Господин А.Коротков!
В фильме «Раскол» Вы сыграли роль Аввакума. Наверное, нелегко Вам было вживаться в этот далекий образ. Чтобы представить героя наиболее реальным, сколько же надо было просмотреть литературы, провести консультаций, прислушаться и присмотреться к службе старообрядческих священников, особенно если вопрос касается такой тонкой материи, как религия, да еще со спорными взглядами сторон?
Хотя жанр фильма допускает режиссерские фантазии, и в фильме вольностей предостаточно, но что касается догматических вопросов религии, то уж тут, как говорится, извините…
Вы два раза (в 17-ой и 18-ой сериях) произнесли слово «тресущная» вместо «Пресущная». Что это, Ваша оговорка, или ошибка режиссера?
Если ошибка, то надо принести извинение. А если не ошибка, то это не иначе, как заранее глубоко разработанная провокация.
До озвучивания Вами, такого слова вообще не существовало ни в книгах, ни в словарях. Аввакум, как священник, не мог его произнести по определению. Как бы то ни было, но Вы, вольно или не вольно, « в ведении или не в ведении», дали повод всяким виглянским глумиться над Святым священно-мучеником и исповедником Аввакумом, чем незаслуженно оскорбили чувства православных старообрядцев, а сатану и еретиков никониан обрадовали.
Итак, что же? Чтобы доказательство Вашей неправоты было более убедительным, обратимся к книгам и словарям.
В фильме речь идет об Иосифовской постной триоди. Рассматриваемое нами слово приводится в Великом каноне святителя Андрея Критского, на первой неделе Великого поста, песнь первая, Слава, троичен. Аввакум не мог выдумать другого слова, так как в чтимой им Триоди первым словом этого троична напечатано: «Пресущная Троице, яже в единстве покланяемая…» То же самое и в Триоди, напечатанной ранее при патриархе Ермогене. И почти то же самое в изданной отдельным каноном брошюре «Канон Великий, творение святого Андрея Критского» в 2010 г. (Свято-Троицкая Сергиева Лавра. По благословению патриарха Кирилла). Разница: в дореформенных триодях «… и яко милосерд, даждь ми слезы умиления», а в брошюре «… и яко благоутробна..»
Теперь внимание! Слово «Пресущный» состоит из двух частей: приставки ПРЕ и корня СУЩИЙ, СУЩНОСТЬ. ПРЕ- означает высшую степень превосходства (прелюбезный, предивный, премудрый, прекрасный, предостаточно). СУЩИЙ- истый, истинный. СУЩНОСТЬ- состояние сущего, бытие. Смысл слов «Пресущная Троице» - высшая степень сущей истины. Во всех канонах Троице прилагаются десятки разных эпитетов. Здесь нет места количеству. Числительное ТРИ (ТРЕ), которым треокаянные злонамеренно подменили приставку ПРЕ, напечатанную в триодях, извратили смысл слова, превратили его в бессмыслицу, и пользуясь этим, пытаются ошельмовать Аввакума, да пожалуй, (страшно подумать), бросили тень на Святую Троицу. Аналогичный прием, когда человеку подбрасывают кошелек в карман, а потом обвиняют в воровстве.
Православные христиане, не смущайтесь. Ведь это поганое слово не Аввакуму принадлежит, его произнес артист, а не подлинный Аввакум (неизвестно еще, какое сатанинское сборище учит артистов). Аввакум, как все священники, в начале литургии возглашал: «Слава Святей, единосущней, и животворящей, и неразделимей Троице, всегда, и ныне, и присно, и во веки веком.»
Не в каждой семье есть книга «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», поэтому приводится его исповедание Троицы, по его житию. Стр. 58 «Афанасий Великий рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая вера, ея же еще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающее составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав Отечь, ин- Сыновень, ин- Святаго Духа; но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа едино Божество, равна слава, соприсносущно величество; яков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый; вечен Отец, вечен Сын, вечен и Дух Святый; не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святый; Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый не три бози, но един бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобне: Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель и Дух Святый. Равне: непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим и Дух Святый. Обаче не три вседержители, но един Вседержитель: не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. »
Диакон Федор показан в фильме, как обличитель Аввакума в ереси требожия. Если бы это кто-либо исповедовал, то действительно, это ересь. И вы, господа провокаторы, примите эту шайбу в свои ворота.
Вот что об д. Федоре пишет Аввакум в житии, стр.175, издание Москва 1959г. «Да слышит глаголы сын мой духовный- Фетька отщепенец, от никониан рукоположенец, зря на животворящий крест Господень; да буди распятый на кресте сем судия между мною и тобою днесь и в день века. Живешь развращенно и нелепо мудрствуешь о образе Святыя Троицы. Рекох ти и паки реку: веруй и исповеждь по писанию, якоже святыя книги научают, а не по своему обольщенному смыслу. Ей Бога тебе свидетеля поставлю и Святый крест Господень! Блудишь, сице пиша и глаголя о Святей Троице: понеже- де божественное несозданное существо Святыя Троицы несекомо есть и не расстоящо, лицем же до друг друга и отнюдь не раздельно. Аз ти глаголю: возбесился еси, человече, святая сливаешь, раздельную лицы глаголеши нераздельну. Впал еси в бреге стремнины: украдше свои очи, помрачил свою душу; истины в писании не разумевшее, глаголешь образ един Святыя Троицы сличен; и исповедуешь, пиша в своих подметных тетрадках, с клятвою и ротою глаголя, яко Сын во Отце, тако же и дух Святый внутрь Отца- имут един образ, нераздельными лицы.»
И еще. Сейчас почти все привыкли смотреть на экран. В свое время вождь мирового пролетариата говорил, что «из всех искусств, важнейшим для нас является кино». Сейчас кино взяли на вооружение противники Православия.
Уместно вспомнить, что три евангелиста: Матфей, Марко и Луко одинаково записали первые слова Христа о последнем времени: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».
Позднее Святые Отцы настораживали: «В последе время ни к чему иному да прибегают христиане, но только к прочтению Священного Писания, если же на иное что взирати будут, соблазняться и погибнут». Книга «О вере». «Несть рече спастися никому же, аще не часто прочитывает человек Слово Божие» И.Златоуст
Никонов Михаил Федорович
г.Нижний Новгород |