26 августа сего года к Владыке Антипе в г. Зугдиди в Иверию (Грузию) на великий праздник Успения Пресвятой Богородицы приехал гость из России – москвич, коренной старообрядец, инициатор и вдохновитель богоугодного дела – восстановления храма во имя Рожества Богородицы в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской области - прихожанин Алексей Иванович Сеноедов.
Его визит был весьма неожидан, но приятен и радостен. Грузины известны своим гостеприимством, а Владыка и домочадцы его вовсе отличаются этой национальной чертой. Особенно радостным было то, что гость этот является коренным старообрядцем, богобоязливым, верующим человеком. В это непростое, трудное для всех время, общение с людьми, особенно с единоверцами, великая радость. Самым значимым и радостным было то, что с Божией помощью провели совместные молитвы.
Хотя визит Алексея был недолгим - всего неполных три дня - и большее время во славу Божию проводили в молитве, сумели выделить время во время трапезы для беседы с гостем, чтобы донести до людей, посещающих наш сайт, цель визита Алексея и передать его впечатления.
Елена: Что Вас навело на мысль приехать в Грузию?
Алексей: Я искренне желал познакомиться с Владыкой Антипой и решил приехать в Грузию.
Елена: А как Вы узнали о нём и почему решили приехать к нему?
Алексей: Существуют две старообрядческих Митрополий: одна в Москве, другая – в Румынии. Ближайшим приходом Румынской Митрополии является Иверская епархия в Грузии во главе с епископом Антипой. Мне больше всего хотелось познакомиться с ним и посмотреть, какие тут устои.
Елена: Что Вы знали о нём и чем он Вас так заинтересовал?
Алексей: Человек есть человек. Вл. Антипа мне очень понравился своим добродушием, пониманием, вниманием, - обыкновенный человек; хотя в России есть некая помпезность у священников: я вот священник, а ты – подчинённый. Он совершенно хорошо относится ко всем проблемам общества, хотя от них и самому горько. В процессе общения мы нашли с ним общий язык.
Елена: Какое положение в России по отношению к старообрядцам, как им там живётся?
Алексей: А говорить-то как, честно или нет?
Елена: Ну, при епископе всё-таки...
Алексей: На самом деле, всё больше и больше подозрений, что Митрополит Московский подписал унию, не буду рассказывать детали, но из того, что я видел, они вместе. Есть угроза, что старообрядчество будет похоронено в новообрядческой никонианской Церкви. И я, и некоторые окружающие, опасаются, что это произойдёт, а это – потеря истины, потеря правды.
Елена: Вы считаете, что это уже реальная опасность и паства это чувствует?
Алексей: Не вся паства чувствует - те, которым это всё равно, они так и будут ходить, относить рубли, а кто искренне переживает, тем не по себе.
Елена: А какой выход из положения?
Алексей: Выход не сложный – примирение, но примирение в соответствии со здравым смыслом. Понимаете, какое дело, мир захлестнули деньги, и во время страшных гонений на старую веру в XVII в. в России, они обрели иерархию в Румынии. Соответственно, в Румынии был Митрополит, а в Москве – подчинённый ему архиепископ. Я считаю, это совершенно правильно. Если Владыка Московский смирится, скажет:" Господи, я полностью подвластен истории, правильному началу", - многое изменится. Но сегодня, к великому сожалению, очень многое определяет борьба за власть, а от этого страдают простые смертные.
Елена: Какая позиция у Российской Митрополии по отношении к Румынской? Есть ли желание сблизиться?
Алексей: Нет.
Я не знаком с Румынской Митрополией, но обращался за духовным убежищем, чтобы находиться с ними в общении и молиться с ними. В России, если говорить по честному, ни один мирской человек не интересует ни владыку, никого. Ну что я, просто так сюда приехал?! Если человек обращается с каким-то простейшим духовным вопросом, ему говорят: "Уходи отсюда!" От этого, я так понимаю, тоскливо не только мне, а многим, многим людям, обращающимся в Московскую старообрядческую Митрополию. Мы пообщались с Владыкой Антипой, и такой диалог, как здесь, нигде никак не получается. Имея средства, молитвенный опыт, желание к диалогу, приходишь и тебе говорят – подожди. А что значит, - подожди?
Елена: Вы не просто прихожанин, а являетесь более-менее приближённым к Церковным делам, построили Церковь. Как Вы думаете, зная не совсем здоровое отношение некоторых членов ММ к Вл. Антипе, у Вас будут какие-нибудь проблемы из-за этой поездки в Грузию, и что Вы намерены предпринять в таком случае?
Алексей: Ну какие могут быть проблемы?.. Меня не спросят – почему я поехал в гости к Владыке, но даже если бы спросили, поехал и поехал, - он старообрядец, и я старообрядец. В этом нет ничего плохого.
Елена: Конечно же в этом не то что плохого нет ничего, но и очень хорошо и богоугодно, когда люди, братья во Христе сближаются. Но все знаем, какая идёт критика в адрес Владыки Антипы, в том числе и в интернете. Говорят плохо о человеке, не зная его, а может быть, даже зная, но специально наговаривая на него. Вы, наверно, знаете, что перед Вашим приездом был звонок к Владыке с двусмысленными фразами о Вашем предстоящем визите. Имея эту информацию, Вам не было боязно приезжать сюда, или сейчас уезжать обратно? Намерены ли Вы отстаивать свои позиции и ценности, бороться за них, или обстоятельства сильнее?
Алексей: Бороться не с кем. Понимаете, мы встретились с Владыкой, мы с ним ровесники, он чуть постарше, и путь духовный и материальный прошли и я, и он. Ему, конечно же, тяжелее, так как он в сане, а на сан нападки бесов во сто раз больше, а бояться вот этой возни, суеты, какой смысл? Я не мог себе представить, как всё будет выглядеть, но слава Богу, мы встретились, отслужили Божественную Литургию, чего выше нет. Мне всё очень понравилось. Кроме того, родство, - дети, внуки, - мне так понравились, на столько положительная семья, родители очень хорошо воздействуют и они воспитываются в нормальной среде, получат образование, даст Бог, будут истинными Православными Христианами, продолжателями дел отца. Во всём происходящем ничего плохого не вижу.
Владыка: Раз разговор получился так, не подготовляясь, так сказать, экстренно, свидетелями чего Вы являетесь сами, я хотел бы выразить своё несогласие и подчеркнуть, что у Московской Митрополии нет ко мне никаких дурных или отрицательных отношений. Иначе всё было бы по-другому. Я имел честь послужить Литургию в Московской Митрополии с Митрополитом Корнилием, со всеми архиереями и со многими священнослужителями, и не могу сказать, что у ММ какое-то плохое отношение к нам или ко мне лично. Я просто считаю, что из-за того, что я выходец не из их среды, не славянского происхождения, это напрягает. По-моему, это вполне логично. Если бы у старообрядчества было Грузинское происхождение и в Грузинскую Церковь пришёл бы русский, совершенно незнакомый человек, и заявил бы, - вот он я, примите, - не зная кто он и откуда, конечно же к нему так же настороженно относились. Это нормальная реакция. Независимо от того, что я был женат на коренной старообрядке, моё появление было тяжело воспринимаемо, тем более, что староверы вообще отличаются необщительностью и к незнакомым, посторонним людям относятся с большой опаской, что является результатом тяжёлых и долгосрочных гонений. Мало ли кто и откуда, и воспринимаю это я нормально. Никогда не имел претензий ни к кому, хотя и созревали разные вопросы, но всё-таки считал, что должно держать паузу, и со временем, с Божией помощью, всё разрешится. Я в Церкви с 1995 г., а клириком являюсь уже почти 12 лет, и слава Богу, Господь привёл к нам ещё одного человека из Москвы. Мы очень рады знакомству. Особенно рады, что коренной старообрядец, и хотя может и не с детства ревностный прихожанин, но всё равно, отмоленный предками, и нам приятно было общаться.
Елена: Может, Господь послал нашего гостя как раз за тем, чтобы воочию увидел своими глазами кто Вы, какой, и как тут вообще всё в действительности.
Алексей: В течении моего кратковременного пребывания здесь - мне завтра уже улетать - я понял, что Россия, понятно, имеет огромный потенциал, а Грузия не меньше. Даже вот условно говоря, те деньги, которые платятся в Турции, в Египте за отдых детей, Грузия поглотила бы и ещё долго молилась Богу. Мы, к великому сожалению, всё это потеряли. Познакомившись с Владыкой, пообщавшись и помолившись вместе, стало понятно, что примирение без всяких условностей очень полезно. Главное - оставаться людьми. Мы общего решения никакого пока не принимали, но конструктивные какие-то дела очень даже могут быть. Мы с Владыкой договорились, что будем взаимодействовать, чтобы что-нибудь, а главное, старообрядческую Церковь поставить на более должный уровень. Желание Владыки и моё – обрести храм, и я постараюсь помочь, чтобы люди могли прийти и помолится.
Елена: Спаси Христос, это самое большое желание Владыки и всех нас.
Атмосфера, какую Вы представляли себе перед приездом сюда совпала с увиденным Вами или нет?
Алексей: Я мало где был здесь, но хочу сказать, что атмосфера в самолёте лучше, чем в России, и атмосфера увиденного, того что увидел, тоже лучше чем в России. Не знаю, может это банально, но я был восхищён тем, что девушка на таможне в аэропорту проверяя мой паспорт, сперва попросила меня отойти на шаг назад, чтобы она смогла посмотреть на меня в камеру для сверки с фотографией в паспорте, так как я там без бороды, а потом сказала: «Добро пожаловать в нашу страну.» В России этого тебе никто не скажет. Это, с одной стороны, и не стоило ничего, а с другой, почувствовал себя человеком, что очень важно. А касательно сельской жизни, мы с Владыкой проехали немного, с бабушкой поговорили, которая гнала корову, - никому не легко, но не унывают, в принципе, народ добрый.
Елена: В этом смысле в Грузии лучше, но старообрядцам труднее.
Алексей: Я бы сказал так, вот Владыка ставит Церковь, и у нас, хотя я ставлю на коренном месте, где она была, но это такие искушения, такие соблазны... Происхождения Церквей в Зугдиди и в Селиванихе очень похожи. Я посмотрел на всё и убедился в этом. Если есть кому помолиться за меня, за Владыку, - молитесь. Начальник Церкви – Христос, Он определяет всё, и как можно сильнее, искренне к нему обращайтесь.
Елена: Спаси Христос за уделенное время, за искренние ответы и надеемся, приехав на Родину, Вы расскажете какая тут атмосфера, что люди, наоборот, расположены к дружбе, к общению и к общей молитве, что самое главное.
Спустя несколько дней после отъезда гостя, мы побеседовали с Владыкой Антипой, спросили о его впечатлениях и попросили дать комментарий по поводу визита Алексея Ивановича.
Владыка: Насчёт впечатления могу сказать лишь одно, невозможно что-либо сказать о человеке, которого не знаешь, но в общем, лично я, высматривать и выискивать что-либо порицательное у гостя, да ещё у старообрядца, считаю поступком не достойным. Гостеприимство заключается именно в том, чтобы гость не чувствовал себя стеснённым. Наш гость оставил мне лично, и думаю всем нам, приятные ощущения в общении с ним. Он человек верующий, имеет страх Божий и тягу к молитвам. Несмотря на то, что не отдохнул с дороги, не только сразу приступил к праздничной службе Успения Богородицы, но и впоследствии выстоял службу Нерукотворному Образу Христа (отпечаток которого покоится в Иверии, в г. Тбилиси). Это нелегко для человека- прилетев, не успев акклиматизироваться - и выдержать две Литургии подряд. Это о многом говорит.
Какие комментарии можно давать о человеке, которого мы раннее не знали и в течении времени пребывания нашего гостя у нас, мы даже не успели за три дня пообщаться, так как когда он приехал мы уже завершили Воскресную службу, после чего готовились на праздничную службу Успения. После службы Успения Богородицы готовились к службе Нерукотворному Образу Христа и после Литургии Св. Убрусу, не успев нормально принять трапезу, наш гость улетел в Москву. Мы практически не имели возможности пообщаться, хотя он проживал все эти дни у нас. То короткое время, которое мы имели возможность общаться, было достаточно лишь для того, чтобы понять цель приезда г-на Алексея в Иверию. Он был малость огорчён в адрес служителей Московской Митрополии, но Господь умудрил нас с ним успокоиться и отогнать помысли, которые не направляют к миру и отгоняют нас от Богоугодных дел. Так что слава Богу, что смогли принять гостя и настроить на мирное решение своих проблем. Он, в свою очередь, пригласил и нас приехать на престольный праздник Рожества Богородицы, но пока мы находимся в молитвенном общении с Московской Митрополией, не имеем права служить на территории тех стран, которые находятся под омофором Московской Митрополии без благословения Митрополита Корнилия. Но к сожалению, после того как г-н Алексей прилетел в Москву, позвонил к нам и вновь поблагодарив нас за гостеприимство, высказал недовольство в том, что не почувствовал в Москве среди священнослужителей стремления к доброжелательным отношениям не только к нему, но почему-то и к нам. Во всём воля Божия, и со временем всё прояснится. Нет ничего тайного, что бы не стало явным. Мы, в свою очередь, благодарим гостя Алексея за его труды, за общие молитвы.
Бог мира и любви да пребудет с нами. Аминь!
|