Периодическая печать Русской Православной Старообрядческой Церкви начинает постепенно возрождаться. Регулярными сегодня можно назвать сразу несколько газет и журналов. Если еще лет пятнадцать-двадцать назад кроме лапидарных заметок в ежегодных настольных календарях о текущих событиях Церкви официальным сухим языком да газеты «Старообрядец» (выходящей всего несколько раз в год и ставшей, по сути, альманахом событий) староверы не видели печатных изданий вовсе (лаконичные листовки и приходские однодневные издания не в счет), сегодня ситуация изменилась в корне. Так, в Свердловской области и Пермском крае (оба региона входят в состав Уральской епархии РПСЦ) издаются две газеты - «Община» (свердловское издание прихода села Пристань Артинского района) и «Старовер Верхокамья» (пермское издание прихода села Сепыч Верещагинского района).
Рождение пристанинской «Общины» возникло спонтанно, когда прихожанка Ирина Жидких в одном из разговоров «обронила» идею издания приходской газеты. Не без труда собрали первые материалы (единой концепции на тот момент не было), нашли средства на печать небольшого тиража, а главное — заручились духовной поддержкой от настоятеля пристанинского храма отца Иоанна Устинова. Священник сразу стал принимать участие в производстве газеты, давал рекомендации и прислушивался к мнению своих прихожан. Верстка, тексты, оформление и иллюстрации — в те первые дни все было на примитивном уровне. Но и эти шаги были важными, основополагающими, ведь именно тогда екатеринбуржцы и пристанинцы, первыми в Уральском регионе, начали делать полноценную регулярную газету.
Именно в 2007 году закладывалась основа развития старообрядческих печатных СМИ не только в регионе, но и во всей стране — примерно в это время стали появляться газеты в ряде епархий РПСЦ. Да, до «Общины» на Урале успешно издавался несколько лет кряду журнал «Остров Веры» (г.Миасс, Челябинская область) - издание основательное и вполне способное стать перспективным проектом при некоторых усилиях. Увы, не имея необходимого профессионального опыта, сотрудники журнала приняли решение о прекращении издательской деятельности (официальная версия — недостаток времени на создание «Острова Веры»), оставив, впрочем, добрую о себе память.
«Община» изначально зарождалась как профессиональная газета. С третьего номера был определен стиль подачи материалов (простым, ясным, понятным языком — это знаковое новшество для бытующей в прошлом и формирующейся ныне старообрядческой прессы), сформировалась концепция (собственные авторские материалы вкупе с компилляцией текстов из сети Интернет о теме староверия, а также присланные к публикации тексты из общин), позиция («о людях и для людей»). К слову, именно эта позиция определяет сейчас «внешность» каждого номера — с недавних пор на основном первополосном снимке появляется человек. Наконец, в отличие от подавляющего большинства религиозных изданий, впервые редакция «Общины» стала эспериментировать с версткой.
Опишем в самом общем виде трафаретный образ газеты. «Община» с первого дня своего общения с читателем была воплощена в 12-страничном формате А4, с привлечением живых репортажных фотографий, наглядно иллюстрирующих текст, а также активное применение на полосах инфографики — выносок, врезок в текст, картинок. Определен единый шрифт, а также сверстаны макеты «шапки» и «подвала» (то есть оформленного названия с логотипом-картинкой, которой решено выбрать вид церковной колокольни и выходных данных с узнаваемым логотипом).
Своего читателя газета нашла сразу, хотя и не в том объеме, на который рассчитывала. Первые тиражи по 100-120 экземпляров уходили в храмах села Пристань и в Екатеринбурге в течение двух-трех недель (регулярность выхода газеты была определена и не меняется до сего дня — один раз в два месяца). В общинах шло привыкание читателя. Газета передавалась верующими прихожанами близким, знакомым, родным, подчас далеким от веры. Весте с тем начиналось неспешное «проникновение» газеты в соседние приходы. В редакцию стали обращаться сторонние люди, которые случайно заходили в храм, приобретали газету, а потом высказывали свое о ней мнение.
Вот что написал в адрес «Общины» Алексей Зыков, председатель свердловского областного общественного движения «Семьи погибших воинов»: «Жил и не ведал, что есть такая газета. Приобрел и тут же прочитал от корки до корки, не отрываясь. Какое удачное творение! Тут ярко показана жизнь истинно верующих, заинтересовало меня разнообразие тематики и теплота слов».
Со временем в Свердловской области были охвачены соседние с екатеринбургским и пристанинским храмами — газета стала сначала передаваться, а позже приобретаться в поселках Шамары, Баранчинский, Русская Тавра. Тираж вырос сначала до 150, а вскоре до 300 экземпляров. Это было серьезное завоевание, учитывая немаловажный факт — газета продавалась и постепенно переходила на самоокупаемость. Начался и «объемный» рост. Сначала редакция приняла решение увеличить издание до 16, а вскоре и до 20 полос. Этого максимума придерживаются авторы газеты и сейчас.
Но вместе с достижениями, появились и сложности. К примеру, критичные материалы (один из них — о плохом поведении юных старообрядцев во время проведения молодежного лагеря) часть читателей принимать не пожелала. В их числе оказался один священник. Номер с этим материалом он попросту запретил к продаже в своем храме, хотя позже «Общину» удалось распространить неофициально. С тех пор тонкая грань «можно/нельзя» стала ключевой при подготовке некоторых материалов.
Шел и географический прирост читательской аудитории. В печатном виде газета сегодня распространяется в Боровске, Костроме, Москве, Перми, Ржеве и Ярославле. Недавно в число адресатов попала Тюмень. Идет распространение и по электронной подписке — этим способом газета охватывает также сопредельные Украину и Молдавию. Несмотря на узнавание, у некоторых староверов сохраняется стойкое неприятие газеты: то ли люди на генном уровне хотят видеть заскорузлый приходской вестник с перепечатками библейских историй и с отсутствием иллюстраций, то ли им не нравится полярность мнений и тем, получающих отражение в газете. А может и не столь характерное, но живущее в сердцах некоторых сторонников Старой Веры чувство зависти и ревности.
На этом фоне ощутимого авторитета изданию придает одобрение, материальная поддержка и помощь в распространении со стороны таких деятелей современности старообрядчества, как митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (с ним «Община» подготовила уже несколько интервью), протоиереи Валерий Шабашов (благословивший создавать в своем крае по примеру «Общины» - «Старовер Верхокамья») и Евгений Чунин. Соредактором «Общины» является авторитетный публицист Дмитрий Урушев — его веское слово нередко становится определяющим в решении публиковать или откладывать в сторону тот или иной материал.
«Старовер Верхокамья», к слову, появился не так стихийно, как его екатеринбургская сестрица «Община», но, как признается редактор Александр Поносов, по образу и подобию пристанинской газеты. И сейчас внимательный читатель найдет в двух газетах много схожего, хотя отличий, безусловно, не меньше. К примеру, редакция «Общины» не стремится удешевить газету выходом на типографской газетной бумаге, печатаясь на качественной белой, и потому на фоне других изданий выглядит светло и ярко. Издательский опыт позволяет говорить о безусловной полезности газеты для небольшой, но разумной читательской аудитории. «Община» создается профессионалами — это способно быть ключем к успеху даже такого, казалось бы, малопопулярного типа СМИ, как конфессиональное издание. Приходская газета, выросшая стихийно и занявшая свою информационную нишу, является классическим примером авторского неравнодушия, читательского ожидания свежего номера и личного искреннего желания православных христиан-староверов безвозмездно помогать редакции. Без такого совокупного труда «едиными усты и единым сердцем» ни одна газета не сможет наращивать обороты и находить своего верного читателя.
Максим ГУСЕВ, Екатеринбург.
ОПУБЛИКОВАНО В СБОРНИКЕ: Старообрядчество в Тюменском крае в XVII-XXI вв.: Послания, докумены, публикации, воспоминания, исследования современных историков. Выпуск 4-й. - Тюмень: МИ "РУТРА", 2010. - 144 с.; 12 с.: ил.цв. и ч/б. |