В субботу, 29 октября 2011 года, Невьянский государственный историко-архитектурный музей совместно с частным музеем «Невьянская икона» при поддержке министерства культуры и туризма Свердловской области открыл выставку «Невьянская икона».
Нерядовое для уездного городка событие и гостей собрало немало – ученые и староверы всех согласий, музейные работники и просто горожане осмотрели новую для Невьянска экспозицию «родных», по сути, икон, а потом обсудили насущные проблемы, связанные со старообрядчеством и иконописью.
В рамках открытия выставки прошла научно-практическая конференция «Шестые Невьянские исторические чтения», посвященная невьянской школе иконописи, где обсуждались проблемы комплексного исследования Невьянского края, ставшего для Среднего Урала заметным туристическим центром, а ранее бывшим центром старообрядческим.
На мероприятии побывали не только представители местной общины староверов-часовенных, но и гости из екатеринбургской общины Древлеправославной Поморской Церкви, а также старообрядцы РПСЦ из Невьянска, Екатеринбурга и Режа. Примечательно, что невьянскую общину РПСЦ представляла председатель Екатерина Ощепкова и ее соратник, активист Мефодий Тюкин.
Начало экскурсии - Ройзман рассказывает о каждой иконе
Рассказы слушают десятки людей
Внимание прессы говорит о значимости
Газета "Община" заинтересовала гостей-невьянцев
Со вступительным словом на открытии самой конференции, уже после осмотра экспозиции, выступил директор Невьянского государственный историко-архитектурного музея А. М. Малютин.
Экспозицию «Невьянской иконы» представил коллекционер и исследователь иконы, почетный академик академии художеств России Евгений Ройзман. Именно благодаря ему, при активном содействии Андрея Козицына, генерального директора Уральской горно-металлургической компании, удалось реализовать идею с открытием музея в самом Невьянске.
Вот как описал ситуацию Евгений Ройзман в своем Интернет-блоге…
«Невьянск есть, музей есть, а невьянских икон в музее нет. Несправедливо. И я, когда, несколько лет назад понял, что я точно сделаю музей в Невьянске, пришел к Андрею Козицыну, и говорю: - Музей делать надо. Но мне одному не потянуть. А он говорит: - Давай вместе сделаем. А я обрадовался и говорю: - Давай!»
Первый докладчик - Евгений Вадимович Ройзман
На заднем плане - представители общины РПСЦ
Доклад не вызывает уныния - заслушаешься
На трибуне - замминистра культуры и туризма Свердловской области Олег Губкин
Впервые идею открыть музей Ройзман озвучил в августе. Тогда казалось, что реализовать проект за короткое время не удастся. Однако реальность оказалось иной – вот бы и старообрядцам научиться вести такую же активную (но не показную) деятельность, чтобы обращать на себя внимание общественности!
Перед открытием конференции экскурсию по экспозиции провел сам Евгений, а затем он же выступил с докладом «Невьянская икона – которую мы потеряли».
- Невьянская иконопись – это событие и целый культурный пласт в истории не только Урала, но всей России, - подчеркнул он мысль, которую уже не раз озвучивал. – Невьянская школа иконописи, плоть от плоти старообрядческая, вобрала в себя все самое лучшее от школ западной и центральной России, и частично даже от Западной Европы, во многом благодаря переселенцам, оседавшим на Уральских землях с XVI века. К началу XIX века Невьянская икона обрела свое неповторимое «лицо».
В то же время коллекционер напомнил, что невьянскую икону – шедевр русской культуры – постигла трагическая судьба. Бедственные события начались с пожаров, которые происходили в Невьянске в XIX, с методичной последовательностью уничтожали как частные собрания, так и иконостасы в часовнях и храмах. Невосполнимый урон нанесли собранию икон и Невьянской иконописной школе времена советской власти, которая методически уничтожала все атрибуты христианской православной веры в России на протяжении восьмидесяти лет.
Невьянская икона - теперь и в Невьянске
Интерес к экспозиции не праздный - ученые до сих пор изучают феномен иконописи
Три месяца назад здесь был склад - теперь современный музей
С возникновением частного музея «Невьянская икона» в Екатеринбурге, открытом в конце девяностых, чудом сохранившиеся иконы невьянского письма стали возвращаться на Урал не только из других регионов России, но и из дальнего зарубежья. Возродится ли школа невьянской иконописи – вопрос риторический, но наследие прошлого сохранено будет наверняка.
Подробный рассказ о ходе мероприятия, о ранее незизвестных деталях уникального феномена старообрядчества и о том, чем Ройзман обещал содействовать невьянской общине РПСЦ, вот уже пять лет строящей в городе свой храм, – в одном из ближайших выпусков уральской газеты «Община».
Сергий ПАНОВ
Фото Максима ГУСЕВА |