8 ноября Научная библиотека Бурятского государственного университета имела честь принимать у себя в гостях представителей Русской Древлеправославной Церкви – Владыку Сергия, епископа Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви, настоятеля Тарбагатайского храма отца Сергия (Палия), а также председателя Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятии Михаила Александровича Харитонова, сообщает сайт БГУ.
Древлеправославие (старообрядчество) – общее название русского православного духовентваи мирян РПЦ, которые не приняли церковные реформы патриарха Никона, проведенные в середине XVII в., и стремились сохранить церковные установления и традиции, характерные для древней Православной церкви.
Старообрядчество делится на две митрополии - «поповцы» и «беспоповцы» (беспоповцы не имеют священства и епископата, следовательно, не могут иметь митрополита и митрополии - прим. "Самарского староверия"). В Бурятии представлены и те и другие.
«Поповцы» делятся еще на два течения. Белокриницкая церковь, народное название «австрийские», а официальное – Русская Православная Старообрядческая Церковь. Епархию именно этой церкви возглавляет епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Патермуфий, его резиденция находится в Хабаровске.
Другое направление - это Новозыбковская церковь - «беглопоповцы» или Русская Древлеправославная церковь. Ее возглавляет епископ Сергий, окормляющий паству на территории Восточной Сибири и Забайкалья, с резиденцией в Улан-Удэ.
Есть в Бурятии и «беспоповцы», у них нет своего епископа и иерархии, всеми вопросами веры у них ведают грамотные старики – «уставщики». «Уставщики» есть во многих селах и их, прежде всего, волнует правильность веры.
Особенностью старообрядчества в Бурятии является то, что оно функционирует в условиях поли- и этноконфессиональности. Старообрядчество, ставшее заметным явлением России с последнего десятилетия XX в., представляет собой культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно обнаружить на всем протяжении истории Бурятии.
Процесс сохранения и развития культуры старообрядцев (семейских) осуществляется во многих направлениях: в религиозной деятельности, в сохранении уникального наследия традиционной материальной и духовной культуры семейских.
Гости посетили читальный зал библиотеки, отдел внедрения информационных технологий, электронный читальный зал, где им были показаны электронные ресурсы библиотеки, базы удаленного доступа и др. Больше всего, конечно же, заинтересовал гостей отдел редких и особо ценных изданий, где с неподдельным интересом уважаемые гости ознакомились с коллекцией рукописных и печатных старообрядческих изданий.
Представителям Русской Древлеправославной Церкви не пришлось подробно рассказывать о каждом находящемся у нас на хранении издании. Напротив, Владыка Сергий сам поведал много интересного о каждом экземпляре, подчеркнув содержание, материальную и духовную ценность каждой книги в отдельности. Были отмечены Шестоднев (Шестодневец) Единоверческий типографии (издание третьей четверти XIX в.), Устав Иерусалимский Московской Единоверческой типографии Свято-Троицкой Введенской церкви, (1898 г. (7407)), а также старообрядческая рукопись Псалтырь конца XIX – начала XX вв. и др., статьи которых переписывались из старых славянорусских сборников и часто использовались не только в богослужениях, но и в обыденной жизни, помогая понять и объяснить старообрядцам их окружающий мир.
Двухсотлетняя местная книжно-рукописная традиция, тесные связи с другими старообрядческими центрами, широкое распространение грамотности и наличие сохранившихся больших книжных собраний отражает высокий уровень духовного просвещения в старообрядческой среде Забайкалья.
Нам, хранителям редких и особо ценных изданий, было сказано о том, что подобные книги по сей день используются в богослужениях в старообрядческих церквях. Приятно осознавать, что и мы можем соприкасаться с памятниками народной культуры прошлого, настоящего и будущего.
Также Владыку Сергия заинтересовал вопрос о практическом использовании данных изданий в работе со студентами и читателями нашей библиотеки. Выслушав наши объяснения о том, что студенты учатся, и могут отличить старообрядческое издание от подобного рода старинных изданий, а также смогут подробно описать книгу и дать ей научную характеристику, Владыка Сергий искренне поблагодарил за благое дело и пожелал удачи в нашем «богоугодном» деле.
Кушнарева Л. Л., к. филол. н., зав. Отделом инновационных технологий и культурно-исторического просвещения Научной библиотеки БГУ
|