Главная » 2013 » Август » 29 » О.Хохлов. Театр одной церкви
19:32
О.Хохлов. Театр одной церкви
29 сентября 2013 года свой 100-летний юбилей отмечает почти забытый храм Каринкинской старообрядческой общины недалеко от Таганской площади в Москве. Последние лет пятнадцать в нём располагается Детский сказочный театр.
 

Во время «ремонта» середины 1990-х был уничтожен последний декор колокольни. Как-то не верится в возрождение Святой Руси, покуда в алтарях наших храмов расположены сортиры и боксёрские ринги...
 
 
 

Обновлённый сайт отдела по делам молодёжи РПСЦ www.STAROVE.RU  предлагает небольшой исторический экскурс в историю этого храма и призывает всех небезразличных читателей восстанавливать мифическую справедливость не на Болотной площади, а совместной молитвой и реальными действиями: отклики пишите на mstarover@pisem.net и в комментариях к статье.
 
 
 

Начнём с конца:

История Храма Покрова Пресвятой Богородицы Каринкинской общины (Большой Факельный пер, 18, бывш. Большой Вокзальный).

Вскоре после 1917 года власти закрыли прилегающие к Покровскому храму молитвенные дома, и многие их прихожане перешли в Каринкинскую общину. Покровский храм благополучно пережил драматический рубеж конца 1920-х – начала 1930-х годов, ставший последним для многих московских храмов.

К середине 1930-х годов из храмов и моленных, расположенных между Таганской и Рогожской заставами, незакрытыми остались Успенский Собор на Апухтинке (ныне общежитие) и Каринкинская церковь. В 1935 году власти решили ликвидировать и их. Президиум Мособлисполкома решением от 22 июня 1935 года закрыл Каринкинский храм и передал его помещение для заочных курсов Наркомзема.

Потрясённые прихожане писали во ВЦИК: «…Наш храм после ликвидации пяти общин: Нырковской (Шелапутинский пер.), Спиридоньевской (М.Андроновка), Балашовской (Гжельский пер.), Успенской (Николо-Ямской тупик), Бауманской (Таганская пл.), является единственным храмом в этом районе, обслуживающих наших единоверцев в радиусе 4 км, составляющих более 1000 человек, преимущественно трудящихся и в подавляющем своём числе состоящих из граждан города Москвы… тяготеющих к этому храму, существовавшему более 60 лет». Тем не менее, храм передали под общежитие завода «Металлолампа», а в начале 1936 года – Центральной лаборатории стройматериалов.
 
 

В последующие годы церковное здание использовали самые разные организации: фабрика, конструкторское бюро, некая коммерческая структура, а в последние годы – Московский государственный детский сказочный театр.
 
 

Во время последнего ремонта середины 1990-х годов уничтожены белокаменные декоративные украшения шатровой колокольни.

Молитвенный дом Каринкинской общины был первоначально простроен Т.Ф. Борисовым в XIX веке, однако во времена гонений на старообрядчество судебным постановлением было предписано подвергнуть Борисова тюремному заключению, а моленную - сломать. Тем не менее, община продолжала существовать.

Весной 1909 года на собрании общины было решено придать молитвенному дому церковный вид, соорудить колокольню и ограду со Святыми воротами. На Вознесение 7 мая 1909 года настоятелем отцом Алексеем Новиковым был отслужен молебен, и работы начались. Строительство велось под наблюдением Петра Викентьевича Харко, имевшего к тому времени опыт сооружения доходных домов и храма Московской Губернии.
 
 

28 июня 1909 года состоялось торжество поднятия креста на вновь построенный купол храма. Вот как описало это событие в журнале «Церковь»: «После окропления сейчас же св.Крест был привешен к канату на блоках и по указанию распорядителя плавно стал подниматься. Хор певцов стройно запел: «Крест возносится и бесове прогоняются» и «О! Преславное чудо, живоносный сад, Крест Пресвятый на высоту воздвигаем является днесь!» К концу этой стихеры св.Крест как раз приблизился к своему назначению. Как только св.Крест стали ставить на назначенное место, певцы запели стихеру «Крест воздвигаем на нем Вознесенному…».

20 июля 1909 года подняли крест подняли и на сооружённые Святые Ворота. Через неделю в присутствии архиепископа Иоанна была произведена закладка шатровой, отдельно стоящей колокольни. В основание колокольни положили плиту с надписью, Владыка произнёс поучительную речь, в которой вспомнил о горькой чаше страданий, испитых в эпоху притеснений прихожанами Каринкинской общины. К осени 1909 года колокольня была построена, и 22 ноября на неё были подняты 9 колоколов, отлитых на ярославском заводе «Товарищества Оловянишниковых». Самый большой колокол весил 250 пудов (именно он уцелел в советское время среди реквизита МХАТа и является сейчас самым большим на Рогожской Колокольне), их общий вес – 400 пудов. Средства на изготовление колоколов пожертвовала благотворительница Ф.Е. Морозова.

Благодаря сооружению колокольни, святых ворот ограды, декоративному украшению стен здания скромный молитвенный дом превратился в красивый и нарядный храм, внешним видом напоминающий древнерусские постройки. Большая заслуга в организации работ принадлежала председателю совета общины Николаю Михайловичу Мусорину. Внутреннее благоукрашение храма продолжалось несколько лет. 15 (29) сентября 1913 года московский архиепископ Иоанн совершил всенощное бдение, а затем и Божественную литургию, по окончанию которой был освящён расписанный священными изображениями Покровский храм.

Материал взят из книги В.Ф.Козлова «Москва Старообрядческая» М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2011.

Фотографии позднесоветских времён взяты отсюда:

 
 
 
Категория: Даты | Просмотров: 1425 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 4
1 Георгий  
0
А чего вы добиваетесь? Хотите выгнать оттуда детишек? Или, точнее, хотите выгнать оттуда тот самый муниципалитет, который вам восстанавливает Рогожское?

2 Евгений_Иванов  
0
"призывает всех небезразличных читателей восстанавливать мифическую справедливость не на Болотной площади, а совместной молитвой и реальными действиями" Когда это на Рогожском пройдет, я приду. Если доживу, конечно. smile

3 Евгений_Иванов  
0
Я ни в коей мере не сторонник Навального Подробнее здесь: http://ng68.livejournal.com/2073239.html
Однако, очень даже вероятно, что с подачи Кремля он через две недели станет московским градоначальником. И тогда что? Будем встречать под колокольный звон?

4 glrem  
0
ЧТОНАЙДЕМ, И ЧТО ПОТЕРЯЕМ…

 

Внаше время, на детишках спекулируют и богатеют многие. Да и заигрывать с
властями, не к лицу Староверам. А то, что по закону положено, нужно требовать.
Здесь борьба идет, не только за помещение, но и за историческую справедливость.
К тому же, при решении данного вопроса, выяснится, насколько наше прониконианское
правительство лояльно к Древлеправославию.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]