В одном из самых популярных еженедельников Самары опубликована иллюстрированная статья о семье настоятеля Самарского храма РПСЦ о.Димитрия Мартышина.
Простые истины и вечные ценности
«Институт семьи изжил себя», - приходится слышать от одних. «Но разве это возможно?! -говорят другие. - Ради чего тогда жить человеку, если у него не будет семьи». Какая должна быть семья? Кто и что - самое главное в семье? За ответами на эти вопросы мы отправились в гости к главе большой и дружной семьи - священнику Русской Православной Старообрядческой Церкви отцу Димитрию
Отец Димитрий в Самару приехал из Казани, когда в 2004 году в сане священника его направили на постоянное служение в самарский православный старообрядческий храм. Приехал он вместе с матушкой Ольгой и двумя детьми, ну а теперь по трехкомнатной арендованной квартире весело перекатывается «клубочек», состоящий из 6-летнего Романа, 5-летнего Арсения, 3-летней Анастасии. Время от времени подает голос младшенький - 8-месячный Алексей. Кто читает, кто рисует, кто кушает... падают, плачут, тут же смеются - в общем, живут своей счастливой детской жизнью.
Что удивительно, за все то время, что мы беседовали с батюшкой, в детском сообществе не возникло ни одной ссоры и уж тем более драки, кроме того, все детишки вели себя по отношению к взрослым очень уважительно.
Обретение пути
- Мои предки были православные старообрядцы, - рассказывает отец Димитрий. - Мы воспитывались в исконно русской православной семье, где из поколения в поколение поддерживались старообрядческие традиции. Но в то же время я вел обычную светскую жизнь: получал высшее образование в Казанском Авиационном Университете (Димитрий закончил факультет приборостроения). Работал по специальности в НИИ, занимался программированием на закрытом военном предприятии. Это была светская работа и способ заработать деньги.
Однако Димитрия всегда тянуло к более глубокому познанию вещей. Ходил паломником по святым местам России, участвовал во всех значимых для верующих православных праздниках, изучал духовные книги. И однажды наступил момент, когда нужно было сделать окончательный выбор: отдаваться ли полностью светской работе или пойти по пути духовного развития. И решение было принято.
- Я получил первую духовную степень чтеца, потом меня поставили в сан дьякона. А когда в Самаре верующие решили начать восстанавливать храм, меня направили сюда на постоянное служение в сане священника, доверив мне это святое дело.
Воспитание и образование
День всех членов семьи начинается с молитвы и заканчивается ею. Обязательна молитва перед едой и после нее. Что интересно, в доме отца Димитрия нет телевизора, хотя есть компьютер и Интернет.
- В свое время, когда я еще не был священником, я понял, что не могу полностью контролировать себя, я «проиграл» телевизору. Предположим, идет пост, а хочется посмотреть хотя бы новости или кино. Но в пост нужно воздерживаться от всего возбуждающего. Это было не просто. Тут мне в один момент стали понятны слова Христа: «Если тебя соблазняет твоя правая рука или твой глаз - вырви его и выкинь. Лучше уж тебе с одним глазом войти в царствие Божие, чем зрячему и с двумя руками быть брошенным в геенну огненную». И мы на семейном совете решили от телевизора избавиться. А компьютер я использую в основном для работы и для того, чтобы показывать детям мультфильмы (отечественные) и обучающие фильмы.
Старший сын пошел в этом году в обычную школу, но отец Димитрий не видит в этом ничего противоестественного: «Многие великие святые - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст - имели блестящее светское образование, что не помешало им получить и духовное образование. Я и сам учился в университете, и это мне очень помогает в деле восстановления храма. Дома мы читаем с детьми Новый Завет, рассказываем жития святых, смотрим познавательные передачи о Боге. Я надеюсь, что вера в их душах укрепится; мы постараемся, чтобы они не растеряли ее».
Конечно, родители понимают, что придет момент, когда сильно будет влияние сверстников... Трудности будут, это неизбежно, говорит батюшка, - в сегодняшней жизни много соблазнов, с которыми человек должен бороться. Но мы постараемся объяснить что эта бесконечная гонка ни к чему хорошему не ведет. Прежде всего, мы хотим им дать духовный стержень - благочестия, честности, целомудрия, верности. Чтобы они понимали, что без него они не будут счастливы. «Ищите, прежде всего, царствия Божия и правды его, а все остальное - приложится Вам». Вот формула, по которой христиане воспитывают своих детей. Но их больше учим, конечно, не призывами, а личным примером, это всегда действеннее».
В системе воспитания есть место и наказаниям: «Кто жалеет розги своей, ненавидит сына; а кто любит, с детства наказывает его. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его», - написано в Ветхом Завете, говорит батюшка.
- Мы наказываем больше словом, лишением чего-либо, но бывает, применяем и классический метод - ремень. Все дети разные: старшему сыну достаточно слов и моего возмущения, а вот младший у нас хулиганистый, слова на него не всегда действуют».
О смысле жизни
- Наверное, я не скажу ничего нового: смысл в том, чтобы научиться любить. Но любить не так, как это понимает современная молодежь. Ведь это понятие, прежде всего, духовное. Вспомним слова апостола Павла: «Любовь долго терпит. Любовь милосердствует. Любовь не завидует. Любовь не гордится, не бесчинствует». Нужно научиться любить, в первую очередь, Бога и соблюдать его заповеди. Во вторую - любить ближнего. Причем «ближний» - это не только наши родные, это каждый, идущий тебе навстречу. Я думаю, если человек научился любить, можно сказать, что он прожил жизнь счастливо и не зря.
Дом и семья
Что греха таить, сегодня многим из нас не хватает настоящей семьи, где царили бы любовь, понимание, уважение, было по-домашнему тепло и уютно, куда хотелось бы возвращаться каждый день.
- Для меня семья - это маленькая церковь, в которой, как и в храме, пребывает Господь. И семья должна помочь, в том числе и мне, спасти свою душу. Я спасаюсь, благодаря каждому члену моей семьи - приобретаю терпение, милость, любовь - те качества, которые присущи истине. Семью можно даже назвать инструментом, который «обтачивает» человека и делает его более совершенным.
Что же касается распределения ролей мужчины и женщины, то здесь отец Димитрий сравнивает семью с организмом: чтобы организм работал правильно, им должен управлять мозг - в данном случае, это глава семьи, мужчина. Женщина была дана мужчине Богом в помощницы (заметьте - не в служанки!). Но управлять семьей должен мужчина: «Горе мужу тому, которым руководит жена, и горе городу тому, которым руководят многие».
О выборе второй половины
Ольга и Димитрий познакомились в Казани, в храме. Она, так же, как и он, закончила ВУЗ. «Вместе пели на клиросе: батюшка на правом, я - на левом, - улыбается матушка, -так и познакомились». - Люди, желающие вступить в брак, должны четко понимать, что мужчину и женщину Господь соединяет (в таинстве венчания) только один раз, - рассказывает отец Димитрий, - а не так, как в принято в современном обществе: пожили гражданским браком и разбежались. Это смертный грех, и в православной семье это исключено. Хотя сегодня можно услышать страшные вещи: в некоторых местах церковь идет на то, чтобы развенчивать людей, хотя это противоречит священному писанию: «То, что соединил Господь, человек да не разлучает».
О детских болезнях
К болезням в семье священника тоже относятся по-особому. Если мы воспринимаем болезнь как досадную помеху и стараемся от нее побыстрее избавиться, то для верующих людей любой недуг - это прежде всего повод задуматься.
- Были моменты, когда мы с женой, может быть, не совсем правильно вели себя, и Господь указывал нам на это через болезни детей. Ведь любая болезнь - это следствие греха. Причем болеет не только тот, кто согрешил, но и окружающие. Бывает, что болезнь приходит к детям за грехи родителей. В то же время через телесные страдания человек очищается, приобретает духовное богатство - терпение. Во время болезни человеку нужно «притормозить», отстраниться от мирского и сосредоточиться на себе, проанализировать свою жизнь, поступки, спросить себя: что я делаю не так?
Только недавно мы пережили эпидемию гриппа. Болели всем городом, всей страной. И, может быть, вместо того, чтобы искать вакцину (что, конечно, тоже важно), власти задумались бы о том, что в стране делается не так?
|