Главная » 2010 » Апрель » 7 » о.Иоанн Устинов. Десятая часть. Что такое десятина и зачем мы ее вносим?
16:33
о.Иоанн Устинов. Десятая часть. Что такое десятина и зачем мы ее вносим?
Дорогие христиане! Я бы хотел поговорить о церковной десятине, которую каждый из нас должен жертвовать в пользу Церкви. Это обязательство корнями уходит в глубокую древность и служит нам хорошим примером, к которому снова и снова я призываю вас обращаться.
 
 
о.Иоанн Устинов
 
 
Что это такое - «десятина»? В древнем мире и в практике Христовой Церкви под «десятиной» понимали передачу десятой части ото всех праведных доходов в качестве единовременного (скажем, от премии или гонорара) или регулярного (от заработной платы) пожертвования в пользу клира или религиозной общины. Средства, которые жертвовали прихожане, направлялись на строительство церквей, оплату текущих нужд прихода (в частности, ремонта) и обедов в праздники. На эти же доходы велась помощь бедным и многое другое. Словом, на эти средства, пожертвованные Господу каждым прихожанином от души и по возможностям, существовали все общины, развивалась духовная жизнь Церкви.
 
В Ветхом Завете мы читаем о том, что каждый третий год десятина передавалась не в храм, как все мы привыкли, а, в первую очередь, левитам, то есть священникам, которые кормятся «от престола» - от совершения служб и таинств, не имея более никаких возможностей для заработка. Также в ветхозаветной традиции каждый третий год десятина от доходов подавалась мирянами пришлым издалека, то есть чужестранцам, а кроме того — сиротам и вдовам (Втор 14.27-29).
 
Но если путешествующие «Христа ради» в наши дни — явление нехарактерное, то бедных и нуждающихся сегодня немало.
 
В Новом Завете заповедь об отделении десятины прямо не отменяется, но и жестко никому не предписывается, чтобы материальное не затмевало собой духовного.
 
Вспомните, как Господь обличает книжников и фарисеев, которые дают десятину «с мяты, аниса, тмина», за то, что, исполняя мельчайшие предписания Закона Моисеева, они оставили самое главное в нем – «суд, милость и веру (у ев. Луки – «суд и любовь Божию»), - говоря, что это надлежало делать, но и того не оставлять (Мф 23.23; Лк 11.42).
 
А фарисей из притчи? Он, обращаясь к Богу, говорит о регулярной подаче десятины (Лк 18.12), что свидетельствует о бытовании в те времена такого правила.
 
В посланиях апостола Павла прямых упоминаний о церковной десятине нет, однако он не раз писал о возможности и необходимости материального обеспечения служащих в Церкви (1Кор 9.13-14) и об обязанности заботиться о нищих и помогать бедным общинам (1Кор 16.1; Гал 2.10).
 
Настоятели и стихарные, чтущие и поющие — исторически так повелось, что служащие при храме жили на средства, пожертвованные прихожанами. В этом нет странности и не должно никого удивлять. Но времена меняются, а обычаи прошлого сменяются новыми.
 
Сегодня те, кого мы привыкли называть клирошанами, собираются на молитвы не регулярно — одни трудятся в миру, зарабатывая на жизнь себе и своим детям, другие не приходят на каждую службу по немощи, так что составы наших хоров могут меняться по несколько раз за месяц (редкий человек дает согласие полностью посвятить себя служению Церкви). Подвиг такого клира в том, что в большинстве случаев люди не требуют какой-то помощи от прихода — и за это им обязательно воздастся Богом.
 
Часто в общинах бывает так: на церковном совете гласно обсуждается, кто будет постоянным уставщиком и какую плату за его труды у прихода есть возможность назначить. Конечно, никто не подсчитывает, сколько от совокупных доходов общины (от продажи книг, свечей и другой необходимой духовной продукции) будет выделяться в счет оплаты трудов уставщика — где-то это двадцатая часть, где-то пятая.
 
Не устанавливая никаких жестких норм, аполстол Павел призывал христиан жертвовать добровольно «по расположению сердца» (2 Кор 9.7), сколько «позволит состояние» (1Кор 16.2). В то же время некоторые апостольские постановления предписывают отделять десятину епископу и другим клирикам, а также сиротам, вдовам, нищим и странникам.
 
По мнению блеженного Августина, десятина – это тот минимум, который должен превзойти книжников и фарисеев. Прошу вас задуматься об этом!
 
Да, трудно выделять десятую часть из, порой, и без того небольшого дохода. Но почему мы не забываем оплатить коммунальные услуги и заботимсмя о собственном пропитании, а о своем обязательстве Богу не всегда памятуем?
 
Нередко сегодня самыми верными христианами становятся пенсионеры — из своих и без того мизерных пенсий они уделяют десятую, а иногда и большую часть, чтобы добраться до храма, купить свечу и подать записку на поминовение. Казалось бы, это немного и вполне по силам каждому.
 
Но одно дело в деревне, когда до храма — десять минут пешком, и другое — в большом городе, где на службу приходится добираться на общественном транспорте, с многочисленными пересадками. За проезд старичкам приходится платить из своего кармана, ведь все льготы теперь им заменены деньгами. И в итоге получается, что проезд и минимум трат в церкви — это и есть та десятина, которую пожилые люди приносят Богу.
 
Если еще в Ветхом Завете жертву приносили кровную, то сейчас - «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно», то есть жертва безкровна. Те же свечи, купленные в лавке, мука, принесенная для выпекания просфор, иная «вещественная» помощь храму, - бесспорно, все это также является десятиной, если приобретено на свои личные средства, полученные в виде пенсии или заработанные кропотливым и искренним трудом.
 
Не забывайте, что каждый приход, в свою очередь, десятую часть доходов перечисляет в Московскую Митрополию — на эти средства она существует. О необходимости своевременного и полного внесения десятины говорит и одно из постановлений Освященного Собора 2009 года.
 
Призываю вас не забывать об этом долге перед Церковью Христовой и по мере сил жертвовать десятину. Помните, что Бог никогда не оставит вас в нуждах и печалех, а ваша искренняя жертва будет угодна Богу.
 
Отец Иоанн УСТИНОВ,
Село Пристань,
Свердловская область.
Фото Максима ГУСЕВА
Газета «Община», № 3, 2010
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1882 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 Aleksandr  
0
При блаж. Августине деньги, которые собирала церковь, тратились в первую очередь на помощь бедным. Так ли это сейчас?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]