Главная » 2009»Октябрь»31 » М.Лысков, администратор сайта "Староверие Прикамья": Немного о месте сайтов в проповеди
20:12
М.Лысков, администратор сайта "Староверие Прикамья": Немного о месте сайтов в проповеди
В последнее время в Интернете были опубликованы материалы М. Гусева, Д. Урушева и других о проповеди в современном мире. Хотелось бы высказать свою точку зрения по этому вопросу.
Урушев Д.А. в докладе Освященному Собору РПСЦ «О проповеди в современном мире» говорит: "Особый предмет для разговора – наша периодика, издание церковных газет и журналов. Хороший, яркий, иллюстрированный журнал – прекрасное средство проповеди, пожалуй, наилучшее. Думаю, им должна быть оказана всесторонняя помощь и поддержка, причем не только материальная, но и моральная…». Мне бы хотелось добавить: и методическая. Советы Издательского отдела Митрополии, профессиональных журналистов, к которым я отношу М. Гусева, И. Будкину, могли бы помочь сделать труд администраторов сайтов, редакторов приходских журналов и газет более эффективным. Как это сделать – вопрос для Издательского отдела Митрополии.
"Простейшим и наиболее оправданным способом проповеди вне и внутри Церкви и укрепления веры является книгопечатание", - продолжает Д.А. Урушев. Я считаю, что необходимо распространять их и в электронном виде. Проповеди, беседы священников, воспоминания – все это пользуется неподдельным интересом и спросом не только среди старообрядцев. Можно оформлять их в виде аудиокниг, отдельных брошюр и публикаций. Возникает вопрос об авторском праве на эти издания или публикации. Вопрос правовой и этический. Мне бы хотелось перепечатывать их со страниц газет, книг, журналов. Делаю это с осторожностью. Нарушил права – извинюсь и сниму материал. Прошу заранее прощения. А авторам хотел бы заметить, что публикации не преследуют извлечения коммерческой выгоды. Кто имеет возможность и средства приобрести интересующий фильм, книгу, газету, журнал - тот её покупает. А если недоступно? В библиотеках этих материалов нет. Я скачиваю в Интернете книги, фильмы. Перепечатываю каноны из «Книжицы» Самстара. Интересное наблюдение: одни издатели «новообрядческих» видеофильмов пишут: «…распространение благословляется во славу Господню...», а другие грозят всевозможными карами. Вот и думай.
Как не прислушаться к Максиму Гусеву: «…Настоятели, председатели общин, активные прихожане – совершенствовать имидж староверия могут все. Община отметила годовщину регистрации, у храма намечается юбилей, в соседнем городе заложен первый камень в основание будущей церкви, в регионе создается еще одна община, а один из прихожан дожил до столетнего возраста – все это способно (и, добавим, должно!) стать поводом для обращения в редакцию СМИ посредством пресс-релиза или адресного звонка. Даже если обращение останется без ответа, расстраиваться не стоит – придет время (к примеру, когда наступит затишье в информационной среде) и журналист вспомнит о старообрядческом релизе, позвонит, а при необходимости приедет и найдет возможность рассказать о нужном для Церкви событии…». Замечательные советы!
Немного о месте сайтов в проповеди. Конечно, огромный авторитет для меня Самстар, захожу и скачиваю ежедневно. Часть сайтов – сайты-визитки. И они необходимы, как возможность поддержать контакт с общинами. Наверно, следует предупреждать об этом посетителей, чтобы не было разочарования. Прекрасная газета, которую распространяют на сайте в электронном виде в Пермском благочинии. Но есть и другие примеры. Прошёл день памяти месточтимого святого, а на сайте общины об этом святом ни слова. А это важно.
Позволю процитировать Ив. Хохлова и Дм. Власова: "…Поводом к подготовке настоящего сообщения послужил недавний случай, произошедший во время встречи представителей церкви с офицерами Армии и Флота, организованной Московской Патриархией и Министерством Обороны. После доклада капитана первого ранга Рябцева А.Ю. на тему «Старообрядчество и Русская Армия», некоторые руководители нынешних казачьих организаций с неподдельным интересом, спрашивали докладчика: «Действительно ли были казаки-староверы?», и с недоверием отнеслись к известию о том, что Матвей Иванович Платов – Атаман Всевеликого Войска Донского, герой войны 1812 г. был истовым, без подмесу, старовером…". В плане знания истории России наше общество оказалось во многом введено в заблуждение – как новыми «историками», так и предвзятостью церковных историков. Поэтому историческое просвещение считаю своеобразной формой проповеди, что и отражается в материалах нашего сайта.
Я распечатываю некоторые материалы с сайтов, или делаю подборки. Наши бабушки в общине с удовольствием их читают.
Вот характерный пример: "Старообрядческий концерт в Смольном соборе", программа снята творческим союзом "Нимб" при содействии Лиговской старообрядческой общины г.Санкт-Петербурга - "Все права защищены. Видеопрограмма лицензирована только для частного просмотра. Охраняется законодательством об авторских и смежных правах. Любое копирование или несанкционированное использование преследуется по закону". Т.е. перед нами не проповедь Старой Веры, а сугубо коммерческий продукт типа голливудских блокбастеров. Глубоко убежден, что единственно приемлемой юридической формой православной проповеди является КОПИЛЕФТ.
На нашем Молодежном сайте стояло (может, и сейчас стоит): перепечатка материалов только с согласия администрации и авторов материалов. Ну, с разрешения, так с разрешения. Стало быть, не буду перепечатывать. Мне некогда запрашивать согласие администрации, а тем более, разыскивать авторов материалов, большую часть которых я просто не знаю, их координат не имею. Если от этого кому-то и лучше, то, думаю, не Молодежному сайту. Если бы у него были сотни и тысячи посетителей в день - это одно, а пока он не настолько раскручен - любая перепечатка со ссылкой - это реклама. С людьми, которые не зациклены на авторском праве, работать проще и приятнее. Сколько лет уже я публикую материалы с сайтов "Староверы в Рыбацком" и сайта Староверческого общества им.Заволоко. Всегда ставлю ссылку на них, упоминаю, что это их материал. Они ссылаются на материалы Самстара. Все это без подписания договоров, соглашений, конвенций. Не думаю, что от этого хуже им или Самстару. И никогда у нас не было никаких взаимных претензий. Этих людей глубоко уважаю, всегда с интересом слежу за их работой, всегда с радостью готова сотрудничать. Точно так же, давно сотрудничаем с Максимом Гусевым. И светские сайты никогда в претензии не были. Просто иногда авторские амбиции зашкаливают, а подумать надо: так ли уж мир ждет слова этих авторов (сайтов, изданий и т.д.). Одно дело - действительно профессиональная авторская вешь, другое - порой невнятно сказанное нечто. Но чем меньше профессионализма, тем больше амбиций зачастую.
Что же касается диска новосибирцев, то тут тоже нужно понимать - их труд, их расходы, это нужно компенсировать. Как и труд издателей, труд авторов книг.
Несомненно, продюсеры нуждаются в компенсации. В отличие от благотворителей. Кто кем становится - это свободный выбор. Однако на Освященном Соборе рассматривался всё-таки вопрос о проповеди, а не о коммерции.
Все так, только вот с благотворителями туго у нас. А собранное с миру по нитке порой не для компенсации своих затрат используют, а на благо церкви - храм построить, отремонтировать и т.д. Яркий пример - Барнаул. Им из бюджета деньги не дают, они на заработанное, в т.ч. и распространением книг, вон какой храм почти отстроили! И что, назвать их гнилыми коммерсантами? Люди делают дело, и помогай им Бог делать его дальше.
Думаю, всегда будет и то, и другое. И это, наверное, правильно. Взять, к примеру, Максима Гусева с его "Общиной", которую он рассылает по общинам и бесплатно размещает на Семейских, на Самстар всегда высылает, или о.Ивана Курбатского и его замечательный "Калугарь" - тоже шлет на Самстар для свободного распространения. Это проповедь в чистом виде. Ну а коммерческая составляющая некоторых проектов, это да, она есть, но кто первый бросит в них камень? Они на это потом новые проекты делают, не себе же мошну набивают
Почему-то вспомнил строчки российского поэта Юрия Шевчука: ".. Нас сомненья грызут. Этой радости всякий не рад. И тоскливая тяжесть в груди разбивает любовь. А пока мы сидим и страдаем, скулим у захлопнутых врат, Нас колотит судьба чем попало, да в глаз или в бровь .." Голосую за Дело! Иначе и мне придется просить извинений перед поэтом за использование авторского текста в столь незначительном комментарии