Главная » 2011 » Октябрь » 31 » Невьянскую икону показали на родине. Идея коллекционера Е.Ройзмана нашла понимание у гендиректора УГМК – и, наконец, проект реализовали
09:07
Невьянскую икону показали на родине. Идея коллекционера Е.Ройзмана нашла понимание у гендиректора УГМК – и, наконец, проект реализовали
В субботу, 29 октября 2011 года, Невьянский государственный историко-архитектурный музей совместно с частным музеем «Невьянская икона» при поддержке министерства культуры и туризма Свердловской области открыл выставку «Невьянская икона».
 
Нерядовое для уездного городка событие и гостей собрало немало – ученые и староверы всех согласий, музейные работники и просто горожане осмотрели новую для Невьянска экспозицию «родных», по сути, икон, а потом обсудили насущные проблемы, связанные со старообрядчеством и иконописью.
 
В рамках открытия выставки прошла научно-практическая конференция «Шестые Невьянские исторические чтения», посвященная невьянской школе иконописи, где обсуждались проблемы комплексного исследования Невьянского края, ставшего для Среднего Урала заметным туристическим центром, а ранее бывшим центром старообрядческим.
 
На мероприятии побывали не только представители местной общины староверов-часовенных, но и гости из екатеринбургской общины Древлеправославной Поморской Церкви, а также старообрядцы РПСЦ из Невьянска, Екатеринбурга и Режа. Примечательно, что невьянскую общину РПСЦ представляла председатель Екатерина Ощепкова и ее соратник, активист Мефодий Тюкин.
 
 
 

Начало экскурсии - Ройзман рассказывает о каждой иконе
 
 

Рассказы слушают десятки людей
 
 

Внимание прессы говорит о значимости
 
 

Газета "Община" заинтересовала гостей-невьянцев
 
 
Со вступительным словом на открытии самой конференции, уже после осмотра экспозиции, выступил директор Невьянского государственный историко-архитектурного музея А. М. Малютин.
 
Экспозицию «Невьянской иконы» представил коллекционер и исследователь иконы, почетный академик академии художеств России Евгений Ройзман. Именно благодаря ему, при активном содействии Андрея Козицына, генерального директора Уральской горно-металлургической компании, удалось реализовать идею с открытием музея в самом Невьянске.
 
Вот как описал ситуацию Евгений Ройзман в своем Интернет-блоге…
 
«Невьянск есть, музей есть, а невьянских икон в музее нет. Несправедливо. И я, когда, несколько лет назад понял, что я точно сделаю музей в Невьянске, пришел к Андрею Козицыну, и говорю:
- Музей делать надо. Но мне одному не потянуть.
А он говорит: - Давай вместе сделаем.
А я обрадовался и говорю: - Давай!»
 
 
 
 
Первый докладчик - Евгений Вадимович Ройзман
 
 

На заднем плане - представители общины РПСЦ
 
 

Доклад не вызывает уныния - заслушаешься
 

На трибуне - замминистра культуры и туризма Свердловской области Олег Губкин
 
 
Впервые идею открыть музей Ройзман озвучил в августе. Тогда казалось, что реализовать проект за короткое время не удастся. Однако реальность оказалось иной – вот бы и старообрядцам научиться вести такую же активную (но не показную) деятельность, чтобы обращать на себя внимание общественности!

Перед открытием конференции экскурсию по экспозиции провел сам Евгений, а затем он же выступил с докладом «Невьянская икона – которую мы потеряли».

- Невьянская иконопись – это событие и целый культурный пласт в истории не только Урала, но всей России, - подчеркнул он мысль, которую уже не раз озвучивал. – Невьянская школа иконописи, плоть от плоти старообрядческая, вобрала в себя все самое лучшее от школ западной и центральной России, и частично даже от Западной Европы, во многом благодаря переселенцам, оседавшим на Уральских землях с XVI века. К началу XIX века Невьянская икона обрела свое неповторимое «лицо».

В то же время коллекционер напомнил, что невьянскую икону – шедевр русской культуры – постигла трагическая судьба. Бедственные события начались с пожаров, которые происходили в Невьянске в XIX, с методичной последовательностью уничтожали как частные собрания, так и иконостасы в часовнях и храмах. Невосполнимый урон нанесли собранию икон и Невьянской иконописной школе времена советской власти, которая методически уничтожала все атрибуты христианской православной веры в России на протяжении восьмидесяти лет.

Невьянская икона - теперь и в Невьянске
 
 

Интерес к экспозиции не праздный - ученые до сих пор изучают феномен иконописи
 
 

Три месяца назад здесь был склад - теперь современный музей
 
С возникновением частного музея «Невьянская икона» в Екатеринбурге, открытом в конце девяностых, чудом сохранившиеся иконы невьянского письма стали возвращаться на Урал не только из других регионов России, но и из дальнего зарубежья. Возродится ли школа невьянской иконописи – вопрос риторический, но наследие прошлого сохранено будет наверняка.
 
Подробный рассказ о ходе мероприятия, о ранее незизвестных деталях уникального феномена старообрядчества и о том, чем Ройзман обещал содействовать невьянской общине РПСЦ, вот уже пять лет строящей в городе свой храм, – в одном из ближайших выпусков уральской газеты «Община».
 
Сергий ПАНОВ
 
Фото Максима ГУСЕВА
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1207 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 Ольхович  
0
Уважаемые братья и сёстры! Уважаемые журналисты "Общины" и "Самарского староверия"!
Огромная благодарность тем, кто реализует проект "Невьянская икона", и тем, кто рассказывает о нём в прессе - вы сообща делаете священную работу по увековечиванию великих деяний наших предков и возрождению России.
Позвольте поделиться некоторыми, как отрадными, так и горькими размышлениями о прочитанном и просмотренном в этой публикации:
1 - Деяния и личность Евгения Вадимовича Ройзмана - ещё один красноречивый пример служения потомков Авраама, Исаака и Иакова Богу. Именно в этом истинное призвание еврея - быть везде, среди любого народа, в любой культуре - строителем, созидателем высоких вертикалей, возносящих человека ко Всевышнему. Работа, уже сделанная Евгением в исследовании, реставрации, музеефикации и популяризации Невьянской иконы - достойна и самой высокой похвалы, и высокой государственной награды.
2 - Из публикации, к сожалению, неясно - будет ли это временная экспозиция, или постоянно действующий музей? Отдельный музей или раздел в существующем музее Невьянска?
3 - Была ли на открытии пресса центральных СМИ России - или только местные журналисты? Совершенно очевидно, что это событие - не только местный праздник, но и общероссийское по глубине и значению.
4 - Огорчило, однако, проведение заседания в зале с советским красным знаменем (на 1 фото, где выступает Ройзман), а также всё ещё не снятое официальное название области "Свердловская". Пора очистить страну от энергий тоталитарного атеистического режима! (Предметы, конечно, не надо сжигать - но нельзя считать, что они "нейтральны" - проводить встречу в честь Невьянских икон рядом с советской символикой - недопустимо).
5 - Ещё очень огорчило и чисто бытовое: деградация в одежде. Ройзман - красивый молодой человек, но пришёл на такую встречу... в джинсах и красных кроссовках... как в спортзал... без понимания этикета музея, не говоря уж о традициях Русского народа и Старообрядчества. И ещё - как одеты (точнее - как раздеты женщины!!). Фигура на последнем фото (название "Три месяца назад здесь был склад...") - яркий пример безвкусицы (даже по современным меркам, ибо уже возраст не тот и фигура не та...). А по старообрядческим (да и просто обычным Русским обычаям) - просто бесстыдство. Если так невнимательна к одежде и не имеет почтения ни к музею, ни к иконе "интеллигенция" - чего тогда ждать от малообразованных людей, от молодёжи?..
6 - Огорчительно ещё - отсутствие на таком событии как представителей староверческого духовенства, так и духовенства РПЦ МП. Да, это не место для межконфессиональных споров или демонстрации чьей-то правоты - но общий праздник для всех, кто ценит и любит Русский народ и отечественное Православие.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]