Главная » 2019 » Ноябрь » 6 » О новой сказке Дмитрия Урушева "Два брата"
13:15
О новой сказке Дмитрия Урушева "Два брата"

В декабре прошлого года в издательстве «Новое Небо» вышла вторая сказка московского писателя Дмитрия Урушева «Два брата». Написанная по просьбам читателей и почитателей первой сказки автора «Звезда Альтаир», новая сказка стала продолжением первой, но не продолжением странствований ее героя – Ивана-царевича. Вторая сказка посвящена приключениям старших братьев Ивана-царевича – Димитрия и Василия.

Часто продолжения полюбившихся книг разочаровывают, кажутся вторичными. Со второй сказкой Дмитрия Урушева этого не случилось. Она, пожалуй, даже превосходит первую.

 

 

Разнообразнее и живее становится круг персонажей. Как и в первой сказке, здесь много сказочных героев: сестрица Аленушка и братец Иванушка, Василиса Премудрая, Кот в сапогах, разнообразная сказочная нечисть: Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-яга. Однако хорошо знакомые герои сказок раскрываются с неожиданной стороны.

Сестрица Аленушка оказывается дочерью атамана разбойников и предводительницей разбойничьей шайки, Василиса Премудрая – дочерью Змея Горыныча, сам Змей Горыныч – царским наместником и генеральным секретарем ЦК КПСС – Кощеевой Партии Свободной Совдепии, его брат Кощей – председателем Совета народных комиссаров. Кот в сапогах за неоценимые услуги франкской короне получил дворянский титул и стал маркизом де Торси.

Еще более неожиданными оказываются метаморфозы известных литературных героев. Фантазия автора превращает Швондера в комиссара Свободной Совдепии, Тартюфа – в аббата, эльфа Леголаса – в лорда Дадли, фаворита аглицкой королевы. Что уж говорить о прототипах реальных исторических персонажей! Словно в калейдоскопе смешиваются эпохи и страны, реальные и вымышленные персонажи. И вот Исаак Ньютон вместе со Стивеном Хокингом проводят собрания тайного общества, а их соратник Николас Фламмель оказывается Пифагором.

 

 

Еще одно отличие второй сказки от предшествующей – психологизм. Герой первой сказки остается самим собой на протяжении всего повествования. Путешествуя, он узнает много нового, но сам практически не меняется, оставаясь все тем же простым, добрым и чистосердечным пареньком. Собственно, это типично для сказки, где с героями все от начала до конца понятно: Аленушка или Золушка – персонажи исключительно положительные, Кощей или злая мачеха – отрицательные.

Хрестоматийным положительным героем был и Иван-царевич из сказки «Звезда Альтаир». Не так со старшими братьями. В первой сказке мы запомнили их довольно непривлекательными: ленивыми, завистливыми, эгоистичными. Такими же видим их и в начале второй. «Глупы и спесивы», – говорит о них своему отцу Василиса Премудрая.

А затем понятные вроде бы герои открываются нам с новой стороны. Оказывается, они не так уж недалеки: средний брат Василий обучает арифметике Михайлу Ломоноса, старший Димитрий – довольно начитан и умен, на равных беседует с иностранными королями и придворными, учеными и церковнослужителями.

Но главное – братья меняются внутренне. Василий, который развлекался с дворовыми девками и мечтал лишь о славе и богатстве, влюбляется в королеву бедного северного острова Майнланд Хельгу и остается с ней, чтобы вместе обустраивать остров, разоренный пиратами-сарацинами.

Но более всего внутренне меняется царевич Димитрий. Это не восхождение по лестнице добродетелей, и потому психологически достоверно. Как все мы, он падает и поднимается, вновь идет на поводу своих слабостей, и вновь пытается подняться. Законченный эгоист – таким мы видим его в начале путешествия. Единственное его желание – унаследовать царский престол. Он не испытывает привязанности ни к родителям, ни к братьям, в которых видит лишь возможных соперников. «Далеко тебе до совершенства, нет в тебе любви к ближним», – с сожалением замечает царевичу Димитрию аглицкий архипресвитер Джон Дон.

Но постепенно мы замечаем, что в душе Димитрия все чаще просыпаются жалость, милосердие, доброта и сострадание. Вот он неожиданно возвращается к брату Василию, чтобы тот не остался голоден без скатерти-самобранки. Плачет, расставаясь с Василием, когда тот остается на далеком северном острове. Все чаще печалится о родителях, которые остались дома и волнуются о сыновьях. Спасает Кота в сапогах. Не позволяет Тартюфу совратить двух малолетних крестьянских девочек-сестер. Едет в Бастилию, чтобы вызволить осужденную на казнь цыганку Эсмеральду. Спасает дочь морского царя. Благодарит Бога за спасение младшего брата, хотя совсем недавно завидовал ему и даже желал погибели.

«Добрая душа!» – говорит о Димитрии франкская королева Анна. «Ты такой же добрый, как и брат твой Ванюша», – одобрительно замечает морской царь Ихуол.

У второй сказки более динамичный сюжет. Читатель становится свидетелем захватывающих и драматических событий, развязку которых предсказать невозможно.

Если у первой сказки, как и положено в настоящей сказке, счастливый конец: герой пережил множество приключений, обрел и истинную веру, и счастье, и любовь, то со второй сказкой все сложнее, да и вопросы в ней поднимаются совсем не сказочные: наука и вера, церковь и власть, христианское мученичество…

Финал у нее тоже неожиданный и, казалось бы, совсем не счастливый, а трагический. Гибель царевича Димитрия, к которому читатель проникается все большей симпатией, в первые мгновения вызывает протест. Но тут же понимаешь, что для православной сказки такой финал трагическим не является, ведь омывшись кровью, Димитрий обрел жизнь вечную. И закрыв книгу, еще долго продолжаешь мысленно возвращаться к сюжету сказки и тем вопросам, которые она ставит. А это ли не свойство настоящей литературы?

Книжные и церковные лавки сейчас заполонило множество так называемых православных произведений. К сожалению, среди них редко встретишь по-настоящему художественные и истинно христианские по духу. В лучшем случае – это сочетание елейной приторности и занудного морализаторства. В худшем – агрессия и нетерпимость, ничего общего не имеющие с христианством. И только немногим удается наполнить по-настоящему захватывающий сюжет христианским духом.

Дмитрию удалось.

 

Иллюстрации Татьяны Мавриной и Ивана Билибина

Категория: Новые издания | Просмотров: 1171 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]