Главная » 2011 » Январь » 1 » Митрополит Белокриницкий Иннокентий (Усов). В молодости погрешу, а в старости покаюсь
16:28
Митрополит Белокриницкий Иннокентий (Усов). В молодости погрешу, а в старости покаюсь
Так думают и даже иногда говорят многие молодые люди. Но это самый вредный, самый душепагубный самообман. Даже более – это мысль, навеваемая диаволом, это его аркан, которым он уловляет и таскает за собой всех слушающих этого коварного его внушения. Сколько таким образом погибло душ христианских, исчислить невозможно.
 
Наблюдения над жизнью доказывают, что редко бывает, чтобы в старости человек изменил свою жизнь к лучшему. Обыкновенно же, если смолоду человек привык грешить, если его поработила какая-либо страсть, то он и до старости остается ей верен, до самой смерти рабствует греху.
 
Кто смолоду привык пьянствовать или курить табак, или сквернословить, тот и в старости это же делает. Каждому из нас приходилось видеть седовласых старцев и пьянствующих, и курящих табак, и сквернословящих, и иная неподобная творящих. Замечено даже, что дурные привычки и греховные страсти к старости не только не ослабевают, но еще более усиливаются и укореняются. Кто в молодости усвоил скупость и жадность к наживе, тот в старости будет еще скупее и жаднее. Кто в молодости привык быть расточительным, мотом, тот в старости будет еще расточительнее. Кто смолоду был злым, сварливым, обидчивым, жестокосердым самолюбцем, тот и в старости будет таким же, только еще в большей степени.
 
Даже те грехи и страсти, которые в старости человек не в силах творить, не оставляют его, если он был порабощен ими смолоду, если не может их творить делом, то старается удовлетворить свои влечения и страсти умом и мыслями. Говорящие, что в молодых годах нагрешу, а в старости покаюсь, не иное что делают, как собираются принести Богу Каинову жертву, которую Бог не принял потому, что она была принесена из худших плодов и, значит, без надлежащего усердия. Так и в данном случае.
 
Молодые годы, лучшую часть жизни намереваются употребить на службу диаволу, а старые годы, худшую часть жизни – готовятся отдать Богу. Примет ли Бог такую жертву? Допустит ли дожить до старости? Не большая ли часть рода человеческого умирает, не достигнув преклонных лет? Если же и доживет до старости, то перестанет ли грешить? Если по немощи телесной некоторых грехов и не станешь творить, то потому только, что не можешь. А это разве добродетель? Разве ты оставишь грехи? Не грехи ли тебя оставят? Не имея сил грешить в старых годах, не будешь также иметь сил и творить добрых дел или даже покаяться. До покаяния ли тогда, когда человек едва может ходить, едва помнить свою прошедшую жизнь, а часто и совсем забывает не только прошедшее, но и настоящее.
 
Конечно, бывают и исключения, случается, что и в старости исправляют свою жизнь, каются в прежних грехах, и Бог принимает их покаяние. Но такие исключения не изменяют общего закона жизни, по которому жившему смолоду безнравственно почти невозможно исправить себя в старости, как искривленное смолоду дерево почти невозможно исправить, когда оно состареется.
 
Правда, благоразумный разбойник перед самой смертью покаялся и получил райское блаженство. Но не надо забывать, что другой разбойник и пред смертью не покаялся, и умирая, продолжал непростительно богохульствовать. Если ты вел жизнь разбойника или даже хуже разбойника, то спрашивается, кем окажешься пред смертью? Благоразумным или злонравным разбойником? Чем можно доказать, что пред смертью ты будешь каяться, а не продолжать грешить словами, а может быть и делами? Кто поручится, что Бог приведет тебя покаяться?
 
«Кто грешит в надежде на прощение, тому нет прощения», - говорит преподобный Ефрем Сирин. И справедливо. Ибо кто грешит именно потому, что Бог милосерд, тот с умыслом злоупотребляет Божиим милосердием, выставляет Бога виновником зла и таким образом явно богохульствует. Таким нет прощения не потому, что Бог не хочет простить их, а потому, что они обыкновенно почти никогда не раскаиваются искренно.
 
Ввиду всего этого необходимо всеми силами и способами бороться с этим диавольским внушением, что в молодости нагуляюсь, дам волю своим страстям и влечениям, нагрешу сколько могу, а в старости буду жить хорошо, нравственно, добродетельно и в прежних грехах и беззакониях покаюсь.
 
Бойтесь этой сатанинской душепагубной мысли, как яда, как огня негасимого, в который она и приводит. Старайтесь приучить себя с молодых лет жить согласно Закону Божию, поступать нравственно, творить добрые дела. Тогда и под старость будет хорошо и приятно. Что посеешь смолоду, то самое и пожнешь в старости и непременно с хорошим урожаем. «Сеющии слезами радостию пожнут» (Пс. 125:5). «Кто сеет ветер, тот пожнет бурю» (см.: Ос. 8:7). Посеешь пшеницу, пшеницу и пожнешь. Посеешь репейник, крапиву или другие какие сорные и вредные растения, они и уродятся. А не другое что. Так и в жизни.
 
Чему желаешь выучиться, тому учись смолоду; а на старость откладывать обучение или усвоение чего-либо прямо-таки и смешно, и глупо, и преступно. Желающий быть ремесленником, художником, писателем, ученым и проч. станет ли откладывать на старость обучение своему делу? А если отложить, то ничего из него и не выйдет. Можно ли считать художником того, кто говорит: «Я под старость выучусь этому делу»? Закажешь ли ты сапоги шить тому, кто собирается лишь в старости заняться этим ремеслом? А нравственность, или добрые дела выше, необходимее и полезнее всякого ремесла, всякого художества, всякой науки. Зачем же откладывать усвоение нравственных поступков до старости?
 
Даже при постоянном упражнении в усовершенствовании нравственности трудно удержаться на подобающей высоте, чтобы не погибнуть. Что же сказать о том, кто постоянно упражняется во зле. «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18).
 
Поэтому почти все святые угодники Божии начинали свои подвиги с молодых лет. Преподобный Антоний Великий ушел в пустыню лет шестнадцати. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские также до двадцатилетнего возраста ушли в монастырь. Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, известные вселенские учители, также с молодых лет, еще до окончания высшего образования посвятили себя на служение Богу. Таких примеров можно указать многое множество. Все эти люди были действительно безупречной и высокой нравственности, великих духовных подвигов и достойных удивления добродетелей.
 
Подражайте этим образцам нравственности, старайтесь уподобиться им, насколько возможно и не слушайте внушений духа злобы, помня, что «супостат ваш диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). От него же да избавит вас Господь Бог Своею благодатию и человеколюбием.
 
 

Митрополит Иннокентий (Усов). Из книги «Слова и речи» (1910 г.). К фото Митрополит белокриницкий Иннокентий (Иван Григорьевич Усов; 23 янв. 1870 - 1942) – видный святитель Церкви Христовой, крупнейший старообрядческий апологетический писатель. В 1903 г. в Н. Новгороде был рукоположен в епископа нижегородского и костромского Активно выступал против коммунистического безбожия. С 1920 г. — епископ кишиневский. В 1942 г. (?) возводится в сан митрополита белокриницкого и переезжает на жительство в Белокриницкий монастырь. Автор многих статей и книг. Похоронен у старообрядческой церкви хутора Писк (Браила, Румыния).
 
Калугарь, 2011, №1
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1497 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 vyleukhin  
2
Великолепная статья !

2 lubanick  
0
Спаси Христос за статью.

3 samstar2  
0
Спаси Христос о.Иоанна Курбацкого, приславшего ее.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]