Главная » 2009 » Ноябрь » 7 » Молдавские ведомости: Село русских староверов Покровка: традиции и современность
20:14
Молдавские ведомости: Село русских староверов Покровка: традиции и современность
Сначала о месторасположении Покровки. Находится село на севере Молдовы, в восьми километрах от Днестра, в Дондюшанском районе, в 10 километрах южнее Атак. Покровка одно из 24 молдавских сел полностью с русским населением, возникло в конце XVIII века, 150 лет назад в праздник Покрова, отсюда и его название. В те времена староверы - жертвы церковного раскола, бежали из России в Буковину и за Дунай. Некоторые осели в Бессарабии. Так семнадцать семей и одна вдовица - остатки разгромленного староверческого скита, обратили внимание на залежные земли местного помещика Богоша - 350 десятин, которые были ему не к чему - землю покрывали овраги и кустарник.

Беглецы предложили Богошу 7 тысяч рублей серебром, большие по тем временам деньги. Помещик почесал бороду, подумал и затребовал 10 тысяч. После долгого торга сошлись на 8,5 тыс. Староверы, к которым позже присоединились другие беглецы, жили в Покровке замкнуто, своей общиной, много и тяжело работая. Поселенцы жили замкнуто, стараясь самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Изредка бородатые и молчаливые староверы появлялись на базарах Сорок и Атак, покупая то, что не могли произвести сами.

 
 
Замкнутость, следование канонам своей веры и сложившимся традициям, наложили прочный отпечаток на жизнь села. Покровка до сих пор живет общиной. При сельской примэрии собирается совет старейшин из 10 человек. Примэрия представляет государственную власть, а совет старейшин следит за нормами религиозной нравственности, сложившейся в селе. Хотя устои жизни староверов с конца 60-х годов прошлого века ослабли и изменились, но сложившиеся религиозно-этические нормы дают о себе знать. Например, совет следит, чтобы после свадьбы молодые не жили с родней. Родители жениха должны построить молодым дом. А родители невесты приобрести убранство для жилья и бытовую технику. И то, и другое требует больших финансовых вложений, поэтому количество детей в семьях современных покровских староверов - городское. Как говорит молодая покровчанка Светлана Латышева, один ребенок - в самый раз.

Эта традиция - сразу отделять молодоженов, идет испокон веков, а вот свою пару последние сорок лет молодые люди выбирают сами. Как рассказывает Евдокия Замфир, директор покровской школы, историк по образованию и летописец села, раньше сами родители выбирали пару своим детям. Свататься приходили ночью. А утром молодые узнавали, с кем проведут всю жизнь.

Полина Рыльская, одна из первых нарушила сложившиеся обычаи. 40 лет назад, в 1968 году, она первая из покровских девушек захотела выйти замуж по любви. Неслыханное дело! Скандал на все село. Возмущались не только старики. "Мои подружки, перестали со мной общаться, на свои свадьбы не звали", - говорит Полина Исидоровна. Когда атака традиций стала невыносима, Полина Исидоровна просто сбежала из села. Все-таки она отвоевала право создать семью с любимым человеком, получить образование и заниматься любимым делом. Сегодня она преподает математику в Покровской средней школе.

А Борис Ганган - человек пришлый. Его направили в село 25 лет назад преподавать музыку в местной школе. Тогда Борис Маркович был молодой неженатый человек. Семью создавать надо, приглянулась ему молодая покровская девушка. Он взялся было свататься, а не тут-то было. Родители невесты не против, она тем более: жених ей нравился - и музыкант, и пригож, но не старовер он - вот в чем проблема. И выдвинули родители невесты Борису Марковичу целый список требований. Самое простое из них - принять обряд по староверскому образцу, то есть перекреститься в старую веру. Борис Маркович с требованиями ознакомился, расстраиваться не стал, в староверы не пошел, и в летнюю ночь украл невесту. "Да, умыкнул, - рассказывали нам староверы старшего поколения. - Но ведь так, если любовь, то вера на второй план отступает. Оно-то, не правильно, но что делать? Любовь! Думаем, это такое воровство было: украденная невеста первая в дом Бориса прибежала. Он еле за ней поспевал. Ну и что плохого? Семья у них крепкая, двое детей. Дай им Бог долгих лет и счастья". Как Борис Ганган преподавал в Покровке музыку, можно написать отдельную статью - захватит сильнее детектива. Приехал в село, а преподавать некому: "Вы представляете? - рассказывает Борис Маркович. - Им нельзя петь под баян. Нельзя - и все тут"! Кое-как пристроился он при местном сельсовете играть на праздниках. Но оптимизма не терял, нес в детские массы музыкальную культуру. 25 лет труда увенчались успехом - в сентябре этого года местный хор "Долинушка", воспитанный Борисом Марковичем - семь женщин, уехал на песенный фестиваль в Латвию. "Там их очень хорошо приняли, - сказала Евдокия Замфир". Латыши удивлялись: староверы, из Молдовы, и так хорошо поете. А все Борис Маркович, его баян и упорство педагога.

Часть покровских традиций, связанных со свадьбой, отошли в прошлое. Но некоторые сохранились до наших дней, приняв и новые формы и традиции. В 1968 году впервые покровская невеста выходила замуж в фате. С тех пор так и повелось. А вот празднование самой свадьбы почти не претерпело изменений: утром, как положено - идут в церковь. Потом отправляются к невесте, которая обязательно собирает всех подруг - еще одна старая традиция. Затем венчание в церкви, из которой все отправляются в дом жениха, где и празднуют свадьбу.

Начинается праздник в час дня. Жених с невестой и сваты празднуют в одной комнате, женщины - во второй, а мужчины - в третьей. Свадьбы всегда празднуются в воскресенье, и первый танец принадлежит жениху с невестой. Потом в продолжение брачной церемонии молодожены со сватами несколько раз выходят и к гостям, и к танцующим. Традиционные блюда, подаваемые на свадьбе - борщ, лапша и мясо с солеными огурцами. Готовить лапшу к свадьбе - еще одна исконная покровская традиция. Лапшу, как здесь говорят, катают в доме невесты, причем сваха и крестная приходит со своей каталкой - тоже традиция. Кстати, о крестной. У покровских староверов считается, что родство по вере сильнее кровного родства. Если у парня и девушки из разных семей одни крестные, их потомки не могут создавать семьи до седьмого колена. А кровные родственники - до четвертого.

Ниже приведем рецепт мяса с солеными огурцами, блюдо действительно вкусное, но заметим, приготовить настоящее покровское блюдо вряд ли получится. Это как плов: рецепт прост, но по-настоящему приготовить его может только узбечка. Итак: соленые огурцы шинкуются и промываются, затем их откидывают в дуршлаг, чтобы стекла лишняя жидкость. Мясо тем временем отваривается. На жиру поджаривается томат, морковь и лук. Последнего должно быть очень много. Поджарка перемешивается отдельно с мясом и отдельно с огурцами. Потом в казане выкладывают несколько слоев, чередуя мясо - огурцы, и так - сколько получится. Затем все заливается бульоном и тушится на медленном огне.

Раньше свадьбы гуляли три дня - до вторника включительно. Связано такое празднование опять-таки с покровскими традициями: в среду и пятницу постные дни. Так что, какой хорошей не была свадьба, во вторник вечером она заканчивалась. Вообще, как праздновались свадьбы в Покровке, можно написать не то что отдельную статью, а монографию. Евдокия Замфир собирает материалы о жизни покровских староверов, и даже прочитала нам начальные страницы своего труда. Историк по образованию, она своего рода летописец традиций староверской Покровки, и хранитель местного музея. Он действует тут же, при школе. Старые, похожие на неуклюжие морские броненосцы, утюги, которые заполняли горячим углем. Церковные книги. Бытовая утварь, посуда, повседневная и праздничная одежда. За сохранность предметов можно не бояться: никто не украдет, не испортит. Евдокия Николаевна показывает нам музейную одежду, объясняет ее назначение и даже смысл каждого цвета вышивки. Представлена большая коллекция женских платков. Их экономные покровки вышивали цветами, но только в одном углу. Роскошный платок накидывался на плечи, а ярко расшитый угол шали украшал спину.

Традиции празднования свадеб красноречиво показывают матриархальный уклад Покровки. До конца 60-х годов прошлого столетия подружки невесты собирались на девичник. А жених - нет. Понятия "мальчишник" у покровских староверов никогда не было. И рождение ребенка празднуют только женщины. Сначала они идут в баню, а потом к новорожденному. Рождение нового старовера или староверки отмечают два дня. Традиционное угощение - чай и семечки.

Вообще в Покровке свои традиции чаепития - очень старые, очень церемониальные. Главный подарок невесте - самовар. Любой стол начинается с самовара, то есть в Покровке чай - это первое блюдо, начинающее обед или ужин, а не последнее.

Общинный уклад села проявляется и в такой традиции как клаки - ремонт или строительство дома. Мужчины приходят на два часа класть стены, месить раствор - в общем, стоить. Проявляется общинный уклад и во взаимопомощи. Когда после института Евдокию Замфир распределили в Покровку, она была молодой матерью - на руках двухмесячный ребенок. В первый же вечер к ним в дом пришла женщина: "Я слышала у тебя грудной ребенок? На, возьми", - и оставила свежие пирожки и кувшин молока. "Мне потом еще помогали, даже деньгами", - говорит Евдокия Николаевна. Александр Алтаев, отдыхавший в Покровке, подтверждает: "Это было необычно: утром смотрим то на лавке перед домом пластиковая бутылка козьего молока, то каравай хлеба, то фрукты. Покровцы приносили просто так, без денег. Так здесь принято".

Ушел в прошлое и мужской обычай отращивать бороды сразу после свадьбы. Бородки теперь отращивают после 50-ти. Для посещения церкви у мужчин сложился свой тип одежды: шляпа, подпоясанная рубаха-косоворотка и темный плащ. Мы случайно встретили двух староверов старшего поколения, возвращавшихся с церковной службы. "Эх, - сетовали они, пришли бы на службу, там столько было людей! Было с кем поговорить".


 
 
Мы сходили в церковь, уже пустую и тихую. Деревянная, она скрывает старую церковь. В утренней тени деревьев отчетливо выделялись белые восьмиконечные кресты церковного погоста. "У нас могильный крест ставят у покойника в ногах, - объясняла Светлана Латышева, - чтобы умерший мог подняться в день Страшного суда".
 
Когда будет Страшный суд, никто не знает, а жизнь тем временем меняется, даже у староверов: замкнутой общиной жить не получается, окружающий мир влияет на молодые умы, особенно посредством телевидения. Мы ждали транспорт на Кишинев, когда окницкий автобус привез молодых покровцев. Из него посыпала молодежь лет шестнадцати - мальчишки и девчонки в джинсах с низким поясом, короткие маечки и блузки, и не скажешь, что староверки.

Игорь Сафоов, Александр Алтаев

Молдавские ведомости, № 110 (1180), 27.10.2009
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2932 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]