Главная » 2013 » Декабрь » 26 » Оветы Архиерейского Собора Русской древлеправославной Церкви на первую группу вопросов Русской Православной Старообрядческой Церкви
20:21
Оветы Архиерейского Собора Русской древлеправославной Церкви на первую группу вопросов Русской Православной Старообрядческой Церкви
1. Признаете ли Вы в истории Церкви факты, когда одна ее часть выходила из молитвенного единства с другой по какому-либо недоразумению, в частности, из-за ошибочного признания неканоничными православных по сути соборных решений (в том числе принятых в обстановке гонительного времени, когда общение между христианами бывает не по их вине затруднительно)?
 
На протяжении всей многовековой истории Христовой Церкви между православными христианами неоднократно возникали разногласия, приводившие в итоге к разрыву молитвенного единства. Некоторые из этих разногласий вскоре преодолевались, другие сохранялись на протяжении более длительного времени, а какие-то, к сожалению, не заканчивались примирением, но со временем лишь усугублялись, приводя одну из сторон к совершенному отпадению от церковного единства – расколу, который впоследствии нередко переходил и в ересь.
 
В качестве примера временных разделений между православными можно вспомнить пасхальные споры II-го века. Тогда между Римом и церквями Малой Азии началась дискуссия относительно времени празднования Св. Пасхи. Малоазиатские христиане праздновали Пасху в 14 день месяца ниссана, согласно преданию, принятому от св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Римские же христиане совершали Пасху в воскресный день, следующий за ежегодным воспоминанием крестных страданий Спасителя. В 155 году св. Поликарп Смирнский посетил в Риме папу Римского Аникета, желая договориться с ним о едином времени празднования Пасхи, но их встреча не увенчалась успехом. Через несколько десятилетий епископ Римский Виктор провел несколько церковных Соборов, на которых осудил малоазиатский обычай празднования Пасхи и в категорической форме потребовал от малоазиатских христиан принять обычай Рима. От лица малоазиатских христиан папе Виктору противостал епископ Ефесский Поликарп. Последовало церковное разделение, которое удалось прекратить лишь трудами мужей-миротворцев, авторитетнейшим из которых был святой Ириней Лионский. Церковный историк Евсевий Памфил оставил такое свидетельство о данном разделении: «Виктор, предстоятель римлян, собрался разом отлучить за инакомыслие асийские и сопредельные с ними Церкви; он клеймил всех тамошних братьев письменно, огульно объявляя их отлученными. Не всем, однако, епископам пришлось это по душе; Виктора уговаривали подумать о мире, единении с ближними, о любви. Известны послания с резкими нападками на Виктора. Среди противников Виктора был Ириней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых был: он сразу заявил, что таинственное Воскресение Господне должно праздновать только в день Господень, и стал подобающим образом уговаривать Виктора не отлучать целые Церкви Божие за то, что они соблюдают издревле переданный им обычай. Дает он много и других советов, заключая их такими словами: «Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие — что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере»» (V.22.)
 
В начале III-го века произошло разделение между христианами Рима. Возглавивший Римскую Церковь св. Каликст стал беспрепятственно допускать к Причастию всех падших. Такая снисходительность св. Каликста вызвала возмущение в среде ревнителей веры, которые разорвали церковное общение с Римским епископом. Во главе прервавших общение был св. Ипполит Римский. Разделение продолжалось и при последующих папах св. Урбане и св. Понтиане. Лишь гонения нечестивого императора Максимина, обнажившего свой меч и на св. Ипполита, и на св. Понтиана, примирили святых отцов и восстановили между ними молитвенное общение.
 
Немногим позже, в середине III-го века в среде православных христиан возник спор о перекрещивании еретиков. Епископ Римский св. Стефан настаивал на снисхождении к отпавшим и возвращении их в Церковь, через покаяние. В этом вопросе ему противостоял св. Киприян Карфагенский, считавший, что примирение отпавших возможно лишь, через крещение.
 
В 255 г. Карфагенским Собором принимается решение не признавать крещения еретиков и раскольников, но неотступно следовать обычаю, существовавшему в практике Западно-Африканской Церкви. Узнав об этом, папа Стефан разорвал с Карфагенской Церковью молитвенное общение. Это разделение охватило всю Церковь и вызвало большие споры. Лишь во второй половине III-го века при епископе Римском Ксисте общение между Римом и Карфагеном было восстановлено.
 
В 361 году произошло известнейшее разделение в Антиохийской Церкви. Две параллельные иерархии на протяжении многих лет не могли преодолеть возникшее разногласие, имея при этом православное исповедание. Одна из сторон поддерживалась св. Афанасием Великим и Римским престолом, а другая возглавлялась св. Мелетием Антиохийским, которого подозревали в арианских взглядах, которые он в действительности не разделял. Св. Мелетия поддерживал практически весь православный Восток. Лишь в 415 году, через почти полвека, христиане объединились, благодаря во многом миротворческим трудам Патриарха Антиохийского Александра. Блаженный Феодорит так описывает это великое событие в своей «Церковной истории»: «Божественный же Александр богат был подвигами, любомудрием и нестяжательностью жизни, текучестью слова и другими бесчисленными дарованиями. Он и партию великого Евстафия, которую не допустил до общения сперва Павлин, потом Евагрий, своим убеждением и увещанием присоединил к остальному телу церкви и устроил такой праздник, которому подобного никто никогда не видывал, ибо, созвав всех единоверных, как священнослужителей, так и прочих, пришел в их собрание и, взяв певцов, устроил один согласный гимн и через то от врагов, обращенных к западу, до величайшего храма всю площадь наполнил народом, как бы словесною рекою, по подобию реки, обтекавшей город. Смотря на это, и иудеи, и люди, зараженные арианством, и незначительный остаток язычников стенали и скорбели, ибо видели, что и другие потоки вливаются в море церкви» (Блаженный Феодорит Кирский. Церковная история. Книга 5. Глава 35).
 
В 796 году в Константинопольской Церкви произошло разделение из-за незаконного брака императора Константина, который насильно постриг в монашество свою жену и вступил в брак с другой. Св. Патриарх Тарасий хоть и не признал это венчание, тем не менее, не наказал священника совершившего оное. Из-за этого большое количество монашествующих во главе с прп. Феодором Студитом разорвало молитвенное общение со св. Тарасием. Благодаря мудрости св. Патриарха разделение прекратилось, но после избрания на патриарший престол в 806 году св. Никифора, который снял запрещение со священника, беззаконно венчавшего прелюбодейный брак императора, разделение возобновилось с новой силой. Св. Феодор так описывает произошедшие в те годы события: «Мы и не имеем общения с ним, как не имели и с предшествовавшим патриархом, когда он был в общении с прелюбодеем: мы были заключены, я - там, где ты находишься, а игумен и прочие - в Солуни. Но Бог опять собрал нас молитвами твоими; и мы вступили в общение с патриархом не как пришлось, но только после того, как он признал, что мы поступали хорошо. Если же тогда, когда совершалось прелюбодеяние и преступались правила, мы силой Божией не устрашились, то как же теперь, когда царская власть благочестива, мы будем бояться из-за одного пресвитера, и изменим истине, подвергая опасности душу свою?» (Прп. Феодор Студит. Послание 21. К Симеону, монаху). Разделение прекратилось только после того, как св. Никифор запретил беззаконного священника.
 
В X веке в Константинопольской Церкви произошло разделение из-за споров о четвертом браке императора Льва Мудрого. Собор 920 года приложил огромные усилия для примирения сторон, осудив четвертый брак. Грамота этого Собора была, в частности, опубликована в Кормчей книге Патриарха Московского Иосифа. Но миротворческие труды Собора, к сожалению, не привели к полному прекращению разделения, потребовалось еще почти 80 лет для того, чтобы от разномыслия не осталось и следа. В дальнейшем между православными еще не раз происходили споры, расторгавшие единство, но Бог в любви Своей врачевал эти язвы на теле Церкви.
 
В новейшей своей истории мы также имеем целый ряд примеров разделения между православными. В XVIII веке споры о некоторых частных богослужебных обычаях и об образе принятия новообрядцев привели к формальному разделению древлеправославных христиан на «диаконовцев» и «ветковцев». Со временем, когда наиболее лояльные к новообрядцам окончательно покинули Древлеправославную Церковь, отпав в учрежденное новообрядцами Единоверие, а излишне подозрительные и не склонные к миру перешли на беспоповские позиции, народ церковный преодолел разделение. Один из известных диаконовцев Илларион Кабанов, именовавшийся Ксеносом, так описывает взаимоотношение двух частей единого Православия: «Сии два общества хотя различались между собою в некоих вещах, и хотя бывали между их распри о каждении и о прочем, но отнюдь разделения между их не было, и преграды чиноприятию не поставляли, ни та, ни другая сторона, никогда, ни в каких отношениях. И они совокупно и братски между собой пребывали» (Письмо неизвестному архиерею. ОР РГБ Ф. 246. К. 208. Ед. хран. 1 Л. 111).
 
В ХХ веке между древлеправославными христианами возникло новое разномыслие относительно регистрации общин по закону от 17 октября 1906 года. Некоторые общины категорически отказались от государственной регистрации и разорвали общение со всеми древлеправославными общинами, получившими государственную регистрацию. На протяжении ряда лет стороны не могли прийти к согласию, но и старались избегать крайних суждений друг о друге. В 1912 году IV-й Всероссийский Съезд наших христиан, в связи с разделением противообщинников, принял следующее постановление: «Противообщинников считать сынами нашей единой Церкви, принимать их на общую молитву, открытие общин оставить на усмотрение каждого прихода, священников же и мирян, созывающих собрания против общин, Съездов и Совета Братства, и вносящих разделение в нашей Церкви, признавать раздорниками». Разделение длилось более 10 лет и закончилось только после падения монархии. В Деяниях V-го Всероссийского Съезда наших христиан так описано это радостное событие: «Ставится на обсуждение одиннадцатый вопрос программы Съезда «объединение приемлющих и неприемлющих общину».
 
Пронин просит о. Иоанна Ястребова ознакомить Съезд с постановлением Собрания неприемлющих общину, состоявшегося в хуторе Фроловом 14-15 мая сего года. Священник Иоанн Ястребов. Принимая во внимание падение старой власти Собрание в хуторе Фроловом вынесло постановление о желании соединения и, в связи с этим, обратилось в Совет Братства с воззванием о соединении… … После оного, состоялся акт примирения.
 
Перед иконой св. Николы о. А. Ковалевским и священноиноком Серафимом, со всеми присутствующими, положен семипоклонный начал. Председатель Съезда В.Н. Салищев прочел начал: Царю Небесный по Отче наш, тропарь св. Николе и Богородичен. Затем была прочитана молитва общего прощения, после стройным пением, всеми присутствующими исполнены песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа», «Утвержение на Тя надеющимся» и «На камени мя веры утверди»».
 
Через несколько лет, в 1923 году, когда наши христиане приняли в общение Архиепископа Николу (Позднева), некоторые из древлеправославных общин, поверив распространяемым об Архиепископе Николе ложным слухам, также прервали общение со своими братьями. Впрочем, через несколько лет, когда самой своей жизнью и служением на благо Церкви Архиепископ Никола со всей очевидностью показал искренность своего присоединение к нам, не принявшие его в начале, склонились к миру, а после присоединения к нам единоверческого Епископа Стефана (Расторгуева) разделение и вовсе прекратилось. Новое огорчение ждало Древлеправославную Церковь в послевоенные годы, когда после кровавых репрессий 1930-х годов древлеправославное духовенство находилось на нелегальном положении.
 
Когда государство несколько смягчило свое отношение к религии и позволило действовать легально, в Церкви произошли споры относительно преемства церковной власти. Небольшая группа клириков и мирян выразила сомнение в законности первосвятительской власти Архиепископа Иоанна (Калинина), что хоть и не породило реального разделения, но спровоцировало споры и разномыслия между христианами. Которые, впрочем, прекратились сами собой после отпадение зачинщиков в новообрядчество.
 
В 1988 году в Древлеправославной Церкви произошли новое разделение относительно вина для Святой Литургии и других церковных обычаев. Из-за разномыслия в этих вопросах Епископ Пермский Леонтий (Кречетов) и Епископ Московский Флавиан (Вдовин) разорвали общение с Архиепископом Геннадием (Антоновым). Но как это часто бывает, Бог прелагает плохое на доброе. В данном случае, трагедию разделения Господь превратил в торжество древлеправославной истины на Кавказе. Отделившиеся, желая укрепить сонм своих сторонников, с особым усердием понесли проповедь Древлеправославной веры грузинскому народу. В результате этой миссии большое количество природных грузин приняло крещение. Так чудесным образом грузинский народ обрел возможность вернуться к вере своих предков, отвергнув латинские обычаи господствующей в Грузии церкви, в частности обливательное крещение.
 
В начале этого века начался мирный диалог между разделившимися, в результате которого стороны пришли к единству, признав друг друга православными, а конфликт исчерпанным.
 
Так Русская Древлеправославная Церковь обрела единоверную себе сестру в лице автокефальной Грузинской Древлеправославной Церкви, что явилось очевидным свидетельством вселенского значения Древлеправославия, и посрамило тех, кто утверждает, что Древлеправославная вера - это местечковое мировоззрение религиозно-этнической общности русских старообрядцев.
 
Итак, как видится из приведенных выше церковно-исторических примеров, разногласия в частностях, безусловно, не должны нарушать единства веры, а если, все-таки, единство нарушилось, стороны должны приложить все усилия к восстановлению общения. Таковы ли разногласия между нами и подлинно ли мы едины в вере, а разделение вызвано исключительно недоразумением, покажет время и, как верим, в том числе, и мирный диалог, начавшейся между нами.
 
При этом в основу всякого диалога мы считаем правильным полагать мысль, заключающуюся в словах св. Григория Богослова: «Несогласие за благочестие гораздо лучше согласия по какой-нибудь страсти» (Слово 6-е), «Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего с Богом» (Слово 3-е).
 
2. Каково чинопоследование присоединения к РДЦ беспоповцев и христиан РПСЦ (предоставить для ознакомления официально используемый текст)?
 
Беспоповцев в Русскую Древлеправославную Церковь принимают 2-м чином – через отречение от ереси и миропомазание. Мы признаем беспоповцев еретиками 2-го чина, поскольку они отвергают веру в то, что приношение Бескровной Жертвы будет совершаться непрестанно, вплоть до Второго и Славного пришествия Христова. Следовательно, они отрицают Завет Господень о воспоминании Его во святой Евхаристии, чем лишают себя соединения со Спасителем в Причастии Его Крови и Плоти, добровольно лишаясь обожения к которому призваны.
 
При этом в виду того, что беспоповцы не имеют законной иерархии и крещение у них совершают миряне, помимо миропомазания, у нас над присоединяющимися от их обществ совершается обычно весь чин таинства крещения, со всеми положенными молитвами и чинопоследованиями. Лишь не совершается самого погружение в купель, которое не повторяется над ними по церковной икономии.
 
В момент, когда по чину крещения положено совершить погружение в воду, присоединяющийся от беспоповцев поставляется ногами в купель с освященной водой и священник, полагая ему на голову десницу, произносит: «Благословен Бог просвящая и освящая всякого человека грядущего в мир, ныне и присно и во веки веком, аминь». После этого присоединяемый человек выходит из купели и над ним далее совершается все, что определено чином крещения в Большом Потребнике и старопечатых чиновниках. Особого, специально составленного чинопоследования мы не имеем. Отречение же от беспоповских заблуждений, которое применяется у нас, прилагаем.
 
В случае, если присоединяющийся от беспоповцев высказывает смущение относительно поставление его в купель, ассоциируя данное действие с повторным крещением, то желая скорейшего обращения заблуждающегося к Церкви и снисходя к его немощи любовью, на основании церковных правил и церковно-исторических примеров, поставление в воду, а порой и предшествующие погружению молитвы и действия, опускаются. Такой подход утвержден нашим Освященным Собором 2012 года, соответствующее постановление которого прилагается.
 
Христиан-старообрядцев, признающих Белокринцкую иерархию, в частности христиан РПСЦ, у нас на данный момент принимают согласно определению Московского Собора 1924 года, который утвердил постановления прежде бывших Съездов о присоединении таковых лиц, через исповедание веры и довершение их крещения таинством миропомазания.
 
Причиной появления именно такого чинопоследования является отсутствие у нас на данный момент с нашей точки зрения достаточных оснований для признания законными хиротоний, совершенных митрополитом Амвросием Белокриницким. При этом наши Соборы сочли необходимым продолжать исследование данного вопроса, следствием чего является и начавшийся между нами диалог.
 
Отдельно следует сказать о христианах, именуемых часовенными, которые утратили связь с древлеправославным священством в силу сложных исторических обстоятельств. Считая их своими единоверными братьями, мы принимаем их в общение без всякого чина, лишь навершая их крещение таинством миропомазания, таким же образом, как и вообще навершаем крещение всех, кто крещен мирянином.
 
 
Град Москва
Лета 7522-го декабря месяца 10-го (23-го) дня
На память св. мученик Мины, Ермогена и Еграфа
 
 
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР
 
Епископ Сибирский СЕРГИЙ
 
Епископ Нижневолжский САВИН
 
Протоиерей и представитель Преосвященного Иакова, епископа Сионского и Западноевропейского ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)
 
Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ
 
Епископ Украинский НИКОЛА
 
 
 

 
 
 
Категория: Соборы, съезды | Просмотров: 1470 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 5
1 glrem  
-2
По мнению начальствующих РДЦ, при приёме в беглопоповское сообщество издругих конфессий. Часовенный наставник более эффективно проводит обряд крещения,
чем Белокриницкий поп. Даже в этом казусе, наблюдается ненавистническая суть,
Позднеевского пошиба никонианствующих древлеверов. Истинные Староверы должны,
как можно дальше дистанцироваться от этих самосвятов, - пятой колоны РПЦ.

5 Борисъ  
-1
Как точно подметили, что наблюдается ненавистническая суть. РДЦ пытается играть роль , а представители  РПСЦ  по наивности или... пытаются им подыграть.

2 Alexej  
5
Господа! Главным вопросом и основополагающим в диалоге Церквей, должен являться вопрос о Митрополите Амвросии и законности Белокринницкой иерархии как более старшей "по возрасту".Не вижу смысла взаимно зондировать "второстепенные" вопросы не разобравшись в краеугольном!

4 Gleb1974  
0
Тут нечего зондировать. Написаны десятки если не сотни трудов как в защиту РДЦ так и в защиту БИ. Остается только прочитать весь корпус этих материалов и сделать для себя соответствующие выводы. Не нравится РДЦ иди в РПСЦ, не нравиться РПСЦ иди в РДЦ. Вот и вся проблема. Кто никак не может для себя решить долгое время тот рискует умереть вообще некрещеным и отправиться на теплые берега геены огненной.

3 glrem  
-3
Беглопоповцы, никониане и прочие, вот уже 167 лет лукавозондируют митрополита Амвросия. Потому, как преемственность их клириков, по
большому счету, после его перехода к Старообрядцам, фактически стала не
легитимной в истинно Русском Православии.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]