, описал икону французский ученый. Он ездил по часовням и видел, что иконы из Невьянска и Нижнего Тагила выполнены на гораздо более высоком уровне, чем иконы Москвы, Палеха, Ярославля и других русских земель.

Перед посетителями выставлены сегодня около 300 икон, в том числе литые складни, а также богослужебные книги, лестовки. По словам директора музея, это самое большое собрание икон невьянского письма в стране. Притом, что на виду далеко не все, имеющиеся в коллекции: часть на реставрации, другим иконам просто не нашлось места на стеллажах.

- Мы не прячем иконы, поэтому увидеть со временем можно будет всю коллекцию, - говорит Евгений Вадимович. – Одни иконы будем убирать в хранилище, другие выставлять на их место.

Ареол распространения невьянских икон довольно узок. Они встречаются сегодня в Невьянске и в близлежащих Нижнем Тагиле, Малой Лае, Черноисточинске.

- Это самое серьезное явление старообрядческой иконописи, - убежден Ройзман. – Это бренд, причем солиднее и значимее чем, скажем, то же Каслинское литье или Тульские самовары. Если же где-то в разговорах вы услышите о возрождении невьянской иконописи – не верьте. Потому что по несколько месяцев над написанием одной иконы, как это было раньше, сейчас никто не усидит.
Бесценные экспонаты
…Музей, расположенный в тихом квартале центра Екатеринбурга, открыт для всех желающих. Ценителей феномена немало – они-то и продвигают бренд на всероссийском и даже международном уровне. Изучают, обсуждают. Тем более что факты об этих иконах любопытны и самостийны. Известно, скажем, что ни одна невьянская икона не была написана на продажу, иконы изготовлялись только на заказ – для домашних молелен, часовен и храмов. Все иконописцы жили в Невьянске.

- Старообрядцы создавали иконы, не имеющие аналогов по качеству, - уверяет коллекционер. – Даже обработка доски настолько высока, что иконы спокойно прожили несколько сотен лет и сохранились до нас. Этим, а также всем, что было в Русской Церкви до реформы патриарха Никона, мы обязаны тем, кто исповедовал и до сих пор сохраняет православие в чистом виде. Я благодарен старообрядцам и за то, что именно они начинали обживать наши края.

Невьянскую икону не измерить деньгами. «Мы никогда и не пытались этого делать», - ответил на закономерный вопрос журналистов Ройзман. В то же время он поведал, что ему встречались иконы, за которые просили 20 тысяч долларов (более 600 тысяч рублей). Одну икону он купил всего за 150 долларов, а ее реальная историческая стоимость в сотни раз выше.

- Из поздней русской иконописи это самое лучшее, самое светлое и бесценное, - уверен он.

Мы общаемся с Евгением Вадимовичем на втором этаже недавно открывшегося после переезда музея – здание еще пахнет новизной, чистейшим деревом, вспышки фотоаппарата отражаются от стеклянных коробов, в которых хранятся экспонаты. Деревянные стенды, кстати, изготовлены в столярной мастерской людьми, находящимися на излечении в возглавляемом Евгением фонде «Город без наркотиков». Из вопросов, которые задают коллекционеру журналисты, понятно: феномен волнует их не меньше экспертов. В помещении музея своя реставрационная мастерская, которой не было в старом здании, и много места – поэтому икон удалось разместить намного больше.

Ройзман уверяет: здесь не создано никаких особых условий для хранения да оно иконам и не нужно – хранятся же иконы в храмах, поддаваясь воздействию кадильного дыма, солнечным лучам и перепадам температур. А все возникающие изъяны поддаются профессиональному ремонту.

Икона дом найдет сама

На правах хозяина, коллекционер проводит нас мимо стендов. Волею судеб, уральские журналисты стали первыми посетителями новой «Невьянской иконы».

- Уникальная икона – «Второе Пришествие» из старообрядческого храма поселка Сарапулка, который был разрушен в 1929 году. Незадолго до этого один из прихожан-староверов вынес ее на своей спине, а она весит 90 килограмм! И вот, спустя годы, об этой иконе прослышали перекупщики, пришли к мужику, который свято хранил ее у себя. «Продай», - говорят. Он интересуется: «Как же вы ее заберете-то?» «А мы ее распилим и по частям вывезем». Старовер с ружьем святыню отстоял! А когда узнал про наш музей, бесплатно отдал – может, переживал, что скоро умрет, и без него икона пропадет.

Много парадоксальных историй связано с этими иконами. Вот икона-минея за октябрь-ноябрь. Она, судя по всему, была в старообрядческой общине в городе Реж. Иконы из тамошней часовни хранились в сарае у старожила. Ему настрого заповедали не отдавать икон никому! И вот приходят перекупщики, просят показать иконы. Он показал, но отдавать отказался. Его уговорили: дескать, у тебя их много, давай хоть одну. Он заскочил в сарай, глянул и увидел несколько более-менее похожих, взял одну из них и попросил за нее у перекупщиков ящик водки. На этой удивительной иконе около 300 ликов святых! Вскоре после этого случая сарай сгорел, иконы погибли! Уж лучше бы мужик продал перекупщикам все иконы за водку, мы бы их потом разыскали и сохранили.

Я бы хотел, чтобы люди понимали: особенность моего музея, равно как любого частного музея, в том, что любой экспонат старообрядец ли, ученый, студент может взять в руки, чтобы рассмотреть, изучить внимательно, описать, сфотографировать. В государственных музеях это невозможно.

Мне часто говорят, мол, место икон – в храме, иконы созданы для молитвы. А я уверен, что икона дом себе сама найдет. К тому же, крупных икон в моей коллекции немного, а малые лики или минеи – они по определению домовые, то есть создавались не для храмов…

«К диалогу со староверами готов»

Уже долгое время он помогает старообрядцам часовенного согласия в Невьянске, а после недавней кражи из их часовни древних ценностей обещает пожертвовать один или несколько своих экспонатов. Оказывает он и содействие старообрядческой общине РПСЦ в пос.Баранча, уверяя: «Я готов к диалогу со всеми старообрядцами».

- Пока посещение музея свободное, без билетов, а если мы и решим взимать плату, то она будет посильна каждому, уже сейчас мы готовы сказать, что за вход будем брать меньше 150 рублей, а один день в неделю, вероятно, вход будет бесплатным, - обещает Максим Боровик. – По билетам мы сможем увидеть – скольким людям интересна наша экспозиция. Цели зарабатывать на этом у нас нет.

В настоящий момент в музее «Невьянская икона» посетителям предлагается одна из самых больших экспозиций реставрированных икон в России. Недавно коллекция пополнилась несколькими иконами из села Нижнеиргинское и на этом основании, опираясь на личные наблюдения, Ройзман полагает, что, возможно, впору выделять отдельное направление в уральской старообрядческой иконописи – Красноуфимское и Южноуральское. Одну из таких икон, хранящихся в музее, реставрировать не стали, хотя сделать это было несложно – «из уважения к иконе»

- А на стыке Курганской и Челябинской областей, а также частично на юге Тюменской создавали иконы староверы-поморцы, - повествует собиратель икон. Но это уже совсем другая история…

По данным Ройзмана, у старообрядцев существовало и до сих пор сохраняется до 17 отличий от официального иконописания. Одно из очевидных – староверы никогда не писали икон масляными красками. Убедиться в этом, а также созерцать десятки и сотни икон, каждая из которых бесценна с историко-культурной точки зрения, можно по адресу: город Екатеринбург, ул. Энгельса, 15 (угол Белинского-Энгельса).

ТРИ ФАКТА ОБ ИКОНЕ

Автор самой поздней невьянской иконы, написанной в начале ХХ века, – тагильский иконописец Колдобин.

Самая ранняя невьянская икона датирована 1734 годом.

Самая распространенная – Казанская Богородица, а вторым по «популярности» у иконописцев был «самый русский» святитель Никола Чудотворец.

Подготовил Максим ГУСЕВ

"ОБЩИНА", № 4 (19), 2010.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1001 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]