Главная » 2011»Октябрь»16 » В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь. Памяти Петра Ивановича Власова
17:37
В.Н.Анисимова. Рогожский некрополь. Памяти Петра Ивановича Власова
Сегодня день памяти Петра Ивановича Власова (10.01.1893 – 16.10.1953), старообрядческого писателя, историка, библиографа, большого знатока старообрядческой литературы.
Петр Иванович Власов
(фото на надгробном памятнике)
Петр Иванович Власов родился в семье старообрядческого священника о. Иоанна Васильевича Власова, хранителя библиотеки Рогожского кладбища, составившего ее первое описание. По словам Ф.Е.Мельникова «П.П.(?) Власов был кропотливым и усердным собирателем исторических материалов по старообрядчеству и ученым их критиком». Более двадцати его исторических статей и записок напечатано в старообрядческих журналах. Статья П.Власова «Иерархи старообрядческой Церкви (от митрополита Амвросия до наших дней» (части1–3) была опубликована в журнале «Церковь» (1913 г.). Им были изданы сборники «Материалы для истории старообрядчества серед. XIX стол. Письма старообрядческих деятелей» и «Из истории старообрядческой иерархии» (выпуски I-II и III). П.И.Власов преподавал историю старообрядческой литературы в Московском Старообрядческом Учительском Институте (с 1916 г.). Весной 1918 г. в Старообрядческой Народной академии им был прочитан курс лекций «История старообрядческой литературы XVII века».
Сборник "Из истории старообрядческой иерархии", вып. (I-II) из собрания РГБ с дарственной надписью «С.Г.Фомичеву от автора»
Сборник "Из истории старообрядческой иерархии", вып. III из собрания Императорского Московского Румянцевского Музея
Сборник "Письма старообрядческих деятелей" из собрания РГБ с автографом П.И.Власова «В библiотеку Рогожскаго кладбища».
В этой книге опубликованы три портрета старообрядческих архиереев с автографами из собрания П.И.Власова.
Архiепископъ
Антонiй московскiй. Ида будетъ свами Миръ милость Господа нашего Iсуса Христа люби бога иотца и причастiя святаго духа, и мое Архипа. благословенiе, А.А. 7364 лета, месяца марта 12. числа.
Епископъ Кононъ новозыбковскiй. Желаю Вамъ Отъ Господа всякаго благополучiя и душевнаго спасенiя и свидетельствуя мое Вамъ истинное почтенiе, остаюсь навсегда Вамъ Благодетелнейшiй Отецъ чесной Преданнейшiй Кононъ Поклонитесь отъ меня ниско и всемъ достопочтеннейшимъ отцамъ 15 мая Суздаль
Епископъ Пафнутiй казанскiй. И да поспешитъ Вамъ Господь Богъ во всехъ благихъ и душеспасительныхъ предпрiятiяхъ За симъ имею пребыть съ христiянскою любовею къ Вамъ Убогiй Богомолецъ Еп. Пафнутiй. 19 Ноября 1882 года Замечание: м.б. «любовiю».
О жизни и деятельности П.И.Власова в годы советской власти можно узнать из текста доклада В.Н.Анисимовой ««Пора признать историческую правоту старообрядчества»: Из переписки П.И.Власова с В.И.Малышевым», представленного на X Международную научно-практическую конференцию «Старообрядчество: история, культура, современность», посвящённую 390-летию со дня рождения священномученика и исповедника протопопа Аввакума (14 – 17 ноября 2011, Москва). В докладе содержатся ранее не публиковавшиеся сведения. Прочесть доклад можно на сайте: http://www.borovskold.ru/content.php?page=lonuemcd_rus&id=120&sid=83
Умер Петр Иванович Власов 16 октября 1953 г. Похоронен на Рогожском кладбище (уч.2) вместе с родными напротив архиерейского участка, где покоится его отец, священник Иоанн Васильевич Власов (1860–1910). Под восьмиконечным крестом с навершием покоятся мать Феоктиста Федоровна Власова (1863–1936) и младенцы Петр, Иоанн, Василий, Екатерина, Валентина, Клавдия, Иулия и Ольга (надпись на табличке). В этой же ограде покоятся сестры Петра Ивановича Агния Ивановна (1893 – 1944) и Анна Ивановна (1902–1996) Власовы . Александра Георгиевна Власова (1897–1975), жена Петра Ивановича, захоронена в могилу мужа. Последним захоронен Власов Л.К. (1930–2007), сын Анны Ивановны Власовой. Потомков нет.
Да упокоит Господь Бог в своих вечных селениях раба Божиего Петра!
Нет, тот был епископом Коломенским, а это Казанский. Но тоже ярый апологет Окружного послания и, прошу прощения, большой интриган. Вел борьбу с архиепископом Антонием, с митрополитом Белокриницким Кириллом, пытался добиться запрещения еп.Самарского Алексия и т.д. Преимущественно этим и занимался. Про него говорили, что он ведет переговоры о переходе к никонианам, но он не ушел. Полагаю, из-за того, что надеялся возглавить московскую архиепископию. У него была идея долгое время - отстранить архиепископа Антония или создать при нем некий совет, этакую "семибоярщину", ну а во главе - он сам, естественно. Известны как минимум два документа на эту тему, они опубликованы в Книжнице. Оба - от лица "народа": от казанского общества и от николаевского общества. Слог один и явно, самого епископа, а не прихожан. Во всяком случае, николаевские такое написать точно не могли. Я в архивах копалась и видела документы, написанные николаевской общиной. Там народ был совсем малограмотный. Но подписывались дружно под епископским воззванием. А епископу до народа дела особо не было. Он неоднократно заявлял об отказе от управления епархией, его умоляли, потом снова отказывался и т.д. Делами епархиальными почти не занимался - ОП проталкивал и защищал. Епархия при нем пришла в упадок - есть письмо казанского попечителя Карпова самарскому епископу Амвросию, тоже в Книжнице опубликовано, впечатляет. Слезно попа просят - это в Казани-то, центре епархии, много лет попа не было. Многие его помощники ближайшие к никонианам ушли. А так - благообразный старец, ничего не скажешь.
Да, а после того, как отбил-таки Окружное послание, после разделения с противоокружниками, выдвинул новый богословский тезис - о наличии благодати у никониан. Отсюда до объединения - только миг, как понимаешь. Идея эта пришлась тогда по вкусу многим. Сам он, кстати, тоже из никониан.
Простите, а не подскажите ли где можно прочесть о попытке Пафнутия добиться запрещения еп. Самарского Алексия? Есть ли какие то документальные подтверждения слухам о том что он ведет переговоры с Никонианами? Ведь он был рьяным сторонником окружного послания слухи могли основываться лишь на этом.
В сборнике "Архив раскольничьего архиепископа Амвросия", изданном в 1893 году К.Поповым, имеется подборка документов под названием "Дело священноинока Алексия, ныне лже-епископа г.Самары, обвиняемого в сожительстве с инокинею". Сведения об этом разбросаны также в Переписке раскольнических деятелей и Летописях раскола за разные годы, изданных Субботиным.
Документальных свидетельств переговоров, скорее всего, нет. Вряд ли такие встречи, если они были, протоколировались. Однако многочисленные письма, воспоминания его соратников, союзников, даже разнообразные оговорки и недомолвки, а также отзывы о нем его современников и следующего поколения белокриницких епископов и церковных деятелей вполне позволяют, как минимум, не удивляться такой возможности. Что касается ОП, то еп.Пафнутий был не просто рьяным сторонником, а одним из заказчиков ОП, это раз. И главное: это ведь сейчас ОП пытаются представить этаким богословским документом. А тогда-то все - и сторонники и противники ОП - ясно понимали, что это никакой не богословский документ, а чисто политический, и цели он преследует вполне понятные.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]