Главная » 2009 » Октябрь » 8 » Места староверские: Сызрань. Часть 1. Белокриницкие
20:59
Места староверские: Сызрань. Часть 1. Белокриницкие
Улица Фрунзе, на которой расположен действующий храм Сызранской общины РПСЦ, похожа на улочки в любом райцентре Самарской области: деревянные одноэтажные дома, высокие глухие заборы, узкие заасфальтированные тротуары, больше похожие на дорожки. За выкрашенным голубой краской забором и деревьями скрывается старообрядческий храм - прохожему и не догадаться. 
 
 
 
Открыв ворота, попадаем во двор. Деревянный дом с высоким крыльцом, деревянные постройки во дворе. Все чистенько и очень просто, как в обычном частном доме. То же впечатление поначалу испытываешь и войдя в дом. Поднявшись на крыльцо, заходишь в сени, пройдя дальше, попадаешь в корридорчик. В углу у входа - рукомойник, слева - вход в небольшую кухоньку... И лишь пройдя несколько шагов, понимаешь, что здесь - храм.
 
 
 
 
Старинные иконы на стенах и в высоком иконостасе, паникадило, подсвечники... Храм небольшой, но очень уютный. Он был освящен двадцать пять лет назад, в 1984 году, а до того времени христиане Сызрани и близлежащих городков и поселков  молились по квартирам.  Еще лет десять-пятнадцать назад община Сызрани была довольно большой и крепкой.  Позднее начались неурядицы. А около двух лет назад настоятель храма о.Георгий Гусев покинул свой приход и переехал на Урал. На некоторое время христиане остались без пастырского окормления. Сейчас сызранских христиан опекает о.Глеб Бобков. К сожалению,  быть в Сызрани постоянно он не может: у него еще приходы в д.Микварово и п.Кильмезь, а это далеко - Вятская область. Последнее время народу на службах немного, но будущее у общины есть. На службу приходят дети и молодые люди, у общины есть помощники, недавно к приходу был рукоположен диакон Сергий Сусоров - человек очень активный. Если бы о.Глеб был переведен в Сызрань на постоянное служение, община могла бы активно заниматься работой по возрождению старого Крестовоздвиженского храма, постоянными стали бы службы, и, хочется надеяться, община вновь стала бы сильной и сплоченной, как когда-то прежде.  
 
 
 
Здесь же, на улице Фрунзе, в нескольких шагах от храма, есть еще одно здание, принадлежащее общине. Это церковная гостиница.  Вообще-то, здание это собираются продавать - общине нужны деньги на восстановление храма. Согласие Московской Митрополии на это получено. Но продать дом не так-то просто - платежеспособных покупателей немного. Кроме того, община не единственный собственник здания -  часть дома принадлежит человеку, для общины внешнему. 
 
 
 
 
Во дворе гостиницы. Голубятня и мастерская в глубине двора - это хозяйство совладельца дома
 
 
 
 
 
 
 
Внешне гостиница выглядит неказисто, но внутри - чистота и своеобразный, словно прошлого века, уют 
 
 
 
 
Перед престольным праздником все здесь было готово к приему гостей. Белоснежные простыни и наволочки на кроватях, белоснежные занавески. В каждой комнате - иконы. Когда мы осматривали гостиницу, женщины из храма начали растапливать газовую печь - гостям должно быть тепло. Правда, гостиница невелика и не может вместить всех гостей. Часть из них разместилась в том же доме, в котором находится храм - в нем есть несколько комнат для отдыха, часть - разобрали по домам прихожане.
 
 
 
 
А это старый Крестовоздвиженский храм. В этом году исполнилось 100 лет со дня его закладки. Храм был закрыт к началу 1930-х гг. После этого в здании располагались склады, позднее оно было заброшено, еще раньше были снесены купола и колокольня, разрушена крыша.
 
 
 
 
Вернули храм общине уже в ХХI веке. Теперь все документы на храм оформлены, предстоит огромная работа по его восстановлению. При взгляде на эти стены без крыши и пола, многие опустили бы руки. Но о.Глеб смотрит вперед с оптимизмом, он уверен, что восстановить храм можно и нужно. Уверены в этом и сызранские христиане.  Очень хочется, чтобы все их надежды сбылись!  
 
 
 
 
Но даже  и сейчас, без куполов и крыши, храм производит сильное впечатление.  Мощная кладка, высокие арки...
 
 
 
Здание храма нам показывал о.Глеб Бобков. В центре видна алтарная часть храма. Полы не сохранились, на их месте - трава
 
 
 
Притвор. А двери храма - те самые, старинные.
 
 
 
 
 Решетки начала прошлого века 
 
 
 
 
 Церковный двор. Полуразрушенная паперть храма
 
 
 
А по соседству, в том же дворе - храм Сызранской Поморской общины. Почему поморцы и белокриницкие оказались соседями, как живет сегодня Поморская община - во второй части материала о сызранских старообрядцах. 
 
 
Фото "Самарского староверия"
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2280 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]