Велия печаль угнездилась в сердце. Печаль о нас, старообрядцах. Как так получилось, что перестала рождать наша среда монахов, что трудно сыскать юношу, не мыслящего для себя иного пути, как священнический подвиг, или испытующего жажду по духовной грамоте? (Речь, естественно, не о церковно-славянском языке, им слава Богу, владеют многие молодые люди).
Что может быть причиной вот такой нашей оземлённости? Духовная сила, полученная нами в наследство от предков, перенёсших гонения, скитания, нужду, голод и холод за веру свою православную, нами уже растрачена? Может, память о наших предках переродилась в нас самих в некое подобие гордыни, в уверенность, что достаточно нам правильно креститься и бывать иногда на службах церковных, а большего от нас не требуется? Если родители так теплохладны, то какое духовное рвение может быть у детей? Земное тянет долу, и монастыри пустуют, и самое начальное учебное заведение – Духовное училище – угасает. И мы на это спокойно взираем.
Да, в монастыри Божии избранники идут. Что, Бог нас оставил? Или, может, нам нравится почивать на лаврах предков, а самим себя не утруждать высокими помыслами и целями?
Нам, похоже, и Духовное училище не по нраву. Откуда у нас, старообрядцев такое равнодушие, если не сказать резче? Неужели же нам не нужны православно образованные люди?
Посмотрите на современный мир. Он уже информационный, хотим мы этого или не хотим. Как не заблудиться в нём подрастающим детям, у которых родители зачастую толком не знают ни истории своей веры, ни, вообще, истории христианства, не понимают, куда катится мир и какие вызовы времени сейчас предъявлены нам?
Да, малограмотные духовно родители ребёнку своему помочь могут в устроении его земного благополучия. Но ведь и оно шатко без духовной основы. Есть, слава Богу воскресные церковные школы, духовные пастыри. Так вот, неужели приходскому священнику не хотелось бы, чтобы хоть кто-то из духовных чад окончил Духовное училище и вернулся к нему надёжным помощником? Не только как уставщик (уставу и сам священник может его успешно обучить), а главным образом, как преподаватель воскресной школы, как человек, который может быть востребован приходской молодёжью, у которой всегда много вопросов о религии и которой проще общаться со сверстником, чем с батюшкой. Или есть опасение, что «молодой да рьяный» выпускник ДУ начнёт «умничать»? Во-первых, умный и грамотный не станет «умничать». А во-вторых, он же находится под контролем у священника. Умный священник, лишённый замашек барина, только рад будет помощнику. Единение во Христе ведёт к взаимопониманию.
Если священство что-то не устраивает в работе училища, священство же должно посодействовать изменению к лучшему. Не устраивают преподаватели – пусть подыщут других или сами пойдут в преподаватели по возможности. Для этого, конечно, надо подсуетиться. Не устраивает трапезная или бытовые условия учащихся – тоже можно оказать свою помощь советом или ещё чем-то. Но нельзя обрекать единственное учебное заведение старообрядцев Московской митрополии на умирание. Это будет не только прискорбно, но иным словом как «позор» и не назовёшь.
А ведь к этому потихоньку подталкивают разные «доброхоты». Вот и нынешним летом некий пачкун на форуме в интернете очернил ДУ, походя оскорбив девушек училища. Диверсанты всегда засылались в крепость, которую надо взять, и всегда будут засылаться. Наша же задача не позволять им одерживать над нами победы.
Или, может, времена таковы, что и монастыри не нужны, и учиться молодёжи не надо? Кто-то сказал, что пора отправляться в пустыню? Хотя и об «электронном концлагере» не мешало бы подумать. Почему-то наше священство то ли само не озабочено его перспективой, то ли нас бережёт от лишнего волнения.
Вот так, невесёлые мысли рождают невесёлые вопросы.
И откуда только такая молодёжь? Остальное-то всё удивительно ладно. И отцы духовные - прямо не отцы, а старцы духоносные (вот какой только дух от них веет - большой вопрос) и священство на заглядение, и люди точно знают в чём их "верие", а не в чём "обрядчество". Да и всё остальное хорошо, вплоть до поздравлений мусульман в день рождения Мухамада.
Вот только молодёжь подкачала. Не в отцов, так сказать, не в дедов. (Это не беда, что деды под дуду купцов окружников поворачивались, да их друзей-вдохновителей, а отцы идеалы ОП в жизнь воплотили и староверие в старообрядчествующее никонианство превратили.)
Молодёжь-то в заезжего молодца, видно. Вот и печаль велия.
Но это не беда. Погорюет Павла, погорюет и опять под благословение к старцу некорыстному. Ничего, что у того ещё бараний жир от мусульманского застолья на деснице не остыл. (Выражаюсь фигурально и вполне допускаю, что конкретно у этого "старца" Павла никогда не благословляется, а только у его сомолитвенников).
Ну взгрустнула барышня, имей снисхождение, понятно: времена бездуховные, родители теплохладные, молодежь опаздавшая…
При этом, все же в наличии имеются: 1). Крепость, которую диверсантам надо взять. 2). Священники, лишенные замашек барина, - ее необоримую стерегут! И прочее и прочее из всего выше означеннаго.
Мне вот только интересно: скажем, когда слепые ведут слепых, это известно, - яма, пропасть, овраг или поля с граблями и криками предшественников-многопроходцев «Помогите….Спасите!», или миражи в духовной пустыне, это ясно.
А вот, когда устремление творить волю Христа заменяется подконтрольностью иерею, что бы там он не говорил или делал (это же все таки, как правило, люди-то добрые и милые, хорошие же, свои, такую овцу и обидеть-то непослушанием как то…), или когда мы не мыслим себя вне государственной системы, вне мира, в таком случае, что будет? Пни да каряги с болотами уже и не нужны становятся вовсе.
И всхлипывания проносятся в памяти словно поглащаемый тишиною крик… «Ехали мы ехали и наконец приехали?»
А что дальше?
«Младенец дремлет в полузабытьи, Корона, трон и скипетр готовы, Назначен срок, отмерены пути, И дело свое знают мышеловы…»
Золоченный Вавилон растет, возводится трон, и это трон для него … Для того, кому передаст дракон всю свою силу и престол и великую власть, и будет дивится вся земля следя за ним и поклонятся ему говоря: «кто подобен сему? и кто может сразится с ним?» Кто верит в плен, кто сам в плену, тот поведет только в плен.
А пребывать в печали велией или возмущенно недоумевать можно сколь угодно долго, "на скорость то не влияет", как говорится. Привыкайте господа, привыкайте и дальше. Вагончик едет, места согласно купленным билетам, а откосов на всех хватит. Машиниста все равно не видно, главное, - едем ведь…
Роман, можешь пояснить вот эти свои слова: "...Вагончик едет, ... Машиниста все равно не видно, главное, - едем ведь… " Получается, вроде (?), и ты вместе с нами едешь... Или это не так ?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]