Доношение священства и прихожан села Павлова от 12 мая 1863 г. Освященному Собору о несогласии их принять Окружное послание - один из первых коллективных откликов на подписанное в феврале 1862 года Окружное послание.
Христиане подробно, пункт за пунктом, разбирают Окружное послание, показывая, почему именно они не могут принять его. Интересно, что в Доношении нет ни слова о тех тетрадях с "безпоповскими мудрованиями", против которых якобы и было направлено Окружное послание. И это свойственно не только Доношению, но и всей полемической литературе как первых несогласных с Окружным посланием, так и противоокружников. Складывается ощущение, что якобы имевшие широкое хождение тетради - всего лишь повод для обнародования мнений, высказанных в Окружном послании, но отнюдь не причина появления Окружного послания.
Похоже, старообрядцы из Павлова четко уловили истинный смысл Окружного послания, указывая: "Надо думать, что сие мудрование и нововведение написано было не для спасения душ христианских, а для угождения духовным и светским властям".
Истинный смысл Окружного послания был понятен и представителям господствующей церкви. Так, автор "Очерка истории поповщины с 1864 г.", в качестве приложения к которому было опубликовано Доношение павловских старообрядцев, К.Н.Николаев, характеризуя Окружное послание, указывал, что оно есть "явный шаг Старообрядца к присоединению к Православию" (Очерк истории поповщины с 1864 г. - Москва, 1865, с.12). Под Православием он, естественно, понимает господствующую греко-российскую церковь. Показательна также характеристика противников Окружного послания, данная К.Н.Николаевым. "На стороне противников Окружного послания остаются только подонки Старообрядчества", - пишет он (там же, с.12). Очень показательная характеристика из уст никонианского миссионера.
Еще откровенее в своей оценке Окружного послания был небезызвестный проф.Н.И.Субботин. Он указывал, что составители Окружного послания отказываются не от "безпоповских мудрований", а от "мудрований первых расколоучителей" - Аввакума, Феодора, Авраамия, «почитают православную церковь» и переходят на сторону всех «верноподданных сынов России».
|