Время – деньги. В условиях жесткой рыночной экономики, в которую, желая того или нет, вписана и Старообрядческая Церковь, всякое упоминание о староверии в массовой прессе – дело знаковое и, безусловно, успешное.
Пока руководители коммерческих структур, готовые выкладывать немалые средства за возможность получить эфирное время или место на газетной полосе, ищут способы безрекламного проникновения в эфир или на полосу (скажем, проводят от имени своего предприятия социальные акции, помогая нуждающимся и тем самым привлекая внимание журналистов), у Церкви есть шанс попасть в поле зрения «акул пера», в особенности в небольших городах и селах, самим фактом своего существования. Людям, привыкшим к многопрограммному телевидению и ежедневной прессе, узнать о живых сторонниках старой веры не менее интересно, чем лицезреть какую-нибудь популярную певицу на пресс-конференции или изрядно выпившего депутата Госдумы, бессвязно объясняющегося в телекамеру. И этот интерес к феномену Старой Веры понятен. С одной стороны, общество еще не изжило стереотип «старовер – суровый консерватор, противник всякого новшества», с другой, - желает увидеть приверженца дораскольного православия умным, состоявшимся и уверенным в себе. Конечно, это здорово, когда бородач озвучивает с экрана мудрости Библии и наизусть читает Символ Веры или «Отче наш», но куда интереснее, когда тот же старообрядец говорит веское слово о монетизации льгот, выступает на научной конференции, споря с атеистом либо представителем любой религии.
Редакции СМИ готовы (судя по множеству примеров) идти навстречу староверам – показывать репортажи со знаковых мероприятий (освящение храма, приезд митрополита, религиозная конференция, фотовыставка, даже молебен на ближайшем погосте), давать эфирное время, чтобы узнать мнение старообрядческого деятеля по одному из острых вопросов современности, снимать сюжеты о жизни общин. Но это отнюдь не значит, что всякое намерение Старообрядческой Церкви рассказать о себе будет и должно вызывать живой интерес у сотрудников редакций. Общинам, встречая барьер со стороны журналистов, не стоит сразу переключаться на другие средства массовой информации. Можно попробовать повернуть тему иначе или связаться с начальством – редактором или координатором газеты (телекомпании) и напрямую объяснить идею возможного материала.
Визит ныне покойного митрополита Московского и всея Руси Андриана Четвергова на Средний Урал в 2005 году стал идеальным примером сотрудничества старообрядцев, общественности и журналистов. Разумеется, не обошлось без провокаций от пишущей братии (скажем, озвученный одной журналисткой посыл: староверы претендуют получить собственность руины своего исторического здания, где ныне начинает строительство Русская православная церковь, столкнув, таким образом, РПЦ и РПСЦ). Но за два дня пребывания владыки о планах староверов в Екатеринбурге, о жизни общины и о состоянии старообрядчества на Урале рассказали без исключения все телекомпании, информагентства и печатные СМИ. Конечно, сюжеты и заметки были довольно поверхностны, хотя встреча старообрядческого митрополита и архиепископа РПЦ Викентия в резиденции последнего вызвала ряд глубоких комментариев. А уже в субботу в итоговой аналитической программе на одной из ведущих городских телекомпаний «4 канал» вышел развернутый сюжет – журналисты съездили даже в поселок Шамары, взяв комментарий у настоятеля тамошнего храма РПСЦ, а также показали хронику передвижения митрополита по Екатеринбургу. В воскресенье в федеральном девятичасовом выпуске новостей НТВ также вышел сюжет о жизни екатеринбургского старообрядчества. Такой удачи (читай, рекламы), надо заметить, мало кто ожидал – в федеральный эфир попали вести из региональной общины! «Виной» всему два пресс-релиза (один – накануне визита, второй – по прибытии владыки на Урал) и беспрепятственное общение духовенства и прихожан с журналистами.
Впрочем, есть регионы России, где аудитория «наелась» такого поверхностного информационного продукта. Вряд ли жителю Красноярска нужны общие рассказы о таежных отшельниках Лыковых, москвичу – сюжеты и статьи об истории существования Рогожской слободы. Но это отнюдь не значит, что люди не желают ничего знать о старообрядчестве и его последователях. Скажем, сюжет или статья журналиста, проведшего сутки на заимке Агафьи Лыковой, будет интереснее, чем банальный рассказ о феномене этой семьи. А если автор сумеет обратить внимание на какую-нибудь ранее не замеченную своими предшественниками деталь из жизни таежной отшельницы, можно считать, интерес аудитории обеспечен. Такой «изюминкой», думается, для столичного жителя может стать ярмарка староверческой продукции, которая проводится на Рогожском уже не в первый год. Главное – своевременно извещать о подобных мероприятиях журналистов, и быть готовыми уделять им внимание и давать грамотные комментарии, а не пускать по той же ярмарке в свободное плавание.
Один из телеканалов Екатеринбурга, ранее неоднократно рассказывавший о старообрядцах, сделал интересный режиссерский ход – темой сюжета стали… бороды и, разумеется, их носители. Староверы-безпоповцы с удовольствием рассказывали о своих бородах, о «достижениях» своих дедов и отцов, а также о том, как они ценят этот мужской атрибут и ухаживают за ним. В результате получился весьма оригинальный и содержательный сюжет.
Настоятели, председатели общин, активные прихожане – совершенствовать имидж староверия могут все. Община отметила годовщину регистрации, у храма намечается юбилей, в соседнем городе заложен первый камень в основание будущей церкви, в регионе создается еще одна община, а один из прихожан дожил до столетнего возраста – все это способно (и, добавим, должно!) стать поводом для обращения в редакцию СМИ посредством пресс-релиза или адресного звонка. Даже если обращение останется без ответа, расстраиваться не стоит – придет время (к примеру, когда наступит затишье в информационной среде) и журналист вспомнит о старообрядческом релизе, позвонит, а при необходимости приедет и найдет возможность рассказать о нужном для Церкви событии.
Церковно-старообрядческая проповедь в сегодняшних реалиях – это не столько декламация сути и истинности своей веры (у неподготовленной аудитории подобная информация может вызвать категорическое отторжение), не тотальное стремление «показать себя» по телевизору или дать интервью. Это, скорее, пиар-ходы вроде умелого создания информационных поводов, выпуска сувенирной продукции, собственного книгопечатания и появления адекватной (способной говорить на одном языке с читателем) периодики. Некоторые общины идут и того дальше – в Казани, к примеру, создан старообрядческий пресс-центр. Информация об этом появилась в Интернете еще в марте этого года. «Чтобы не было кривых толков и мифов, которые во множестве окружают старообрядчество», – объяснил этот факт настоятель Казанско-Покровского собора РПСЦ отец Геннадий Четвергов. Правда, о функционировании этого центра пока ничего не известно…
А частная инициатива столичного старовера Сергия Аветяна – выставка «Старообрядчество. Лица» в эти дни на устах у пишущей братии в самых разных уголках страны. Она обсуждается, посещается, о ней пишется – замечательный пример организации мероприятия и постоянного поддержания вокруг него положительного накала.
О «сувенирке», - так профессионалы коммерческой сферы называют продукцию, ориентированную на потенциальных клиентов (в нашем случае – ориентация на случайно зашедших в храм, на журналистов, на родных и близких постоянных прихожан), - разговор отдельный. Она сегодня должна стать визитной карточкой старообрядчества – это кружки с православной символикой, ручки, блокноты, пакеты, аудио- и DVD-диски, карманные и настенные календари. Еще 10-15 лет назад можно было по пальцам руки перечислить общины, самостоятельно печатающие настенный календарь для своего внутреннего потребления. Сегодня таких приходов десятки, причем издается продукция не только для себя, но и для тех общин, которые пока финансово не в состоянии «тянуть» подобные проекты.
- Если мыслить в ногу со временем, то делать сувениры необходимо, - убежден дизайнер-старовер, автор и администратор сайта «Семейские» Михаил Заиграев. – Если община хочет что-то заработать, такая продукция не будет лишней. Но, учитывая нашу малочисленность, сделать ее будет довольно сложно. Все дело упрется в спонсоров, которых надо разыскать, уговорить издать и заплатить за это. А потом в церковной лавке по себестоимости все будет распродано. Мол, как мы здорово календари делаем! Надо сказать, что эта продукция пока не очень популярна. Единственное, что лично я видел, это пакеты с нашей символикой в храме на Остоженке. Было приятно, когда книжку положили именно в такой пакет. Там, кстати, издают и настенные календари, и карманные. И очень качественно. И дизайн, и материалы хорошо проработаны. Видно, что работают профи.
По словам Михаила, хорошо в сфере издательства (учитывая полиграфию и творческий подход) работает Барнаул, Остоженская община и Александр Антонов (редактор ж-ла «Церковь» и альманаха «Во время оно»). Все остальные – самоучки, непрофессионалы, включая и издательский отдел РПСЦ. «Развивать это дело надо, но учитывая нашу инфантильность, сложно сказать, кто пожелает за это взяться и сможет ли потянуть», - подчеркивает Заиграев.
Хочется рекомендовать общинам не стесняться новин, но тянуться к ним, также как воскресным утром к старообрядческому храму тянется ручеек православных людей. Только осознав это, есть шанс стать той конфессией, к которой будут прислушиваться, мнением которой не пренебрегут, а то и поставят в пример другим. Жесткие условия рынка должны подтолкнуть активных деятелей Церкви к плодотворному взаимодействию со СМИ. А избалованные различными мероприятиями журналисты привыкли не только к фуршетам, но и к тому, что на сленге опытных рекламщиков и пиарщиков называется пресс-пакет. Уже помянутые ранее календарь, блокнот и ручка, протянутые при встрече журналисту (или розданные целой аудитории в ходе пресс-конференции или научной конференции в вузе), гарантированно обеспечат повышенный интерес к происходящему. Так уж повелось в этой среде. И плыть по течению таковой реальности, адекватно реагируя на эти не нами выдуманные процессы, значит, оставаться в постоянном информационном потоке.
Буклеты и справочные пособия, наравне с качественной сувенирной продукцией, являются нераздельной составляющей организации, в том числе и такой, как Старообрядческая Церковь. В ряде приходов сравнительно недавно стали появляться брошюры «Вы зашли в храм», текст которых реально направлен на человека, случайно или осознанно зашедшего в старообрядческий приход. Как его встретят и приветят здесь, чем заинтересуют – зависит от каждой общины. Если в лавке на него взглянет неприветливая старушка, да еще начнет тыкать пальцем и яростно шептать обидные слова, его приход к Богу может стать первым и, увы, последним. А вот если в притворе его встретят с поклоном, проведут до церковной лавки, вручат календарик (опять же не с фоторепродукцией иконы, а с адекватным снимком на лицевой стороне) и небольшой, но значимый сувенир, приходскую газету да еще упакуют этот дар в «фирменный» пакет – есть надежда, что человек вернется еще. И задержится.
…Уже приходилось встречать у староверов визитные карточки, где гордо повествуется – «прихожанин общины РПСЦ», а во время проведения в столице молодежных мероприятий участникам раздаются бейджы – карточки с именем-фамилией и городом проживания. Все это – наглядный пример того, как Православная Церковь заявляет о себе, не стесняясь новшеств и модных веяний. И боятся этого на местах, значит, отказываться от проповеди Старой Веры для современного общества, на которое уже нельзя воздействовать церковнославянским языком, кафтаном, бородой и лестовкой…
Максим ГУСЕВ |