Главная » 2013 » Декабрь » 24 » Официальные православные и католическая Церковь перестали считать друг друга еретическими, заявил председатель ОВЦС МП
19:54
Официальные православные и католическая Церковь перестали считать друг друга еретическими, заявил председатель ОВЦС МП

Перед сотрудниками Института всеобщей истории Российской академии наук (РАН) выступил 23 декабря по приглашению академика А.О. Чубарьяна председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион. Темой выступления, как сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП, стали межхристианские отношения.

Во встрече участвовали, в частности, заведующая центром по изучению истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Е.С. Токарева, доктор исторических наук, вице-президент Российского национального комитета византинистов М.В. Бибиков, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.И. Мраморнов и другие.

Митрополит Иларион отметил, что до середины XX века у РПЦ МП "не было собственной международной политики". Появление такой политики докладчик связал с личностью наставника нынешнего Патриарха РПЦ МП: "Митрополит Никодим [Ротов] сумел использовать международную деятельность Русской Православной Церкви для защиты интересов Церкви внутри страны. Он внушал советскому руководству, что для выступления на международных конференциях, в том числе в защиту мира, необходимы свежие силы − молодые образованные архиереи, которые могут достойно представлять Церковь. С разрешения властей такие архиереи рукополагались; они направлялись сначала для служения за рубеж, а через несколько лет возвращались и замещали епископские кафедры, которые становились вакантными".

Обратившись к теме межхристианских отношений, в частности, православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы. "До XIX столетия Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь считали друг друга еретическими, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. В XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах", − констатировал митрополит.

Ключевым моментом для взаимоотношений православных и католиков стал Второй Ватиканский собор, созванный Папой Иоанном XXIII. "Именно тогда была пересмотрена позиция Католической Церкви в отношении Православия. Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной Церкви − как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом", − пояснил митрополит Иларион, отметив, что это естественным образом изменило и отношение к католикам в среде православных.

Само вступление православных в диалог с католиками, разъяснил Иларион, означало "мораторий на использование термина "ересь", "еретик" в отношении Католической Церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно". Плодами диалога стали несколько богословских документов. Главным достижением, по мнению главы ОВЦС МП, является Баламандский документ 1993 года.

А.О. Чубарьян поблагодарил гостя за выступление. "Для нас изучение Православия в России – одна из центральных задач, в том числе в связи с подготовкой новых учебников и проекта "История русского зарубежного Православия", − поделился директор Института всеобщей истории РАН.
 
 
 
Категория: Из жизни иных исповеданий | Просмотров: 1333 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]