Главная » 2012 » Март » 29 » Молитва и отдых в Крыму у храма РПСЦ
19:30
Молитва и отдых в Крыму у храма РПСЦ
Приглашаем желающих возобновить регулярные богослужения с возможностью создания базы отдыха при храме РПСЦ на берегу Азовского моря.

Контакты: Крым, пос. Курортное (Мама Русская), тел. +38 (095) 830-90-44, о. Владимир Ищенко
 
 
Первая Крымская информационно-аналитическая газета: Потомки единственной крымской общины староверов сохранились в Маме Русской

Совсем нетрудно представить, какую картину полтора века назад увидели люди, которые вышли на этот берег. И море Азовское такое же, как сейчас, с белыми барашками пены на мелководье, и степь, неизбалованная дождями, рыжеватая, с пологими холмами. Край земли, который одному может показаться беспросветной глушью, а другому — тихим уголком, самым лучшим местом на свете. Осанистые бородатые мужчины и женщины в скромной одежде и неизменных белых платочках добрались сюда, чтобы остаться навсегда. С них и началась история единственного в Крыму старообрядческого села — Мамы Русской, нынешнего Курортного Ленинского района.

Даже сейчас чуть ли не каждый его коренной житель может припомнить родственников, что жили «по старой вере». Хотя самих старообрядцев, придерживающихся принципов той самой жизни, осталось совсем немного, около двадцати человек.

Деревни-соседки

Только рано утром по воскресеньям и праздникам эта дверь открыта и изнутри слышно негромкое пение. Службу бабушки проводят сами — когда-то жил здесь дьякон, приезжали из других областей батюшки, теперь же обходятся своими силами. Сейчас трудно представить, что когда-то в этой небольшой церкви, на которой отмечен год постройки — 1913-й, собирались несколько сотен человек. Ольга Александровна Усатова, которую уважительно называют «старшей по храму», помнит, как во времена ее детства на службы приходило множество народа, живущего в Маме Русской.

…Кто и когда окрестил село Мамой Русской, уже никто точно не скажет. На поверхности лежит самое простое объяснение: мол, сразу почувствовали переселенцы, а точнее, преследуемые властью люди, что это место им родное. Как и хотели, на отшибе, далеко от городских соблазнов, да и море не даст пропасть с голоду. На самом же деле в описании Крыма 1784 года, когда он только-только стал частью Российской империи, в одном из керченских кадылыков (так называлась тогда административная единица, нечто вроде нынешнего района) значилась деревушка Мамат. Понадобилось немного времени, чтобы ее название стали произносить по-новому — Мама, и под таким именем она уже проходит в ведомостях о казенных волостях 1829 года.

Вот неподалеку от нее, на самом берегу Азовского моря, и обосновались старообрядцы, причем до сих пор в рассказах старожилов проскальзывает упоминание, что «землю уступили татары», то есть с жителями Мамы, видимо, вели какие-то переговоры, связанные с возникновением нового поселения. А когда первые домики вытянулись вдоль берега, находящиеся рядом села получили по второму слову в названии, чтобы можно было отличать их друг от друга: Мама Русская и Мама Татарская, так они уже значатся в списке населенных мест Крыма 1864 года.

«Старообрядцы пришли с Поволжья, — рассказывает Ольга Усатова. — Рассказывают, что в первую очередь выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша. Внутри одна большая комната, перегороженная занавесками. И ничего, не жаловались на тесноту, хотя семьи были очень большие, детей по пять, семь, а то и десять. Места здесь безводные, так что не пахали и даже огородов не держали. В нескольких километрах отсюда была деревня Кез, вот там выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу».

Жили долго и счастливо

В те времена у берегов Азова мудрено было не прокормиться, пусть даже рыба, как в сказках, не лезла сама в сети, но море было намного богаче. У поволжских староверов рыболовство было одним из привычных промыслов, поэтому в Крыму они им же и занялись, добывая на продажу благородную осетровую рыбу. Ее сдавали рыбопромышленникам — как правило, тоже своим, из старообрядцев.

Самые пожилые жительницы нынешнего Курортного вспоминают, что на выручку всего от одного такого улова семья могла жить… целый год. Впрочем, требовалось-то совсем чуть-чуть: немного покупной провизии, разная хозяйственная мелочь, ткань на одежду. Женщины по праздникам даже щеголяли в кашемировых юбках и батистовых кофточках. Кстати, жители Мамы Русской отмечены были долголетием: чуть ли не каждая вторая женщина дотягивала до столетия. Мужчины до такого почтенного возраста доживали реже, но только потому, что работа у них была тяжелая и опасная, нет-нет да и пропадали в море рыбаки. А секрет долгожительства здесь простой: ни табака, ни алкоголя староверы не признавали, блюли посты, в том числе мясопустные среды и пятницы, жить старались в согласии и покое.

Община была замкнутой, жен и мужей искали в основном среди односельчан. «Мне бабушка рассказывала, что ее замуж отдали в 14 лет, — говорит Ольга Усатова. — Ее пришли сватать, а она в уголочке сидит, в куклы играет — вот такая невеста. А в 15 лет у нее уже дочка родилась».

Бабушки, последние члены старообрядческой общины, нынче жалуются на то, что уже многое забыто — от старинных песен, которые им пели в детстве, до подробностей незамысловатой здешней жизни в прошлом веке. Но вот начинают перебирать фамилии, вспоминать, кто из жителей кем кому приходится, кто из ранних поселенцев, а кто приехал позже — и кажется, что невидимыми ниточками опутано все село, что все его жители связаны одной общей историей Мамы Русской.

В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, еще помнят фамилию богача-старовера Дырина, который на свои деньги в начале прошлого века выстроил здесь настоящую каменную церковь, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем похвастать могло далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза…

Потеря

Щедрым подарком благодетеля, выстроившего церковь, общине пользоваться довелось недолго. Село хоть и было на отшибе, но и сюда добралась советская власть, а вместе с ней воинствующий атеизм. В церкви устроили клуб, а позже, во время войны, когда в Маме Русской появились оккупанты, храм лишился крыши — ее содрали, чтобы прикрыть блиндажи. «Здесь рядышком старушка жила, тетя Ксения, так она смогла вынести и спрятать кое-какую церковную утварь у себя в доме, — вздыхает Ольга Александровна. — Евангелие старинное, разные украшения, икон много было…»

Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое уже пережили. У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было — старинная церковная утварь, все, что удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего — он родился и жил здесь. Гроб сопровождали родственники и какие-то знакомые, среди которых были молодые люди из тех, кто стремится стать хозяином жизни и не очень разборчив в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, но уже, конечно, современные, а те — старинные, традиционного письма — сгинули безвозвратно.

Да и сама маленькая старообрядческая община, единственная на весь полуостров, уменьшается с каждым годом. Уходят старики, а их сыновья и дочери давно перебрались в другие места. А молодые не очень-то интересуются тем, как жили их прадедушки. «Время сейчас другое, — оправдываются они. — Чтобы выжить, крутиться надо, ни на что времени нет».
Больше шестидесяти лет назад село переименовали в Курортное, как бы авансом «прописав» ему такое будущее. И сейчас мало кто сомневается, что все больше людей с каждым годом будут приезжать сюда. А оно все еще остается для старожилов Мамой Русской — пока живут в нем люди, помнящие тесноту в храме, тяжесть старинных книг, обрывки рассказов «о том, как было раньше».
 
Н.Якимова
 
2008 г.
 
 
Категория: Новости из общин | Просмотров: 1442 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 5
1 Олег_Хохлов  
0
В брошюре "Деловые предложения старообрядцев", верстка которой почти завершена, а вскоре и на сайте этого проекта http://www.molodoj.ru/classifieds-list/ будет специальный раздел Молитва и паломничество, где можно будет узнать координаты старообрядческих монастырей и уголков вроде описанного выше.

У кого есть аналогичные новые предложения - пока не поздно добавить.

В МамУ Русскую последние два года летом ездила группа из Москвы. Священник там на 2 удаленных прихода один.

Олег Хохлов

2 Евгений_Иванов  
0
Очень хорошее предложение. Тем более, что это Украина, где не судят за оскорбления "святейшего патриарха" Кирилла. При всех моих идейных разногласиях, признаю, что Олег молодец. Очень дельное предложение. Но РПСЦ - это без пяти минут РПЦ. Хотя, Бог милостив. Может и ускользнут вместе с Украиной от путинских сетей.

3 САП  
0
http://s57.radikal.ru/i158/1203/dc/ac30558521a4.jpg

Туда на грязи ездят (оз.Чокрак)

Ценник примерно такой:

http://pantikapei.ru/otdyx-v-kurortnom-kerch.html

4 Евгений_Иванов  
0
Москвичам многое по карману. А староверие в о многом перефирийно. Если бы я был в РПСЦ, я бы очень сильно поддержал. За последние 12 лет - самый дельный проект, даже лучше, чем Селиваниха. Новости из Белгорода страшные: голосовать на автобусах, РПЦ себя КПСС возомнила и прочие "радости".

5 Олег_Хохлов  
0
Появилось обновление информации:
Желающие поехать в пос.Курортное (Маму Русскую) могут координировать свои действия с Трофимовой Ларисой, чья мама постоянно проживает в непосредственой близости от храма. тел (8-10) 38 (095) 498-80-60

Данные будут в деловых предложениях. Кстати я нашел частную старообрядческую клинику-стационар в Одесской области, специализирующуюся на болезнях опорно-двигательного аппарата. При ней руководитель достраивает храм РПСЦ во имя св.Пантелеймона.

Наши есть в Севастополе и Симферополе.
В Сочи в Лазаревском есть старообрядческая гостиница на берегу моря... На Алтае создается поселение... И это только то, что узнал я (а можете и вы - на сайте http://www.molodoj.ru/ и брошюре Деловые предложения старообрядцев, которую сегодня ночью отправляю в типографию. На Жен-Мироносиц ее будет с избытком).

А сколько мы всего не знаем - даже трудно представить : )

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]