В те же дни, когда митрополит Белокриницкий Кирилл созвал Освященный Собор из священства и мирян, на котором был принят Акт об уничтожении Окружного послания, в Москве российские епископы также собрались на Собор, чтобы обсудить вопрос о канонических нарушениях еп.Софрония (Жирова). Собор проходил два дня, 10-11 июня 1863 г., еп.Софроний явился на второй день заседаний Собора, там ему и был выдан подробный письменный "допрос" из 12-ти пунктов.
Ответов на вопросы от Софрония не последовало, и 29 июля 1863 г. соборным постановлением епископ Симбирский Софроний был извержен, епископского сана был лишен и Сергий Тульский. В соборных документах бывший епископ Софроний обвиняется лишь в канонических нарушениях (попытки занять чужую кафедру и т.п.). В упоминаниях о митрополите Белокриницком Кирилле уже нет тех откровенно грубых и оскорбительных высказываний, которые имеются в Объявлении Московского Собора от 7 марта 1863 года о противозаконных действиях митрополита Белокриницкого Кирилла: "самовольный продерзатель", "безстудный попиратель священных правил и безстрашный разоритель отеческих преданий", "кичащийся титлом Верховного владыки жалкий Кирилл" и т.п. В соборном постановлении от 29 июля 1863 года формулировки гораздо мягче: на бывшего епископа Софрония возлагают вину за "увлечение простодушного митрополита в беззаконные действия и непродуманные решения". Связано это, по всей вероятности, с тем, что постановление от 29 июля 1863 года подписано не четырьмя епископами, подписавшими Объявление от 7 марта 1863 г., а уже девятью российскими епископами или их представителями.
Казалось бы, в деле бывшего епископа Софрония, по крайней мере, на тот момент, можно было поставить точку. Но вскоре до сведения российских епископов через направленных в Россию посланников митрополита Кирилла доводится Акт об уничтожении Окружного послания от 20 июня 1863 г. и Архипастырское увещание митрополита Кирилла. И тогда 10 августа 1863 года появляется Объявление Освященного Всероссийского Собора всем православным христианам о беззаконных действиях бывшего епископа Софрония и архимандрита Сергия.
Почему появился этот акт? Никаких новых решений в отношении бывших епископов за предшествующие изданию Объявления десять дней не принималось, никаких новых канонических нарушений этих лиц не было установлено, в постановлении от 29 июля 1863 года подробно были описаны все незаконные действия Софрония. Но если мы сравним соборное постановление от 29 июля и Объявление от 20 августа, то увидим разницу. В Объявлении возникает тема Окружного послания. Сообщается, что после издания Московским Освященным Собором Окружного послания, среди христиан пошли разные толки: одни, не понимавшие Священного Писания, толковали Окружное послание превратно, а другие, не читавшие его, называли Послание нововведением и ересью. Далее говорится, что Софроний, услышав об Окружном послании, счел распри благоприятными для себя и начал распускать нелепые слухи о том, что Окружное послание является ересью.
Таким образом, утверждение Софрония о том, что Окружное послание - ересь, увязывалось с действительными каноническими преступлениями Софрония. Христианам внушалась мысль о том, что только такие негодяи, как Софроний могут выступать против Послания. Ну а те христиане, которые не хотели принимать его, по смыслу Объявления либо не читали Послания, либо ничего не понимают в Священном Писании. Однако никакой критики Акта об уничтожении Окружного послания в Объявлении не было.
Объявление от 10 августа 1863 г. - знаковый документ. Он заложил своего рода традицию официального отношения сторонников Окружного послания к христианам, не приемлющим Послания. Последующие полвека, до утверждения Мирного акта в 1906 году, о противоокружниках говорили и писали исключительно как о темных и неграмотных людях, а неокружнических епископов и священников обвиняли в самых неблаговидных делах. И хотя среди них, действительно, встречались лица сомнительны моральных качеств, не меньше было искренних и честных пастырей. Да и по сей день о неокружниках принято писать, как о малограмотных раздорниках. Между тем, стоит прочесть не приписываемые противоокружникам и неизвестно куда исчезнувшие тетради, а действительно принадлежавшие противоокружникам письма и сочинения, и любой непредвзятый человек сможет убедиться: они, как минимум, были грамотны и неравнодушны к вере.
Таким образом, к осени 1863 года существовал Акт Освященного Собора от 20 июня 1863 года об отвержении и уничтожении Окружного послания, принятый в Белой Кринице, но большинство епископов в России официально прямо не выражая несогласие с этим Актом, в действительности были его противниками.
|