Главная » 2011 » Октябрь » 26 » Николай Досталь: "Мы наступаем на те же грабли, что и в XVII веке – коррупция, раскол между властью и народом"
13:31
Николай Досталь: "Мы наступаем на те же грабли, что и в XVII веке – коррупция, раскол между властью и народом"
Народный артист России Николай Досталь в октябре побывал в Великом Новгороде на открытии фотовыставки «Староверы: образ Святой Руси», о чем писала интернет-газета «Ваши новости». Зрителю режиссер известен по таким работам как «Облако-рай», «Шура и Просвирняк», «Штрафбат», «Гражданин начальник», «Петя по дороге в царствие небесное». В сентябре телеканал «Культура» показал премьеру его двадцатисерийного фильма «Раскол». О работе над сериалом, параллелях между веком нынешнем и семнадцатым, а также о проблемах современного российского кинематографа и «киноперспективах» Новгорода рассказал Николай Николаевич в интервью «Вашим новостям».
 
Николай Николаевич, это Ваш первый визит в наш город. Что привело Вас в Великий Новгород?
 
– Меня пригласил отец Александр Панкратов, настоятель новгородского старообрядческого храма Иоанна на Витке. Во время показа «Раскола» по телевидению, после каждой серии, у себя в «Живом Журнале» он оставлял комментарии, вернее, замечания к картине, поясняя допущенные ошибки и неточности в передаче реалий XVII века. В итоге он просто по полочкам разложил мою картину. Ну, например, оказалось, что старообрядцы произносят не «Мария», а «Марья», или ударение где-то не так поставлено. И так он писал по каждой серии, при этом в целом отозвался о фильме положительно.
 
После показа двадцатой серии я даже подумал, что неплохо было бы, чтобы он сначала прислал эти комментарии мне лично. Но по большому счету не важно, хвалят или ругают, меня радует, что эту тему стали обсуждать, взбаламутили Интернет. Конечно, какие-то ляпы есть, но если подходить к этому фильму как к художественному произведению, где позволяются какие-то домыслы и отступления, это допустимо.
 
Потом мы созвонились с отцом Александром, он говорит – Приезжайте ко мне. Я говорю – На растерзание? – Нет, на прославление, – ответил он. По его просьбе я привез сюда руководителя информационно-издательского отдела Московской митрополии Старообрядческой Церкви Александра Антонова и благочинного Московской области иерея Леонтия Пименова из Орехово-Зуево, ему 75 лет, он старше патриарха Корнилия, и является очень уважаемой, наравне с патриархом, в старообрядческом мире фигурой.
 
– Как Вы пришли к мысли обратиться к теме Раскола?
 
– В процессе съемок фильма «Завещание Ленина», посвященного Варламу Шаламову, которого как писателя ставлю даже выше Солженицына, я обнаружил у него замечательную поэму «Аввакум в Пустозерске». И у меня как-то срифмовались фигуры двух этих страстотерпцев – Аввакума, 15 лет проведшего в Пустозерске, и Шаламова, который 15 лет отсидел на Колыме; одного сожгли, другой выжил как-то. А потом уже было встречное предложение от продюсеров снять большой фильм о расколе. Пригласили сценариста Михаила Николаевича Кураева из Петербурга, телеканал «Россия-1» заинтересовался.
 
– Каково Ваше личное отношение к этому неоднозначному явлению в истории нашей страны и к старообрядцам сегодняшним?
 
– Конечно, они хранители древней православной веры, и честь и хвала им, что сохранили то, что не сохранило большинство. Но мне жалко и Аввакума, и Никона, и Алексея Михайловича. Они все пострадали, кто-то больше, кто-то меньше: Алексей Михайлович умер своей смертью, Аввакум был сожжен, Никон скончался. Все они трагические фигуры своего времени, и мы не имеем право судить их.
 
Я человек православный, крещеный, но абсолютно невоцерковленный, редко хожу в храм, не соблюдаю пост. Мы хотели быть как бы «над схваткой» с автором сценария Кураевым. А он, замечу, вообще некрещеный, что для написания сценария, может быть, не так плохо, поэтому я сказал ему: «Вы будете как бы остраненным». А когда вышла картина, на мой вопрос, не пора ли, может быть, уже креститься, он ответил – А в каком храме? – То есть, у него уже была неуверенность, на чьей стороне истина…
 
– Вам хотелось вызвать у зрителя ассоциации с днем сегодняшним?
 
– Картина ассоциируется с современностью, хотя мы не снимали про сегодняшний день. Сама собой напрашивается мысль, что мы наступаем на те же грабли: коррупция, раскол между властью и народом, между богатыми и бедными, все то же самое. У нас есть такой постулат, который вредит нашей жизни – цель оправдывает средства. Вроде бы, благая цель была у Никона – «Москва – Третий Рим». Но какие средства – с помощью вырывания языка, сожжения. Так же было и в 20 веке: ради того, чтобы построить социализм и войти в коммунизм, все жертвы были хороши.
 
Я надеюсь, что каждый для себя что-то нашел в картине, что-то задело в ней и пробудило. Ведь она работает персонально с каждым зрителем, а не со всеми вместе. Я считаю, что искусство не может изменить жизнь, оно может изменить отношение к жизни, мировоззрение каждого отдельного человека. Это тот минимум, на который я могу рассчитывать.
 
– Сколько времени шла работа над созданием 20-тисерийной картины?
 
- Работа велась долго, полтора года Михаил Кураев по мотивам произведений Владислава Бахревского, «Жития протопопа Аввакума» и других исторических документов писал сценарий. Я помогал ему в написании сценария и за это время я успел снять фильм по его повести «Петя по дороге в Царствие Небесное». А съемки «Раскола» шли около двух лет.
 
Картина дорогостоящая, бюджет десять миллионов долларов, снимали по заказу канала «Россия-1», но показали фильм по каналу «Культура». У нас было много экспедиций – в Ростов Великий, Суздаль, Вологду, на Соловки. До Великого Новгорода не доехали, и внимательный зритель заметил, что Новгород снимали в Суздале, но таковы особенности кинопроизводства.
 
Ехать с двадцатью пятью автомобилями различного назначения и съемочной группой из ста человек ради одной сцены новгородского восстания очень дорого. Но и в сегодняшней Москве снимать Москву XVII века невозможно, в Кремле мы сняли только Благовещенский собор, все остальное за ее пределами.
 
– Теперь, когда вы побывали в Великом Новгороде, не собираетесь снимать когда-нибудь здесь?
 
- В вашем городе вполне можно снимать кино, как современное, так и историческое. Хотя у вас нельзя снимать просто провинциальный город N, будет видно, что это Великий Новгород. Если появится хороший сценарий, я с удовольствием бы поработал здесь.
 
– Насколько сложно сегодня запуститься с некоммерческим, авторским фильмом?
 
– Я делаю кино, чтобы его посмотрело максимально большое количество людей. А авторское оно или коммерческое, об этом не думаю. Должны быть разные фильмы. Картины, которые не имеют коммерческого потенциала – это общая беда нашего российского кино. Найти деньги сейчас неимоверно трудно. И даже те фильмы, которые, казалось бы, имеют этот потенциал, и то себя не окупают.
 
– На Высших Режиссерских курсах мастером у Вас был Георгий Данелия. Какое влияние на ваше творчество оказал режиссер-комедиограф?
 
– Я очень люблю этого человека. Период обучения на Высших Режиссерских курсах достаточно короткий. Георгий Николаевич не так уж много времени нам посвящал в силу того, что он режиссер снимающий и не может отдаться студентам целиком. Но все, кто у него учились, относятся к нему с большим пиететом, любовью и трепетом. Сценарий картины «Облако-рай» я получил с легкой руки мастера. У него тогда были какие-то другие планы и он позвонил мне и сказал: «Не хочешь снять фильм про Колю?» Он смотрит иногда наши фильмы, года два назад сказал мне, что посмотрел целиком мой «Штрафбат», лежа в больнице. Если говорить о жанре, я не снимаю комедии, за исключением фильма «Маленький гигант большого секса» с Геннадием Хазановым. Я просто приверженец того, что юмор должен быть в любой, даже самой драматичной картине. А самый трудный жанр, я считаю, это трагикомедия, – то, что снимал Федерико Феллини.

Автор материала: Арина Попова

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 927 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 Евгений_Иванов  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]