Главная » 2011 » Октябрь » 26 » Мнение: М.Ф.Никонов. Ошибка или фальшивка?
12:08
Мнение: М.Ф.Никонов. Ошибка или фальшивка?
Господин А.Коротков!
 
В фильме «Раскол» Вы сыграли роль Аввакума. Наверное, нелегко Вам было вживаться в этот далекий образ. Чтобы представить героя наиболее реальным, сколько же надо было просмотреть литературы, провести консультаций, прислушаться и присмотреться к службе старообрядческих священников, особенно если вопрос касается такой тонкой материи, как религия, да еще со спорными взглядами сторон?
 
Хотя жанр фильма допускает режиссерские фантазии, и в фильме вольностей предостаточно, но что касается догматических вопросов религии, то уж тут, как говорится, извините…
 
Вы два раза (в 17-ой и 18-ой сериях) произнесли слово «тресущная» вместо «Пресущная». Что это, Ваша оговорка, или ошибка режиссера?
 
Если ошибка, то надо принести извинение. А если не ошибка, то это не иначе, как заранее глубоко разработанная провокация.
 
До озвучивания Вами, такого слова вообще не существовало ни в книгах, ни в словарях. Аввакум, как священник, не мог его произнести по определению. Как бы то ни было, но Вы, вольно или не вольно, « в ведении или не в ведении», дали повод всяким виглянским глумиться над Святым священно-мучеником и исповедником Аввакумом, чем незаслуженно оскорбили чувства православных старообрядцев, а сатану и еретиков никониан обрадовали.
 
Итак, что же? Чтобы доказательство Вашей неправоты было более убедительным, обратимся к книгам и словарям.
 
В фильме речь идет об Иосифовской постной триоди. Рассматриваемое нами слово приводится в Великом каноне святителя Андрея Критского, на первой неделе Великого поста, песнь первая, Слава, троичен. Аввакум не мог выдумать другого слова, так как в чтимой им Триоди первым словом этого троична напечатано: «Пресущная Троице, яже в единстве покланяемая…» То же самое и в Триоди, напечатанной ранее при патриархе Ермогене. И почти то же самое в изданной отдельным каноном брошюре «Канон Великий, творение святого Андрея Критского» в 2010 г. (Свято-Троицкая Сергиева Лавра. По благословению патриарха Кирилла). Разница: в дореформенных триодях «… и яко милосерд, даждь ми слезы умиления», а в брошюре «… и яко благоутробна..»
 
Теперь внимание! Слово «Пресущный» состоит из двух частей: приставки ПРЕ и корня СУЩИЙ, СУЩНОСТЬ. ПРЕ- означает высшую степень превосходства (прелюбезный, предивный, премудрый, прекрасный, предостаточно). СУЩИЙ- истый, истинный. СУЩНОСТЬ- состояние сущего, бытие. Смысл слов «Пресущная Троице» - высшая степень сущей истины. Во всех канонах Троице прилагаются десятки разных эпитетов. Здесь нет места количеству. Числительное ТРИ (ТРЕ), которым треокаянные злонамеренно подменили приставку ПРЕ, напечатанную в триодях, извратили смысл слова, превратили его в бессмыслицу, и пользуясь этим, пытаются ошельмовать Аввакума, да пожалуй, (страшно подумать), бросили тень на Святую Троицу. Аналогичный прием, когда человеку подбрасывают кошелек в карман, а потом обвиняют в воровстве.
 
Православные христиане, не смущайтесь. Ведь это поганое слово не Аввакуму принадлежит, его произнес артист, а не подлинный Аввакум (неизвестно еще, какое сатанинское сборище учит артистов). Аввакум, как все священники, в начале литургии возглашал: «Слава Святей, единосущней, и животворящей, и неразделимей Троице, всегда, и ныне, и присно, и во веки веком.»
 
Не в каждой семье есть книга «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», поэтому приводится его исповедание Троицы, по его житию. Стр. 58 «Афанасий Великий рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая вера, ея же еще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающее составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав Отечь, ин- Сыновень, ин- Святаго Духа; но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа едино Божество, равна слава, соприсносущно величество; яков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый; вечен Отец, вечен Сын, вечен и Дух Святый; не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святый; Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый не три бози, но един бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобне: Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель и Дух Святый. Равне: непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим и Дух Святый. Обаче не три вседержители, но един Вседержитель: не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. »
 
Диакон Федор показан в фильме, как обличитель Аввакума в ереси требожия. Если бы это кто-либо исповедовал, то действительно, это ересь. И вы, господа провокаторы, примите эту шайбу в свои ворота.
 
Вот что об д. Федоре пишет Аввакум в житии, стр.175, издание Москва 1959г. «Да слышит глаголы сын мой духовный- Фетька отщепенец, от никониан рукоположенец, зря на животворящий крест Господень; да буди распятый на кресте сем судия между мною и тобою днесь и в день века. Живешь развращенно и нелепо мудрствуешь о образе Святыя Троицы. Рекох ти и паки реку: веруй и исповеждь по писанию, якоже святыя книги научают, а не по своему обольщенному смыслу. Ей Бога тебе свидетеля поставлю и Святый крест Господень! Блудишь, сице пиша и глаголя о Святей Троице: понеже- де божественное несозданное существо Святыя Троицы несекомо есть и не расстоящо, лицем же до друг друга и отнюдь не раздельно. Аз ти глаголю: возбесился еси, человече, святая сливаешь, раздельную лицы глаголеши нераздельну. Впал еси в бреге стремнины: украдше свои очи, помрачил свою душу; истины в писании не разумевшее, глаголешь образ един Святыя Троицы сличен; и исповедуешь, пиша в своих подметных тетрадках, с клятвою и ротою глаголя, яко Сын во Отце, тако же и дух Святый внутрь Отца- имут един образ, нераздельными лицы.»
 
И еще. Сейчас почти все привыкли смотреть на экран. В свое время вождь мирового пролетариата говорил, что «из всех искусств, важнейшим для нас является кино». Сейчас кино взяли на вооружение противники Православия.
 
Уместно вспомнить, что три евангелиста: Матфей, Марко и Луко одинаково записали первые слова Христа о последнем времени: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».
 
Позднее Святые Отцы настораживали: «В последе время ни к чему иному да прибегают христиане, но только к прочтению Священного Писания, если же на иное что взирати будут, соблазняться и погибнут». Книга «О вере». «Несть рече спастися никому же, аще не часто прочитывает человек Слово Божие» И.Златоуст
 
Никонов Михаил Федорович
г.Нижний Новгород
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1530 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 10
1 Евгений_Иванов  
0
Актеры они же скоморохи, лицедеи. Известно, как церковь к ним относится. А вот как относиться к тому, кто к скомароху в претензиях по богословскому вопросу?

Кино не учебник, а позорище (в славянском значении - зрелище), христианам его смотреть грешно.

4 Tonya  
0
Никонианские священники Аввакума в ереси требожия обвиняют на основании сказанного в фильме, причем на таких ресурсах как Радио культуры и люди верят.

5 Евгений_Иванов  
0
Так и надо ответить, что за скоморохов отвественности не несем, даже, когда те в рясах. А про Христа еще и не такое сниммают.

2 samstar2  
0
Согласна, что предъявлять претензии богословского характера к актерам более чем странно. Да и провокаторов в них видеть тоже странно. Дали роль- выучил, сыграл, как сумел.

Сама я ни одной серии этого фильма не видела. Не от избытка благочестия, а просто от недостатка времени на это занятие и, если честно, от отсутствия всякого интереса к просмотру сериалов, о чем бы они ни были. Так что давать фильму оценки не могу. Но меня здорово удивил ажиотаж вокруг этого фильма именно среди старообрядческой аудитории. Я старалась вообще не публиковать на сайте материалы на эту тему, странен мне весь этот старообрядческий и околостарообрядческий пиар сериала. Но статью М.Ф.Никонова опубликовала. Интересным показалось то, что старообрядец не умиляется фильму, в то время как его священноначалие от фильма в полном восторге. Вон иерей А.Панкратов пригласил режиссера в Новгород "на прославление" (см. материал выше). Надеюсь, пока еще не в лике святых. Митрополит Корнилий в своей речи на Соборе несколько раз восторженно отзывался о фильме, заявив, что фильм этот оказал "большое влияние на отношение общества к старообрядчеству". Я, видимо, что-то пропустила, у нас общество и впрямь по-иному стало относиться к старообрядчеству?

В общем, мое дело представить читателям различные точки зрения, а уж читатели пусть оценивают.

3 Евгений_Иванов  
0
Мне видится, что Митрополия и есть истинный заказчик данной киноленты. Как только Досталь сказал, что не смогли сократить, хотели показать обряд, я сразу понял, что фильм не художественный, а дидактический материал. В кино, художественной литературе, делают акцент на чувствах людей, вопросах чести, долга, любви, супружеской верности, дружбе. А платья, шляпы, здания и церимонии - являются весьма бутафорскими. К примеру, в "Хованщине", вообще, ничего общего с нашим богослужением нет. А вот тема раскола раскрыта полностью

8 Сергiй_Аветянъ  
0
А всё просто, Ирина. Всё это псевдообрядчество к староверию никакого отношения не имеет.

Если людям не дико словосочетание "староверы смотрят и широко обсуждают телесериал" - говорить не о чем.

"Разруха не в сортирах, разруха в головах". Клоуны ряженые.

"Завершим мы нашу поездку в церкви свт. Николы Чудотворца у Тверской заставы, где экскурсию проведет староста храма, философ и историк А. В. Антонов"
http://moscowturizm.ru/component/content/article/131

9 Евгений_Иванов  
0
Оплатить через систему «Киви» (через терминал или банковскую карту)

2. В городских театральных кассах.
biggrin

6 samstar2  
0
Откуда у Митрополии средства на это, что Вы. Все проще гораздо. Думаю, многим нынешним деятелям Митрополии очень близка позиция Досталя: "Но мне жалко и Аввакума, и Никона, и Алексея Михайловича. Они все пострадали, кто-то больше, кто-то меньше: Алексей Михайлович умер своей смертью, Аввакум был сожжен, Никон скончался. Все они трагические фигуры своего времени, и мы не имеем право судить их"(см. материал выше). Примерно об этом же периодически говорит митрополит Илларион и прочие деятели РПЦ. Думаю, что именно это имеют в виду и митрополит с окружением, когда говорят, что нужно внимательно изучить причины раскола и т.д. Фильм Досталя - это просто выражение этой идеи. И по-человечески очень понятно. Какое отношение эта позиция имеет к вопросам веры - это уже не ко мне вопрос, а к тем, кого так восхитил фильм

7 Евгений_Иванов  
0
Никого им не жалко. Посмотрите, как расправляются с врагами. Это выгодное предложение - стать чем-то вроде парткома. Рефлексы старые срабатывают.

Казна государева щедра на всякие глупости. Это на пенсиии денег не хватает, а вот на "молодежь", церковь, престиж России всего предостаточно.

10 странник  
0
Михаил Фёдорович ,что Вы тут обсуждаете как лицедеям правильно произносить текст,музыку не Вы заказывали и не про нас она,да грех христианам потворствовать скороморохам самим обсуждением.Фильм отвечает требованиям современной государственной и церковной политики.В нем виноваты все и нет правых,все по отдельности симпатичные люди а все вместе дикое средневековье.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]